Методическая разработка «Экологические проблемы и логические операции»
Логические операции с элементами экологии.
Цели урока:
- обучающие:
ознакомить с понятиями: логика, понятие, высказывание, умозаключение;
ввести обозначения логических операций: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция и исключающая «или»;
дать понятия таблиц истинности логических операций;
способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний;
познакомить с экологической ситуацией при работе и утилизации компьютеров.
-развивающие:
создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков, умений работать с ЭОР и ЦОР, умений анализировать ответ одноклассника;
способствовать развитию познавательного интереса;
-воспитательные:
воспитывать культуру общения в ходе групповой и фронтальной работы.
План работы.
Организационный момент – 2 мин.
Подготовка к усвоению нового материала - 8 мин.
Новый материал- 25 мин.
Подведение итогов- 3 мин.
Домашнее задание- 2 мин.
Оборудование
Доска, компьютер, презентация
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Приветствие, готовность к уроку.
- Отметить отсутствующих.
- Знакомство с планом урока.
ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Компьютер стал мне лучшим другом,
А раньше я дружил с людьми,
Сейчас сижу я днем и ночью,
И в выходные рядом с ним.
Не езжу ни к родным, ни близким,
Ведь он мне близкий и родной,
Компьютер стал мне лучшим другом,
Я изменился. Я другой.
Давайте устно ответим на несколько вопросов.
- Наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
- от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и логос — слово, учение.
Как вы думаете, о чем идет речь? (Экология).
Ребус на доске. (Ответ: Человек)
Давайте подумаем, к какому же типу относятся данные задачи? (логические)
Конечно же, мы отнесем их логическим, то есть от нашего умения мыслить мы можем прийти к правильному решению.
А как человек мыслит? Что в нашей речи является высказыванием, а что - нет?
На эти и некоторые другие вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня на уроке. Так же познакомимся с основными логическими выражениями и операциями, узнаем некоторые составляющие нашего мышления. Позже узнаем, как они связаны с компьютером и информатикой. Также сегодня мы узнаем о воздействии работы компьютеров на окружающую среду, т.е. поговорим о информатике и экологии.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
- Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и тему урока «Элементы алгебры логики. Основные логические операции».
- Что же изучает логика? (слайд 2)
Логика – (от древнегреч. logoz - слово, мысль, понятие, рассуждение) - наука о законах и формах мышления.
- И тогда, давайте попробуем понять, чем же занимается алгебра логики!? Алгебра логики изучает общие операции над высказываниями.
Основы данной алгебры были положены английским математиком Джорджем Булем в 19 веке, также называли булевой алгеброй.
Определим, что же такое высказывание?
Высказывание (суждение) - это повествовательное предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное. По поводу любого высказывания можно сказать истинно оно или ложно.
Доклад ученика о работе компьютеров и выделение ими углекислого газа.
Рассмотрим примеры:
Из данных предложений выберите те, которые являются высказываниями:
Ученики: устно отвечают, обосновывая ответ.
Человечество выбрасывает в атмосферу огромное количество углекислого газа.
2% всех выбросов приходится на электронику?
Ученик спросил: «Вы спасаете окружающую среду?».
Запрос в Google порождает углекислого газа, сколько выброшено при работе двигателя автомобиля длительностью около минуты.
x<12
18 грамм СО2 выделяется каждый раз, когда очередной предмет выставляется на интернет-аукционе.
Запишите домашнее задание.
Приведите два-три примера предложений, которые будут являться высказываниями.
Из данных высказываний необходимо выбрать истинные:
Ученые предсказывают лишь увеличение выбросов СО2 в пять раз. (Ложно)
К снижению темпов роста выбросов углекислоты приведёт установка нового ПО. (Истинно)
Создание чипсетов компьютеров будет происходить по технологии 22 нм, а не 50 нм. (Ложно)
Все мощные ресурсы Сети обладают большими серверными лабораториями, в которых может находиться один сервер. (Ложно)
При работе сервера в окружающую среду выделяется очень большое количество тепла и углекислого газа. (Истинно)
Высказывания могут быть простыми и составными;
Истинность простых высказываний определяется на основании здравого смысла;
Истинность составных высказываний определяется с помощью алгебры высказываний.
