Методическая рекомендация «Формирование экологической культуры школьников посредством экологических операций»

4
1
Материал опубликован 8 February 2021

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»






«Формирование экологической культуры школьников посредством экологических операций»

(методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, учителям биологии)


t1612765392aa.jpg




















Составитель:

Шухлина Людмила Александровна

методист 1 кв. категории







г. Кувандык, 2020год

Содержание


п/п

Наименование тем

стр

1

Объяснительная записка


3

2

Организация работы в учреждении дополнительного образования при проведении экологических операций


5

3

Руководство к действию как спланировать и провести операцию по охране дикорастущих первоцветов


6

4

Заключение


15

5

Литература


16

6

Приложение


17

























Аннотация. Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования естественнонаучной направленности и учителям биологии школ.

В методических рекомендациях раскрываются особенности проведения экологической операции «Первоцветы» как фактора развития экологической культуры школьников.

В приложении содержатся материалы для каждой возрастной группы учащихся, которые окажут действенную помощь при подготовке мероприятий в рамках операции.

Данные методические рекомендации помогут педагогам при планировании операции «Первоцвет» и привлечении обучающихся разного возраста к природоохранной деятельности.


Автор-составитель: Шухлина Людмила Александровна, методист 1 квалификационной категории МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»


«Формирование экологической культуры школьников посредством экологических операций» (методические рекомендации).- г. Кувандык, 2020. – с.39






















Объяснительная записка

В начале третьего тысячелетия, в эпоху интенсификации всех сфер человеческой деятельности, в эпоху компьютеризации у человека остается все меньше времени на общение с природой. Замена непосредственного общения с живыми объектами чтением книг о них или просмотром специальных телевизионных программ не решает проблемы. Человек, оторванный от природы, не осознает себя ее частью. Особую актуальность эта проблема получает в рамках образования и воспитания детей, так как в школьные годы формируется личность человека, ее ценности и интересы.

Современная критическая экологическая ситуация, когда исчезает естественная красота природы, ухудшаются условия местообитания человека заставляет общество задуматься о будущем.

Воспитание экологической культуры – одно из основных средств выхода из экологического кризиса, на грани которого находиться наша Земля.

В условиях обостряющейся экологической обстановки крайне необходимым является экологическое воспитание школьников через природоохранную деятельность.

Опыт показывает, что участие в практических природоохранных мероприятиях позволяет ребенку лучше адаптироваться в обществе, создает стимул для личностного роста и творческого саморазвития. Осознавая свою причастность, пусть к небольшому, но значимому для общества и природы делу, обучающиеся не только решают конкретные природоохранные задачи, но и находят новых друзей, учатся общаться в коллективе, приобретают новые навыки и умения.

Трудовая деятельность природоохранного характера на практическом уровне обогащают опыт эмоциональных переживаний детей и подростков, способствуя становлению опыта поведения в природных условиях.

Продуманная организация природоохранной деятельности способствует повышению интереса детей к природе, совершенствует их экологические знания, расширяет их представление о природе, учит бережному отношению к ней.

Опыт показывает, что сформировать у обучающихся бережное отношение к природе может педагог, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне. Развивая средствами природы духовный мир детей, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам педагог, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней обучающиеся.


Цель методической разработки: оказание методической помощи педагогам в организации деятельности по формированию экологической культуры учащихся разной возрастной группы посредством вовлечения их в природоохранные экологические операции.

Задачи:

- приобщить обучающихся к изучению и сохранению культурно-исторического прошлого родного края, к участию в посильных природоохранных мероприятиях, направленных на сохранение конкретных природных объектов;

- развивать самостоятельность в действиях по улучшению экологической обстановки;

- формировать привычки соблюдать экологические предписания и запреты, желание решать экологические проблемы своей местности.

Ожидаемые результаты:

Овладение опытом организации природоохранных операций может способствовать:

- активизации позиции участников экологической операции по отношению к окружающей среде и проблемам экологии;

- развитию творческой активности обучающихся, выражающихся в участии в научно – исследовательской деятельности, участии в олимпиадах, конкурсах различной направленности.

-развитию познавательной активности, выражающееся в повышении качества образования.

Участвуя в экологических операциях, обучающиеся приобретают умение ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации, учатся делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Приобретают опыт, навыки исследовательской работы и активной природоохранной деятельности в партнерстве с природоохранными ведомствами и местными органами власти, глубоко познают историю, культуру и природу родного края, а также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения.


Организация работы при проведении экологической

операции «Первоцвет».

Одним из путей природоохранной деятельности является организация и проведение экологических операций. Экологические операции способствуют развитию у обучающихся гражданской ответственности и экологической культуры на основе изучения природы, истории и традиций своего края через вовлечение детей, родителей и жителей в природоохранную деятельность для улучшения экологической обстановки родного края.

Цель каждой экологической операции важна и благородна: сохранить живую природу, развить самостоятельность в действиях по улучшению экологической обстановки, формировать эстетическое восприятие природы, стремление беречь и охранять ее, заставить всех землян задуматься о грозящей катастрофе, пагубности подрыва разумного равновесия между производственно-экономической деятельностью человека и биосферой.

В процессе экологических операций решается ряд задач:

- воспитание у обучающихся бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям как историческому, культурному и природоохранному наследию;

- формирование у подрастающего поколения экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством.

Одной из экологических операций неравнодушных к сохранению окружающей природной среды людей, является операция «Первоцвет», направленная на сохранение редких видов раннецветущих растений. Сейчас многие из них оказались под угрозой полного исчезновения. Десятки тысяч их уничтожаются ради того, чтобы украсить квартиры на несколько праздничных дней, а затем просто завянуть. Первоцветы – первые цветы, которые цветут практически сразу после схода снега. Через неделю после появления на свет они уже цветут, а еще через пару недель появляются плоды с семенами. На Руси считали, что первоцветы вырастают там, где ударит первая молния. В скандинавских преданиях первоцвет – это не что иное, как ключик богини весны Фреи, которым она отпирает двери теплу после долгой зимы. А в середине века их считали ключиками апостола Петра от двери в царство небесное, нечаянно оброненными на землю. В листьях первоцветов содержится витамин С, недаром в Англии некоторые первоцветы используют для приготовления весенних салатов.


Руководство к действию как спланировать и провести операцию

по охране дикорастущих первоцветов.

При планировании операции перед педагогическим коллективом организаторов встает вопрос о подборе форм проведения мероприятия. Целесообразно провести ознакомительные экскурсии, познакомить участников с планом мероприятий.

