Экологический классный час на тему «Лес — наше богатство!» (2 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КЛИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
КЛИМОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
243040 п.г.т. Климово Телефон (8-483-47) 2-27-40
улица Полевая, 65 ____ E- mail:klim-skola-2@rambler.ru
Номинация: Методическая разработка
«Мы любим лес!»
Экологический классный час:
«Лес – наше богатство!»
2 класс
Кравченко Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
I категории
2021 г., рп Климово
Классный час: «Лес – наше богатство!»
Целевая аудитория: 2 класс.
Цель: привлечение ребят к проблемам охраны окружающей среды; воспитание любви к живой природе; развитие мышления и сообразительности, воспитание уважения друг к другу.
Задачи:
- Формировать бережное отношение ко всему живому, экологическую культуру, чувства личной ответственности за состояние природы.
- Развивать любознательность, наблюдательность учащихся; совершенствовать речевые умения, учить делать выводы и обобщения.
- Учить выявлять причины экологического неблагополучия в природе и возможные пути его преодоления путём личного участия в общем деле охраны природы.
Формируемые универсальные учебные действия
Познавательные УУД
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Определить качество работы, знаний.
Коммуникативные УУД
Вступать в диалог. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Предварительная подготовительная работа:
Подготовка информации детьми о дубе, сосне;
Рисунки на тему «Мы любим лес»;
Заучивание наизусть стихотворений мероприятия;
Подготовка ученика – играющего роль «старичка-лесовичка»;
Подготовка декораций для мероприятия: деревья из картона, пенек для старичка - лесовичка, сердечки с надписями, карточки с названием птиц.
Форма проведения: заочная экскурсия.
Оборудование: презентация «Лес – наше богатство!»; музыка леса; видеоролик «Это интересно. Лесные птицы»; конвертики с заданиями; сердчеки.
Сценарий мероприятия
1. Организационный момент:
Учитель:
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
2. Вступительное слово учителя:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие, я приглашаю вас на экскурсию, а куда, вы узнаете, отгадав загадку:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
Ученики: Лес. (Сл.1)
3. Работа по теме:
Учитель: А сейчас я приглашаю вас непосредственно на экскурсию в лес, закройте, пожалуйста, глаза и послушайте .
(Дети закрывают глаза, учитель включает музыку леса, в это время в классе появляется старичок - лесовичок, который сидит на пне и, закрыв глаза, слушает музыку).
Учитель: Откройте глаза, мы с вами услышали прекрасную музыку леса. (Сл.2)
Старичок – лесовичок (подпрыгивая с пня, испуганно): - Где я? Что со мной?
Учитель: Здравствуй, старичок - лесовичок. Ты в Климовской школе №2 на мероприятии у детей 2 класса. Мы рады тебя у нас видеть.
Старичок – лесовичок: Ой, беда, беда, беда!
Учитель: Что случилось?
Старичок – лесовичок: (Сл.3)Ох, злая Колдунья, вот несчастье. Миленькие мои, помогите мне, пожалуйста. На наш лес налетела злая Колдунья, она хотела погубить все живое в лесу, а я ей не позволил, так она меня заколдовала – забрала мою память, и я теперь ничего и никого не помню: кто живет в лесу, что растет в лесу?
Учитель: Не волнуйся, лесовичок, мы тебе поможем. Правда ведь, ребята? Ты только скажи, что мы должны сделать?
Старичок – лесовичок: Ах, дурья моя голова, вот же Колдунья всучила мне какие-то конверты, что в них я не могу понять? (достает из сумочки конверты).
Учитель: Это конверты с заданиями.
Старичок – лесовичок: Да, вспомнил, она сказала, если я выполню все, что здесь сказано, только тогда все вернется на свои места.
Учитель: Ну что, 2 класс, поможем старичку?
Ученики: Да.
Учитель: Итак, 1 конверт и 1 задание: загадки.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год…
Ученики: Ель (Сл.4)
Учитель:
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки.
Ученики: лиственница. (Сл.5)
Учитель:
Это дерево не ёлка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатер…
Ученики: Сосна. (Сл.6)
Учитель: -Что мы знаём об этих деревьях?
Ученики: Это хвойные деревья и растут они в хвойных лесах, или в тайге.
Учитель: - А какие деревья мы можем увидеть в широколиственных лесах?
Ученики: (ответы учащихся)
Учитель: Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой,
Расту под горой.
Ученики: Берёза. (Сл.7)
Учитель: - Что мы знаем о березе?
Ученики: (ответы детей) (Символ России, русская красавица)
Учитель: Он – могучий! Крона – в тучах.
В кроне жёлуди видны.