В алгебре высказываний простым высказываниям ставятся в соответствие логические переменные, обозначаемые латинскими буквами:
Например: A – «Все мощные ресурсы Сети обладают большими серверными лабораториями, в которых может находиться один сервер»,
B – «Ученые предсказывают увеличение выбросов в полтора раза»
Если высказывание истинно, то ему соответствует значение логической переменной 1, если ложно – 0;
Тогда: A = 0, B = 1
Над высказываниями можно производить определенные логические операции, в результате которых получаются новые, составные высказывания.
Рассмотрим основные логические операции.
Логическое отрицание (инверсия)
Л огическое отрицание образуется из высказывания с помощью добавления частицы «не» или использования оборота речи «неверно, что…».
Обозначения: ¬А; .
Таблица истинности | Инверсия высказывания истинна, когда высказывание ложно, и ложна, когда высказывание истинно. | |
А | A | |
0 | 1 | |
1 | 0 |
Примечания:
Логики при образовании инверсии предпочитают иметь дело с оборотом речи «неверно, что», поскольку тем самым подчёркивают отрицание всего высказывания.
Рассмотрим следующий пример:
Постройте отрицания следующих высказываний:
Не требуется принимать меры по уменьшению выбросов в атмосферу.
Компании-владельцы серверных лабораторий признаются в том, что они каким-либо образом пагубно влияют на природу вокруг, в частности на выбросы углекислоты.
Доклад ученика о проблеме утилизации компьютеров.
Логическое умножение (конъюнкция)
Логическое умножение - конъюнкция (лат. conjunctio — соединение) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью союза «и».
Обозначения: А·В; А^В; А&В.
Таблица истинности | Конъюнкция двух высказываний истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны, и ложна, когда хотя бы одно высказывание ложно. | ||||||||||||||
|
Рассмотрим следующий пример.
Даны высказывания: D – «Постепенно возникает проблема: а что делать со старой техникой», (Истинно)
S – «На сегодняшний день (по разным оценкам специалистов), объём выпущенных в мире ПК составляет 10 миллиардов», (Ложно)
Давайте вместе попробуем сформулировать на обычном языке высказывание A=S&D, и определим его истинность.
Ученики: пробуют самостоятельно сформулировать высказывания.
Логическое сложение (дизъюнкция)
Логическое сложение – дизъюнкция (лат. disjunctio — разделение) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью союза «или».
Обозначение: А В; A+B.
Таблица истинности | Дизъюнкция двух высказываний ложна тогда и только тогда, когда оба высказывания ложны, и истинна, когда хотя бы одно высказывание истинно. | ||||||||||||||
|
Рассмотрим следующий пример.
Даны высказывания: M – «Утилизация пластиков, содержащих ароматические углеводороды, органические хлорпроизводные соединения не является насущной проблемой экологии». (Ложно)
N – «Вся оргтехника включает в свой состав как органические составляющие (пластик различных видов, материалы на основе поливинилхлорида, фенолформальдегида), так и почти полный набор металлов». (Истинно)
Сформулируйте на обычном языке высказывание K=M Ú N, и определить его истинность.
Ученики: самостоятельно формулируют высказывания.
Приоритет операций:
инверсия;
конъюнкция;
дизъюнкция;
- Именно в таком порядке реализуется приоритет логических операций.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Какие существуют основные формы мышления?
- Может ли быть высказывание выражено в форме вопросительного предложения?
- С какими логическими операциями вы познакомились?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- к сл. среде – 2 доклада Дж. Буль, Аристотель
- Записи в тетради (таблицы истинности),
Задание 1. Приведите по 1 ложному и одному истинному высказыванию из школьных дисциплин: математики, литературы, географии, биологии и т.д.
Задание 2. В следующих высказываниях выделите простые, обозначив каждое из них буквой. Запишите их с помощью букв и знаков логических операций и определите - ложны они или истины.
Утилизация оргтехники физическими лицами происходит так - выбросил на свалку или разборка на части для дальнейшего применения.
В аккумуляторах ноутбуков и экранах устаревших моделей имеется определенное количество ртути, которая также очень опасна для организма.
Металлы, как свинец, сурьма, ртуть, кадмий, мышьяк входящие в состав электронных компонентов переходят под воздействием внешних условий в органические и растворимые соединения и становятся сильнейшими ядами.