При выборе форм необходимо руководствоваться возрастными особенностями обучающихся. Операция «Первоцвет» является одним из ряда природоохранных мероприятий, для которых очень важно участие обучающихся как при подготовке, так и проведении самого мероприятия. Для младшего и среднего возраста, возможно, организовать различные экологические интеллектуальные и развлекательные массовые мероприятия (КВН, устные журналы, викторины и т.д.) с целью формирования у обучающихся активной жизненной позиции. Важно, чтобы организованное мероприятие заняло определенное место в системе экологического образования обучающихся. Поэтому, так необходимо, чтобы вместе с взрослыми дети участвовали в подготовке мероприятия и являлись его участниками.

Проведение экологической операции предполагает наличие основных этапов.

I этап. Подготовительный.

На этом этапе рекомендуем организаторам провести ознакомление всех обучающихся с положением о проведении экологической операции «Первоцвет», ее значении для нашей местности. Определить проблему, выделить основную цель и задачи, время и место проведения, составить план действий, подобрать мероприятия по охране раннецветущих растений.

С целью определения уровня готовности обучающихся к выполнению экологически значимых видов деятельности рекомендуем провести диагностические тесты (Приложение 1).

На подготовительном этапе создается судейская комиссия. Подготовка призов и наград за участие в конкурсах в рамках экологической операции.


II этап. Ознакомительный. На этом этапе, после ознакомления обучающихся с особенностями проведения операции, рекомендуется провести ознакомительные экскурсии, привлечь их для самостоятельной практической деятельности по организации рейдов, исследовательской работе, развешиванию листовок, подготовке и участию в массовых мероприятиях.


III этап. Экспериментальный или практический. На этом этапе предполагается личное участие обучающихся в практической работе по охране природы. Целесообразно проводить экскурсии в природу, т.к. экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания обучающихся. На экскурсиях обучающиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Цель этого этапа – выявление и изучение мест произрастания первоцветов.

Программа исследования.

Подготовка исследования. Прежде чем отправиться на поиски первоцветов, изучите по литературе, как выглядят эти растения и в каких биотопах они произрастают. Чтобы ваши поиски были целенаправленными. Для этого можно воспользоваться различными ботаническими определителями и атласами растений, энциклопедиями.

ВНИМАНИЕ! Проводя Ваши наблюдения, пожалуйста, заботьтесь о том, чтобы не причинить ущерба растениям и не побеспокоить животных! Ни в коем случае не рвите первоцветы, даже для гербария: показывать растения детям лучше живыми и в естественной среде обитания! Проведите соответствующий инструктаж для воспитанников перед началом экскурсии и постарайтесь объяснить, почему это важно.

Выявление мест произрастания весенних растений. Когда вы узнали, как выглядят растения, можно начать обследовать окрестные парки, рощи, скверы, луга и леса. Вы наверняка обнаружите некоторые виды первых цветущих весенних растений. Места произрастания найденных видов первоцветов нужно обозначить на картосхеме территории вашего обследования. Эту картосхему вы можете составить самостоятельно или воспользоваться уже существующим планом или картой местности, которые находятся в вашей администрации.

Выбор участка для проведения исследования. Следующим шагом вам предстоит выбрать из числа уже выявленных мест произрастания первоцветов только одно для дальнейшего исследования. Именно на этой территории вам предстоит сконцентрировать все свое внимание, поэтому постарайтесь ограничиться только той территорией, которую реально можете взять под свою опеку и наблюдение. Желательно, чтобы на ней обитали несколько видов весенних первоцветов.

Сроки и периодичность проведения исследования. Теперь, когда вы определились с местом исследования можно приступить к наблюдениям. Посещать выбранные места необходимо не менее двух раз в неделю, в будние и выходные дни. Это важно для полноты наблюдения, так как воздействие на растения и места их обитания может меняться с течением времени. Наилучший период для наблюдения первоцветов – апрель и первая половина мая.

Документирование наблюдений. Любые научные наблюдения обязательно требуется документировать. Для удобства такой документации предлагается форма журнала учета наблюдений, которая поможет вам последовательно описать исследуемую территорию и изменения, происходящие на ней в течение всего времени вашей работы. Если вам будет недостаточно одного листа журнала, вы можете продолжить наблюдения на следующем. Одновременно с журналом следует вести записи в тетради, которую правильнее назвать дневником.




Погодные условия

Время суток

Дата

Участники наблюдения

Особенности наблюдаемой территории (разновидности мусора на участке, появление свежих костровищ, встреченные животные и другие наблюдения)







В журнале следует заполнить следующие графы:

Точное географическое положение. В этой графе нужно указать как можно более точно «адрес» места вашего исследования: населенный пункт, улицу или других ориентиров, название парка или леса. Очень полезно изобразить карандашом схему расположения вашего участка на местности с нанесением всех ориентиров на обратной стороне карточки.

Характер растительного сообщества. Необходимо кратко описать фитоценоз, в котором вы наблюдаете весенние растения: тип фитоценоза и видовой состав преобладающих древесных растений. Например, смешанный лес с преобладанием ели обыкновенной и дуба черешчатого. Затем необходимо вписать присутствие на вашем участке раннецветущие растения, а также отметить обилие растений на исследуемой территории. Список первоцветов оформляется в столбик следующим образом:

Сем. Ranunculaceae – Лютиковые

Ticaria verna – Чистяк весенний

Сем. Fumariaceae – Дымянковые

Анализируя список, указать, сколько всего видов первоцветов было выявлено, какие являются редкими, исчезающими, сокращающими свою численность. В таблицу вносятся все встреченные и определенные растения, которые располагаются в порядке убывания видов.

Таблица 1.

Семейства

Число видов

Обилие

%


Итого:

Всего:

100


Обильно (Об) – в очень большом количестве (более 90%);

(Об3) - очень обильно (70-90%)

(Об2) - обильно (50-70%)

(Об1) - довольно обильно (30-50%)

Изредка (Изр.) - в небольшом количестве (10-30%)

Редко (Р.) - очень мало (менее 10%)

Единично (Ед.) - одно растение на площадке.

Обилие или степень участия видов в травостое. В графе «обилие» следует отметить, какую часть территории занимает каждый из отмеченных видов растений. Попробуйте оценить в процентах территорию занятую конкретным видом растения от общей территории исследования. Для этого визуально оцените территорию, попадающую в ваше поле зрения. Если растение занимает половину всей видовой территории, то это 50% , четверть – 25% и так далее. Сделайте это в нескольких местах вашего участка и укажите в журнале среднее значение. Некоторые растения могут встречаться единичными экземплярами, которые невозможно оценить в процентах. Для таких видов обилие можно обозначить как менее 1% - «<1». Ваши исследования займут сравнительно небольшой промежуток времени. И даже если они продляться месяц, обилие растений существенно не изменится, поэтому в журнале этот показатель следует оценить и указать только 1 раз. Заметно будет изменяться состояние растений, точнее фаза их развития.

Преобладающая фаза развития растений. Во время каждого выхода на место исследования нужно отметить, в каких из фаз развития находятся большинство наблюдаемых растений. В графах, соответствующих дате наблюдения, следует указать сокращенно фазу развития каждого вида.

Фазы развития растений:

вс - всходы (растения только начинают появляться из под земли);

вг - вегетативное состояние (растения с развитыми листьями, но без бутонов);

б - бутоны (растения с бутонами);

ц – цветение;

п – плодоношение (растения отцвели и формируют плоды);

квг – конец вегетации (растения рассеяли семена, их листья начинают желтеть).

Степень антропогенного воздействия. Также во время каждого посещения исследуемой территории следует оценить воздействие человека на растения и места их произрастания. Такое воздействие называют антропогенным (название происходит от греческих корней «антропос» − человек, «генез» - производитель). Для каждого вида воздействия нужно указать степень его проявления на наблюдаемой территории в баллах. Баллы оценки для степени воздействия:

0 - отсутствует;

1 - слабо;

2 – умеренно;

3 – сильно.

Следы сбора растений. Следами сбора растений можно считать следы обрыва растений и участки с затоптанными и вырванными растениями.

Баллы оценки:

0 - отсутствует;

1 - слабо (наблюдаются отдельные следы сбора растений);

2 - умеренно (наблюдаются следы сбора растений в нескольких местах);

3 - сильно (наблюдаются многочисленные следы сбора растений по всей территории, оборванные растения, значительные участки вытоптаны).

Наличие мусора. Мусором считают все, что искусственно привнесено на территорию: строительный материал, жестяные банки, битое стекло или стеклянные и пластиковые бутылки и банки, бумага и другие бытовые отходы.

Баллы оценки:

0 - отсутствует (мусор полностью отсутствует);

1- слабо (мусор встречается единично);

2 - умеренно (отдельный мусор встречается периодически);

3 - сильно (территория сильно замусорена или есть мусорная свалка).

ВНИМАНИЕ! Не забудьте взять с собой несколько мусорных пакетов и перчатки, чтобы собрать мусор, который вы в силах убрать.

Наличие костровищ.

0 - отсутствует (места, где был костер, отсутствует);

1- слабо (одно костровище);

2 - умеренно (наличие двух костровищ);

3 - сильно (наличие более двух костровищ).

Присутствие людей, собирающих растения и отдыхающих, нужно указать в журнале цифрой, соответствующей их количеству на исследуемой территории.

Отчет о проведенной экспериментальной (практической) работе.

После окончания вашей практической работы в защиту весенних растений необходимо обсудить результаты проделанной работы и сформировать отчет. Подумайте, что было сделано хорошо, а что можно было бы улучшить (и как именно этого добиться). Подробно опишите все ваши исследования и их результаты. В качестве иллюстраций используйте рисунки, таблицы, фотографии.

Обучающиеся младшего возраста могут разработать экологические проекты. Проекты могут выполнятся индивидуально, группами и всем коллективом. Перед тем как начать работу можно посетовать на то, что люди обычно не обращают внимания на многое, например растения. Растениям грустно, им не хватает нашего внимания, заботы, тепла. Особенно в этот период нуждаются в защите – первоцветы (приложение 2).


IV этап. Пропагандистская и агитационная деятельность.

Чтобы сохранить первоцветы недостаточно только знаний о них, необходимо осознание среди многих людей неприкосновенности этих растений и необходимости бережного отношения к местам их произрастания. Этого можно достичь, используя различные способы пропаганды:

Разъяснительная работа с продавцами растений.


Следует помнить, что дикорастущие растения охраняются Кодексом РФ об административных нарушениях (Ст. 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений»). Разговаривая с людьми, необходимо владеть информацией о масштабах проблемы. Полезно иметь с собой и раздаточный материал в виде листовок. Ни в коем случае нельзя вступать в прямой конфликт с людьми. Помните, что всегда нужно быть вежливыми. За помощью можно обратиться в администрацию рынка или местную торговую инспекцию.

С целью ознакомления населения с необходимостью защиты и охраны раннецветущих растений целесообразно использовать различные способы пропагандистской деятельности в сочетании с разнообразными формами работы

Пропаганда среди покупателей. Если не будет спроса, то не будет и предложения, так как продают именно то, что покупают. Учитывая, что люди также собирают весенние растения не для продажи, а для себя, то такая пропаганда становиться особенно важной. Работу среди населения можно организовать на рынке: распространяя листовки или разговаривая с покупателями растений, развешивая плакаты или устраивая раздачу изготовленных обучающимися открыток с изображением первоцветов взамен настоящим цветам. Можно проводить опрос людей по заранее заготовленным анкетным вопросам, учитывая число ответивших. Это дает интересный и полезный материал, который поможет в дальнейшем планировать работу по пропаганде: он может стать основой для ежегодных исследований и поможет вам оценить эффективность вашей работы.

Примеры вопросов, которые можно задавать возможным покупателям:

- Расстроитесь ли Вы, если Вам подарят редкие дикорастущие цветы?

- Покупали ли Вы в этом году первоцветы? Если да, то как долго они не завяли (к сведению: почти все первоцветы, сорванные и поставленные в воду, быстро вянут).

- Интересуетесь ли Вы, где собраны покупаемые Вами весенние растения: в саду или в огороде, и не наносит ли это ущерба природе?

Более широкую аудиторию людей вы можете охватить, подготовив материал в защиту первоцветов для местной газеты и радио. Помните, что если не будет спроса – не будет предложения! Не менее важна работа – пропаганда сохранения первоцветов в вашем образовательном учреждении. Охватив этой работой педагогов, воспитанников, вы сможете значительно повлиять на решение проблемы первоцветов и увеличить число ваших сторонников. Ведь знанием и пониманием необходимости сохранения весенних растений они, несомненно, поделиться с друзьями, родителями.

В образовательных учреждениях вы можете провести следующие мероприятия:

- создать информационный стенд или газету, содержащую информацию о первоцветах вашей местности и призыв к их сохранению;

- создать лекторские группы из обучающихся старшего возраста и организовать выступление перед обучающимися младшего возраста;

- провести мероприятия: праздник «Раннецветущие растения», конкурс «Узнай первоцветы», викторина «Удивительное рядом»;

- театрализованное представление «В мире цветов» и др.

Подобные мероприятия имеют не только образовательное, но и воспитательное воздействие на обучающихся.

- оформить выставку рисунков, плакатов, фотографий о первоцветах.


V этап. Совместная работа обучающихся и родителей.

Одна из главных задач педагогов и дополнительного образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. При проведении экологической операции родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях.

Проведение совместных дел в ходе экологической операции первоцвет:

- Семейные походы в весенний лес.

С обучающимися 7-11 лет родители могут разработать экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе, развивать творческое мышление, воображение. Родители вместе с детьми изготавливают картонные таблички-знаки: «Осторожно, муравейник!», «Бегать и топтать первоцветы нельзя!», «Не рви!» и другие (рис.1,2,3).


t1612765392ab.jpg t1612765392ac.jpgt1612765392ad.jpg


Рис 1. Рис 2. Рис.3


- Познавательные конкурсы, беседы, игры, театрализованные представления между родителями и обучающимися (12-15) лет.

- Проведение экологических рейдов, десантов, встреч за круглым столом, пресс-конференций, просмотр видеофильмов с обучающимися (16-17) лет.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.


VI этап. Отчетный. Составляется отчет проведенных мероприятий в рамках экологической операции, где указывается: актуальность темы, цель и задачи операции, экспериментальная часть (описание методик исследования, диаграммы, таблицы, фотографии), выводы и предложения о проведенной экологической операции, список литературы.


VII Информационный. Ознакомление коллективов, населения с полученными результатами о проведенной экологический операции с предложениями и рекомендациями.

- выставка фотографий и рисунков на тему: «Первоцветы и первые насекомые».

- выставка лучших детских работ (плакаты) «Берегите первоцветы!».

- мини-сочинения, рассказы, сказки.

- публикации в СМИ о проведенной экологической операции.


VIII Заключительный этап. Подведение итогов. Награждение.


Заключение

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитывать все эти чувства в детях, педагоги должны использовать различные формы и методы работы в этом направлении. Один из видов работ – экологические операции.


Основные слагаемые успеха при проведении экологической операции «Первоцветы»:

- Постановка проблемы. Грамотная постановка цели и задач экологической операции.

- Планирование операции заранее. Импровизации, как говорят джазовые музыканты, всегда должны быть хорошо подготовлены, только тогда они «звучат». В случае проведения экологической операции – тем более.

- Реализация экологической операции должна осуществляться через привлечение к сотрудничеству весь социум, т.е. СМИ, представителей природоохранных организаций, местных жителей, родителей.

- Необходимо заранее спланировать сроки проведения операции, продумать ход операции.

- Постоянный контроль за ходом операции.

- Творческий подход к делу.

Охрана природы – дело непростое и небыстрое. Не всегда получается именно то, что задумано и так, как задумано: умейте «менять сценарий» по ходу действия, и не отчаивайтесь, если сразу что-то не получится.


Литература

1.Вагнер Б. Б. Энциклопедия заповедных мест мира: Уникальный путеводитель национальным паркам и заповедникам /Б.Б. Вагнер.- М.: Вече, 2008.- 480с.

2.Гёбель П. Ландшафты и сокровища природы под охраной ЮНЕСКО /П.Гёбель; Предисл.Б. фон Дросте цуХюльсхофа, директора Центра ЮНЕСКО по охране культ.иприродн. Достояния человечества; Пер.снем.М.Ждановой.- М.:БММ АО, 1999.- 256с.: ил.

3. Константинов В. М. Охрана природы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений /В.М.Константинов.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 240с.

4. Красная книга России: Животные и растения /Сост. А.В.Тихонов.- М.: ООО «Изд-во Росмэн-Пресс», 2002.- 414с.: ил.

5. Энциклопедия для детей: Т.19. Экология /Гл.ред. В.А. Володин.- М.: Аванта+, 2001.- 448с.: ил.


Интернет – ресурсы:

1. http://ecotechblog.ru/different/ekologiya-moda-ili-neobhodimost/

2. http://www.cpis.su/2011/01/03/

3. http://www.eho-dv.com/news.details.php?id=13254

Приложение 1

Диагностический инструментарий


Тест для обучающихся младшей ступени обучения


1.Какой цветок зацветает раньше?

А. Клевер;

Б. Подснежник;

В. Одуванчик.

2.Можно ли рвать эти цветы? (кувшинку, ландыш)

А. Да, чтобы узнать, как они называются;

Б. Нет: может, они редкие;

В. Да, они красивые.

3.Где взять дрова для костра?

А. Набрать сухой валежник;

Б. Наломать еловые ветки;

В. Обломать молодые деревья.

4.Куда деть пустую консервную банку в лесу?

А. В костер;

Б. Вкусты;

В. Обжечь в костре и зарыть.

5.Что будет, если разорить муравейник?

А. Ничего не будет: муравьи его опять построят;

Б. Некому будет кусаться;

В. Деревьям и животным станет хуже.

6.Зачем в лесу комары?

А. Ни к чему;

Б. Чтобы люди поменьше в лес ходили;

В. В природе нет ничего лишнего.

7.Что делать, если ты нашел птичье гнездо?

А. Подойти поближе и внимательно рассмотреть;

Б. Уйти как можно быстрее;

В. Потрогать и уйти.

8.Что делать, если ты нашел птенца?

А. Уйти как можно быстрее – не мешай его маме позаботиться о нем;

Б. Возьми домой;

В. Посади в гнездо.

9.Какой из этих грибов съедобен?

А. Мухомор;

Б. Подосиновик;

В. Бледная поганка.

10.Что такое экология?

А. Наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов;

Б. Наука о том, как губить природу;

В. Наука о человеке.

Обработка результатов теста

На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень экологических знаний (в соответствии с ключом для обработки результатов тестирования).

Уровень общей экологической культуры:

Низкий уровень 0- 4 балла.

Средний уровень 5-8 баллов.

Высокий уровень – 8-10 баллов.


Тест для обучающихся средней ступени:

«Умеешь ли ты охранять природу»

Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, все равно не угадаешь, да и результат будет неверным.

Вопрос №1

Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как

ты поступишь?

Выбери один из трех ответов:

- полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко)

- засушу его для школьного кабинета биологии (3 очка)

- осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 очков)

Вопрос №2

Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?

- покормлю птенцов (3 очка)

- позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков)

- буду наблюдать издали (1 очко)

Вопрос №3

Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

- пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков)

- не пойду и других не пущу (3 очка)

- сначала расспрошу об этом взрослого (1 очко)

Вопрос №4

После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?

- взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе (3 очка)

- отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 очков)

- закопал бы в землю (1 очко)

Вопрос №5

Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

- почти все знаю и всегда ее охраняю (3 очка)

- кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 очко)

- я люблю природу, но мы еще этого не проходили (2 очка)

Итак, у тебя получилось пять ответов. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравиться в результате. Лучше задумайся.

Группа 1 – те, кто набрал от 5 до 11 очков.

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное – не останавливайся, стремись узнать больше.

Группа 2 – те, кто набрал от 12 до 18 очков.

Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе, и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.

Группа 3 – те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь…

тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты еще знаешь немного.


Тест для обучающихся старшей ступени:


Отметьте выбранный вариант ответа по 5-балльной шкале.

Вопросы:

1. Считаете ли Вы, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на Ваше здоровье?

2. Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)?

3. В какой мере недопустимо для Вас участвовать в пикнике на территории особо охраняемых природных зон, в том числе заповедника?

4. Как часто Вы участвуете в экологических рейдах, экологических субботниках?

5. В какой степени Ваша позиция будет активной, если Вы станете свидетелем нарушения норм экологической деятельности?

6. Как часто Вы препятствуете неэкологичному поведению окружающих, а также Ваших друзей (сбору редких растений, первоцветов весной, организации несанкционированных свалок и т.д.)?

Обработка результатов теста

На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень развития экологической культуры личности (в соответствии с ключом для обработки результатов тестирования).

Уровень общей экологической культуры:

Низкий уровень – 0-11 баллов, характеризуется недостаточной развитостью экологических интересов, наличием фрагментарных экологических представлений и знаний; несформированностью экологически значимых ценностных ориентаций, недостаточной убежденностью в необходимости бережного отношения к природе, отсутствием установки на взаимовыгодное сотрудничество природы и общества, базирующейся на принципах гуманизма; означает пассивность личности и неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам, а возможность участия связана с административным привлечением.

Средний уровень - 12-22 баллов, означает наличие интересов, представлений в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и природой; предполагает наличие убеждений, адекватных экологическим знаниям, взаимообусловленность экологических ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются в поступках; характеризуется достаточно активным участием в экологических мероприятиях, основанном на принципиальной и активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками.

Высокий уровень – 23-30 баллов, предполагает единство системы экологических интересов, представлений и их реализации в научно-исследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность знаний; характеризуется сформированностью системы убеждений, ценностных ориентаций и установок, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать их в деятельности, основанной на гуманном отношении человека к природе; означает высокую активность личности не только в участии, но и в разработке и проведении экологических мероприятий при сформированности мотивационно-целевого компонента в структуре личности.


Тест 1. «Общение с природой».

1.Как часто ты бываешь в лесу, парке, сквере?

1.Почти каждый день.

2.Почти каждые выходные.

3.Один раз в месяц.

4.Один раз в сезон.

5.Только во время каникул:

а) летних;

б) осенних;

в) зимних;

г) весенних.

6. Очень редко.

7. Затрудняюсь ответить.


2. С кем ты чаще всего бываешь на природе?

Проставь цифры: 1 – постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда.

а) с педагогом;

б) с родителями;

в) с родственниками;

г) с друзьями;

д) с ребятами из творческого объединения.


Чем ты любишь заниматься на природе? Обведи нужные ответы кружком.

Заниматься спортом (бегать, кататься с горки и т.д.).

Работать в саду, огороде.

Рисовать, фотографировать.

Любоваться природой, ее красотой.

Собирать цветы.

Слушать звуки, шумы, пение птиц.

Собирать ягоды, грибы.

Подкармливать зимующих птиц, белок.

Совершать походы, экскурсии.

Расчищать от мусора родники, берега рек.

Озеленять территорию улицы.

Купаться, загорать, отдыхать.

Наблюдать за птицами, насекомыми и другими животными.


Тест 2.

С кем ты беседуешь на экологические темы? Проставь цифры (1- постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда).

а) С родителями.

б) С другими родственниками.

в) С педагогом.

г) с друзьями.

д) Ни с кем.

ж) Допиши _________________________


Какую помощь по охране и восстановлению природы можешь оказать ты и твои друзья? (Напиши).


Тест 3.

Как ты относишься к проблеме бездомных животных? Ответ обведи кружком.

а) Они мне не мешают, и я им не буду, пусть живут, как хотят, мне все равно.

б) Они приносят вред людям, опасны для здоровья, и их надо уничтожать.

в) Мне их жалко. Я стал бы искать людей, которые взяли их домой. Для таких животных надо создавать приюты.

Имеешь ли ты дома животных? Нужный ответ обведи кружком.

а) Нет.

б) Да. Как долго? ________________

Подчеркните, какие животные есть у вас дома: рыбки, кошка, собака, птичка. Допиши.

Ухаживаешь ли ты за домашними животными? Проставь цифры (1 – постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда).

а) Играю с ним.

б) Кормлю и мою посуду.

в) Выгуливаю на улице.

г) Убираю место обитания животного (клетка, аквариум и т.п.).

д) Наблюдаю за поведением животного.

Допиши________________


Тест 4

Какие из перечисленных ниже дел являются для тебя:

5) самыми интересными;

4) очень интересными;

3) в значительной степени интересными;

2) мало интересными;

1) наименее интересными.

Поставь против каждого пункта оценку в соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:

чтение книг, журналов, газет на экологическую тему;

просмотр и обсуждение телепередач на экологическую тему;

очистка улиц, парков от загрязнения;

выступление перед сверстниками на экологическую тему;

охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек, искусственных гнездовий;

выпуск листовок, плакатов на экологическую тему;

фотографирование;

участие в конкурсах, выставках, акция, операциях.

Обработка полученных данных. Обработка данных по каждому блоку позволит определить уровень готовности обучающихся к выполнению экологически значимых видов деятельности.

































Приложение 2

Мероприятие «Цветочная мозаика»

(игра-соревнование)

Пояснительная записка

Цель: формирование у обучающихся представления о многообразии растительного мира первоцветов, их биологических особенностях.

Задачи: углубить знания детей о правилах поведения в лесу, познакомить с новыми знаниями о биологических особенностях растений; развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность детей, умение контактировать друг с другом; воспитывать бережное, ответственное отношение к природе родного края; прививать чувство прекрасного.

Методы и приемы проведения учебного занятия: словесно-наглядный, игра

Возраст детей: 8-9 лет

Условия для проведения: занятие проводится в или учебном кабинете. Занятие проводится в форме игры «Счастливый случай».

Оборудование: два плаката «Берегите природу!»; рисунки детей, подготовленные на выставку по теме «Первоцветы»; «ромашка» с лепестками, на которых вопросы командам; фломастеры; 2 листа бумаги; шариковые ручки; музыкальный центр, диск с записью шума леса; Красная книга.

Методические советы на подготовительный период. Необходимо заранее провести экскурсию в лес, познакомить детей с раннецветущими растениями, провести беседы. Организовать конкурс рисунков «Первоцветы» и оформить выставку. Разделив обучающихся на две команды, под руководством педагога, провести конкурс плакатов «Берегите природу!».

План занятия:

Организационный момент.

Вступительное слово педагога.

III. Основной этап. (Игра- соревнование «Счастливый случай»)

1. «Разминка».

2. Аукцион «Кто больше знает».

3. Конкурс «Заморочки из бочки».

4. Конкурс «Ты мне, я тебе».

5. Конкурс капитанов. «Ромашка».

6. Игра «Гонка за лидером».

7. Конкурс «Цветы - волшебный дар природы».

8. Конкурс «Темная лошадка».

IV. Подведение итога игры. Награждение победителей.

Чтение стихотворения «Цветы, как люди на добро щедры».

V. Подведение итога занятия.

Ход занятия.

Организационный момент.

Педагог. Скоро, очень скоро зазеленеет трава, появятся первые цветочки. Желтенькие, солнечные цветки мать-и-мачехи, потом – медуницы, хохлатки, ветреницы. Каждый цветок, каждое растение хранит свои тайны. У каждой травинки есть свое имя: ландыш, одуванчик, подснежник. Сейчас невозможно сказать, откуда пошли эти названия. Но, глядя на одуванчик, готовый разлететься по всему свету от малейшего дуновения ветерка, кажется, что лучшего названия и нельзя было придумать. Кто пройдет мимо хохлатки, не восхитившись её скромной красотой. А колокольчик? Скажите, что он не звенит? А вы прислушайтесь, приглядитесь к нему, но, не срывая конечно, и услышите мелодичный шелест:

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшейся благоуханной чашей,

Как он прекрасен, холоден и чист,

Глубокий кубок, полный аромата,

Как дружен с ним простой и скромный лист.

Сегодня мы встретимся с разнообразным миром цветочных растений. Занятие у нас необычное, мы с вами сегодня поиграем в игру «Счастливый случай». Состязаться у нас будет две команды «Подснежники» и «Мать-и-мачеха».

Основной этап.

«Разминка».

Команды получают по 1 баллу за каждую отгаданную загадку.

Под тенью сосновой

Цветок есть лиловый

А плодик – тройчатка

Как будто взрывчатка (Фиалка).

Под ногой в лесу трещит

И хрустит валежник,

Ищем мы цветок весны,

Что зовут(Подснежник).

Эй, звоночек – синий цвет

С язычком, а звона нет (Колокольчик).

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной (Ландыш).

С молочком, а не коровушка;

Летает, а не совушка (Одуванчик).

На лугах сестрички –

Золотой глазок, белые реснички (Ромашки).

Желтые цветочки –

Ласковые щечки,

Пятерные венчики,

А листы изменчивы (Лютик).

Месяц март, сады пусты,

Ну, какие тут цветы?

Но у нас назло морозу

Все в руках несут…(Мимозу).


Аукцион «Кто больше знает».

Выигрывает команда, назвавшая последний цветок. Растения – первоцветы, луговые, полевые, лесные.


Конкурс «Заморочки из бочки».

Команды по очереди тянут вопросы. За правильный ответ 1 балл.

1. Этот ранневесенний цветок с корзиной желтого цвета. Он начинает расти еще под снегом. Сначала появляется цветок, а когда отцветает, появляются листья… (Мать-и-мачеха).

2. Какое растение издавна называется «солуитской травой». Почему? (Тысячелистник, останавливает кровотечение).

3. Это растение совсем не любят насекомые, в народе его называют «дикой рябиной». Почему? (Пижма, соцветие ее состоит из маленьких рыжих «пуговок», похожих на ягоды рябины).

4. Какой красивый нежный цветок называют «заячьи ушки» и почему? (Ландыш).

5. Какой весенний цветок несколько раз меняет свой цвет? (Медуница).

6. Над этим растением днем никакие насекомые не кружатся, только ночью. Почему? (Ночная фиалка, запах исходит ночью).


Конкурс « Ты мне, я тебе».

Команды задают друг другу по 3 вопроса о первоцветах и сами оценивают соперника в зависимости от полноты ответа (от 1 до 3 баллов).

Конкурс капитанов «Ромашка».

Педагог.

Необычная ромашка

В гости к нам сейчас пришла

Не на лугу, не в поле я ее нашла

Лепесточки белые отрывай,

На вопросы хитрые отвечай

Хоть заданья не просты, но ответить в силах ты.

Капитаны по очереди отрывают лепестки ромашки, выполняя задания, получая по 2 балла за каждый правильный ответ. Если помогает команда 1 балл.

В лесу это растенье видно издалека. Цветки у него не крупные, но зато, яркие. И не просто яркие, разноцветные: красные, фиолетовые, синие. В цветках много душистого нектара, за что и заслужило растение свое название. Как же называют этот первоцвет? (Медуница).

2. Это маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост – шпорец, как будто хохолок. Всего несколько дней радует нас он своей хрупкой и удивительно чистой красотой. Как называется это нежное растение? (Хохлатка).

3. У этого первоцвета стебелек – как ниточка, лист – как тоненький лоскуток, а цветы – как едва-едва мерцающие звездочки. Стоит он на ветру, на холоде, под слоем инея.… И хоть бы что! Что это за чудо цветок? (Гусиный лук).

4. Это удивительное растение похоже на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются, как это бывает у колокольчика. По народному поверью цветок будто бы навевает сны. (Прострел весенний или сон-трава).

5.Сколько лепестков у ромашки пахучей? (Ни одного).

6.Что можно приготовить из одуванчиков? (Салат, варенье).


6. Игра «Гонка за лидером»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Педагог. Задание 1-й команде. Дополнить название:

- Кошачья… (лапка).

- Кукушкины… (слезы).

- Мышиный… (горошек).

- Львиный… (зев).

- Волчье… (лыко).

- Пастушья… (сумка).

- Вороний… (глаз).

Педагог. Задания 2-й команде. Дать второе название:

Кипрей - (Иван-чай).

Клевер - (кашка).

Лопух - (репей).

Ноготки - (календула).

Пижма - (дикая рябина).

Поповник, нивяник - (ромашка).

Балаболка, звонец - (колокольчик).


7.Конкурс «Цветы – волшебный дар природы».

Участники команд пишут мини-сочинение на данную тему и рисуют рисунок. Время 7 минут.

Конкурс «Темная лошадка».

Гости задают по 2 вопроса каждой команде. За правильный ответ команда получает по 2 балла.

9. Подведение итогов игры, награждение победителей.

Педагог. Ребята, вы сегодня много узнали о цветах и растениях, писали сочинения, рисовали рисунки. И теперь, встретив их в лесу, поле, сразу узнаете их и подружитесь.

Стихотворение читает один из обучающихся.

Цветы, как люди на добро щедры

И щедро радость людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Я славлю тех, кто вырастил цветы,

Я благодарен людям, у которых,

Добры сердца и помыслы чисты.


Методические советы организаторам.

Для того, чтобы все этапы игры состоялись необходимо каждой команде раздать домашние задания:подобрать по 3 вопроса о первоцветах для команды-соперницы, повторить названия цветов и их особенности. Одному ребенку выучить наизусть стихотворение. Пригласить на игру обучающихся среднего или старшего возраста, которые должны приготовить заранее свои вопросы командам. Награждение команды-победительницы можно подготовить по-разному, в зависимости от финансовых возможностей, но этот этап занятия обязательно должен иметь место.

Методические советы на период ближайшего последействия.

Это мероприятие направлено на расширение знаний детей о первоцветах, воспитание бережного отношения к природе, рекомендуется использовать его как закрепляющее по теме «Первоцветы».




Приложение 3

Мероприятия для обучающихся средней ступени


Мероприятие «Берегите первоцветы»

Цель: расширение знаний детей о первоцветах, знакомство с многообразием флоры.

Задачи: дать новые знания о биологических особенностях растений;

- развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность;

- воспитывать бережное, ответственное отношение к природе;

- углублять сведения о правилах поведения в лесу.

Метод проведения: словесно-наглядный, демонстрационный, творческая работа

Возраст детей: 12-13 лет.

Оборудование: презентация с изображениями цветов (ветреница, мать-и-мачеха, купальница, прострел, колокольчик, хохлатка, шиповник, барвинок) или иллюстрации этих видов; плакат со словами: «Чтобы жить, нужно солнце, свободный и маленький цветок» (Г.Х. Андерсен).

Методические советы на подготовительный период.

Перед проведением занятия предварительно проводятся экскурсии в лес, где обучающиеся знакомятся с растениями нашей местности. Подобрать фотоматериал для слайдов презентации. Предварительно раздать трем обучающимся слова для выступления.

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

- выступление обучающихся с показом слайдов.

- творческая работа: создание буклетов «На защиту первоцветов!».

III. Заключительная часть.

IV. Подведение итога занятия.

Педагог. Ребята, вы знаете о том, что сейчас наступила весна, и ее приход - это начало пробуждения природы. Прилетают перелетные птицы, появляются первые цветы. Вот о них мы и будем сегодня говорить, потому что их с каждым годом становиться все меньше и меньше, так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может и совсем больше не вырасти, так как он уничтожен. Послушайте же об этом.

1 обучающийся. Представьте все такую вот картину:

Гуляют в поле мама с сыном,

И сын, порадовать, чтоб мать,

Решил букет цветов нарвать.

Он подарил их маме в знак своей любви,

Но часто, не нужны бывают и цветы.

Пока гуляли мать и сын,

Цветы завяли один за другим.

И по дороге были брошены они.

У всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты, -

Поля, луга, леса, цветы и реки.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку!

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

Педагог. Сегодня мы будем говорить о самых первых цветах, которые в народе называют первоцветами.

Дети рассказывают о цветах, педагог ведет демонстрацию слайдов презентации.

2 обучающийся. Первоцветы или «подснежники» - особая группа растений, зацветающих ранней весной. Когда наступает иссушение почвы, они впадают в состояние глубокого покоя. В нашей области наиболее распространены такие первоцветы: прострел, ветреница, мать-и-мачеха, купальница, медуница.

Педагог. Ребята, как вы думаете, какой цветок открывает весну, распускается самый первый? О нем даже есть загадка!

Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой! (Мать-и-мачеха).

3 обучающийся. Мать-и-мачеха - первое весеннее растение открытых мест. Защищаясь от холода, она селится на склонах холмов и железнодорожных откосах, освещенных солнцем. Утром, в солнечную погоду, ее корзиночки раскрываются, но в 5-6 часов вечера цветки вновь прячутся. Если же днем
погода холодная и дождливая, то растение не открывает своих корзинок. В
половине мая мать-и-мачеха отцветает.

Педагог.

Нам каждому весенняя природа дорога.

Ручьями распускаются холодные снега.

От снега очищаются и хвоя, и валежник,

И первым появляется в проталин (Подснежник).

К сожалению, в нашей области не растет этот цветок! Но им называют пролеску.

1 обучающийся. Ветреница лесная растет на лесных полянках, опушках. Как только снег сошел, на свет сразу и появляется этот цветок. Когда цветет ветреница, лесные деревья и кустарники еще по-зимнему стоят без листьев. Деревья одеваются листвой, и развитие ветреницы заканчивается. В начале лета никаких следов растения не остаётся! Но оно не погибло. В почве спряталось его корневище и ждет терпеливо следующей весны. С ее приходом все повторится сначала!

обучающийся. Прострел похож на маленького лохматого зверька. Длинные шелковистые волоски щедро покрывают и стебелек, и листья и даже наружную часть цветка. Цветок прострела, переживая холода, долго не раскрывается и опущен, будто в задумчивости, вниз. Только когда потеплеет, прострел выпрямляется и раскрывает свои крупные лиловые лепестки. В июле цветок перестает цвести.

3 обучающийся. Огонек или купальница - один из самых красивых и ярких цветов. Золотистый блеск цветка - «фамильная» черта. Для животных этот блеск служит сигналом, что цветок ядовит. Изумительная красота цветка и наше бескультурье сделали его довольно редким гостем в наших ласах. Занесен в Красную книгу.

обучающийся. Хохлатка - среди первых весенних цветов. Растет в лиственных лесах. Стебелек с ажурными листьями и сиреневыми цветками. Цветет очень недолго - при теплой погоде всего несколько дней. В теплую погоду особенно ощутим ее запах, напоминающий аромат сирени.

обучающийся. Колокольчик можно встретить всюду: на лугу, в лесу, растет не только у нас, но и в Подмосковье, на Урале. На длинной тонкой ножке расцветает до десяти цветков. Крупные цветы ночью и в дождь поникают, чтобы нежная пыльца не намокла. Ночью в цветах находят приют многие насекомые - там теплее. Колокольчик не только красив, но и съедобен.

Педагог. Как вы думаете, какой цветок называют «царицей из цариц»?

3 обучающийся. У каждого из нас есть самый любимый цветок. Но во все времена все народы отдавали ей предпочтение, ей покланялись, её воспевали. В древней Индии существовал закон, по которому каждый, принесший этот цветок правителю, мог просить у него все, чего только пожелает. Этими цветами греки усыпали путь возвращающегося с войны победителя. В России этот цветок начали разводить при Петре 1 и Екатерине 2. Это шиповник или дикая роза. Не рвите его цветы! Его плоды лечат более 40 болезней!

1 обучающийся. Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи видов их еще украшают нашу планету. «Чтобы жить, нужно солнце, свободный и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

2 обучающийся. Ребята давайте все вместе придумаем правила поведения в лесу:

Цветы можно рвать лишь те, которые вы посадили сами.

В лесу цветы рвать нельзя совсем, так как они могут на следующий год, совсем не вырасти.

В лесу ходить можно только по тропинкам, которые называются экологическими тропами.

Педагог. Ребята, мне хочется надеяться, что теперь вы не будете рвать лесные цветы и другим не позволите. Для этого мы с вами должны провести рейд «На защиту первоцветов».


Творческая работа: создание буклетов «На защиту первоцветов!».

Педагог. А сейчас каждому из вас необходимо придумать и нарисовать эскиз для нашего буклета. Мы выберем лучший буклет, а на следующем занятии нарисуем его все вместе, так чтобы получилось 20 штук, и раздадим прохожим.

III. Заключительная часть.

3 обучающийся.

Берегите цветы!

Они нужны.

Они - как нежность,

Как любовь, как дети.

Сильнее зла,

Сильней всего на свете,

Сильнее смерти

И сильней войны.

Цветы, как люди

На добро щедры.

И, щедро нежность

Людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.


IV. Подведение итога занятия.

Методические советы организаторам.

Необходимо заранее проверить знание слов обучающимися, провести репетицию. При подготовке мероприятия заранее провести экскурсию, сфотографировать первоцветы своей местности и использовать материал при подготовке презентации. Для создания и поддержания эмоционального настроя детей можно использовать музыкальное сопровождение.

Методические советы на период ближайшего последействия.

На следующем занятии организовать и провести отбор лучших буклетов. Провести рейд среди населения с распространением буклетов. Оформить вместе с детьми красочную стенгазету «Берегите первоцветы!» и вывесить в образовательном учреждении.





































Приложение 5

Эколого-флористические исследования первоцветов


Цель: изучить травянистые раннецветущие растения своей местности, дать рекомендации по их сохранению.

Задачи:

дать характеристику изучаемой проблемы, показать её актуальность, теоретическое и практическое значение;

дать физико-географическую характеристику района исследований;

изучить первоцветы, занесённые в Красную книгу РФ, в Красную книгу Белгородской области;

выяснить эколого-биологические особенности первоцветов;

провести флористические и геоботанические описания первоцветов и их популяций и растительных сообществ;

дать оценку экологического состояния изучаемого растительного сообщества;

дать рекомендации по сохранению первоцветов в природе.

Программа изучения.

1.Характеристика изучаемой проблемы, её актуальность, значение.

2. Местоположение изучаемой территории (ближайший населённый пункт, можно указать лесничество, квартал).

3.Физико-географическая характеристика района исследования.

- Рельеф (краткая характеристика).

- Растительность (краткая характеристика из литературы).

- Антропогенное воздействие.

4.Эколого-биологические особенности первоцветов (кратко из литературы).

5.Флористические и геоботанические описания первоцветов и их популяций и растительных сообществ.

6.Оценка экологического состояния изучаемого растительного сообщества;

7.Рекомендации по улучшению экологической ситуации и сохранению первоцветов.

8.Выводы (выводы делаются по каждой задаче).

Методика проведения исследования

Изучение экологии первоцветов проводится, опираясь на методику, разработанную А.С. Боголюбовым. Методика изучения растительных сообществ заключается в следующем:

Заложить пробную площадку размером 100 м.2

Определить степень проективного покрытия (%), используя сеточку Раменского.

Определить аспект фитоценоза.

Определить обилия видов по шкале Друде.

При этом пользуются условными обозначениями:

Soc. - растение сплошь или почти сплошь покрывают пробную площадь, смыкаясь своими надземными частями;

Cop3. - растение встречается очень обильно, но нет сплошного смыкания особей;

Cop2. - растение встречается обильно;

Cop1. - растение встречается довольно обильно;

Sp. - растение встречается рассеяно, в относительно небольшом количестве;

Sol. - растение встречается единично;

Un. - на всей пробной площади растение встречено в одном экземпляре.

Определить характер размещения растений.

Определить фенологическое состояние растений.

Значки для обозначения фенологического состояния:

- вегетация до цветения

Ù - бутонизация

É - зацветание

O - полное цветение

Ì - отцветание

+ - плодоношение

# - плоды осыпаются

- вегетация после цветения

Данные исследований занести в бланк

Оборудование: деревянные колышки, шнур, рулетка, калькулятор, фотоаппарат.

Данные заносятся в бланк

Описание участков растительной ассоциации.

Описание участка №1.

Дата

Географическое положение

Общий характер рельефа

Микрорельеф

Характеристика почвы

Особенности расположения

Характеристика травяного покрова.


Видовой состав

Обилие по Друде

Участие в аспекте

Фено-фаза

Ярус-ность

Жизнен-ность

Покрытие по Раменскому

Общая встречае-мость, %


В 1м2


В 2м2


В 3м2


В 4м2
















t1612765392ae.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Молодцы, полезным и важным делом заняты!

8 February 2021