И не зря к нему приходят
Ранним утром кабаны.
Ученики: Дуб. (Сл.8)
Ученик: Дуб называют царем лесных пород. Дуб представляет собой дерево с раскидистой кроной из прочных толстых извилистых скелетных сучьев. Это могучее дерево достигает больших размеров. Так как пос. Пальцо расположен в лесной зоне Брянского леса, то на территории нашего поселка сохранилось несколько дубов, которым более 1ОО лет. Диаметр их ствола достигает полтора метра. Их сохраняют, как памятники природы.
Старичок – лесовичок: Вспомнил: Человек не может жить без деревьев, так как Деревья поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, без которого человек не может жить. Деревья являются санитарами воздуха.
Учитель: Да, действительно, деревья являются санитарами воздуха, в конверте находится сердечко с таким тезисом.
- Ребята, так почему мы должны любить деревья?
Ученики: Потому что деревья – санитары воздуха.
(На доску, под темой урока, крепится сердечко с надписью).
Учитель: 2 конверт: Это интересно. Лесные птицы. (Видео).
Старичок – лесовичок: Вспомнил, еще у нас в лесу живут: глухари, тетерева, вороны и многие другие птицы. (Сл.9)
Лес, самое излюбленное место обитания многих видов певчих птиц. Стоит весной заглянуть в лесную чащу, чтобы убедиться в большом их разнообразии. И необязательно их видеть, достаточно только слышать: от пестрого хора многочисленных голосов птиц весь лес звенит!!! Птицы и животные лакомясь семенами и ягодами помогают расселять по лесу новые растения.
Учитель: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
4. Физминутка:
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
(Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.)
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…
5. Продолжение работы по теме:
Учитель: Ребята, так почему мы должны любить птиц?
Ученики: Птицы – наши помощники. Они помогают уменьшать количество вредных насекомых.
Учитель: Да, птицы – наши помощники.
(На доску, под темой урока, крепится второе сердечко с надписью).
Учитель: 3 конверт и 3 задание: доскажи словечко.
1.Эта кошка очень злая.
Не мурлычет, но кусает
Ей не крикнешь грозно «брысь!»
Это кошка леса — ...
Ученики: (Рысь) (Сл.10)
2. Длиннорогий и рогатый
.Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий... (Лось) (Сл.11)
3.Стройный, быстрый,
Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь.
Кто ж это?..
Ученики: (Олень) (Сл.12)
4.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
Этот зверь лесной…
Ученики: (Медведь). (Сл.13)
5.Хитрая плутовка,
Пушистый хвост-краса.
Рыжая головка,
Кто ж это?..
Ученики: (Лиса) (Сл.14)
6. Летом шубку серую,
Носит попрыгайчик –
А зимой белую боязливый…
Ученики: (Заяц) (Сл.15)
Учитель: А чем является лес для зверей?
Ученики: Лес – это дом для зверей.
Учитель: Молодцы!
(На доску, под темой урока, крепится третье сердечко с надписью).
Учитель: Когда мы с вами идем в лес, в дом для зверей и птиц, что мы должны помнить?
Ученики: Правила поведения в лесу?
5. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия.
Учитель: 4 конверт заданием: Вспомни правила поведения в лесу. (Сл.16)
(Дети вспоминают и называют, как нужно вести себя в лесу).
- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них,
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не рвать цветов.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Ученики:
«ЛЕСНЫЕ ПРАВИЛА»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки –
убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать!!!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги! Ведь они нам не враги!!!
Учитель: Молодцы! 4 сердечко - Соблюдай Правила поведения в лесу!
(На доску, под темой урока, крепится четвертое сердечко с надписью).
Учитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия.
- Вам понравилась экскурсия по лесу?
– Что интересного вы узнали о лесе?
- Что запомнили?
- Почему мы любим лес?
- Рассмотрите рисунки, которые вы нарисовали.
- Я думаю, каждый из вас понял, что лес надо любить, беречь и помогать ему, как другу.
ВЫВОД: (Обратить внимание на сердечки на доске)
ЛЕС – это дом для зверей, а мы в нем гости;
ДЕРЕВЬЯ – это санитары воздуха, благодаря им мы получаем чистый воздух;
ПТИЦЫ – наши помощники, которые уменьшают количество вредных насекомых;
СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ, чтобы сохранить природные богатства леса.
(Построившись, дети читают стихи)
1.Что такое значит лес?
Лес — мир сказок и чудес.
Много птиц там и зверей,
Много ягод для детей.
2.Дятел есть, олень, синица,
Белый заяц и куница,
Возле пня растет кислица,
За кустом сидит лисица.
3.Травы стелются ковром,
Ну а елочки и сосны
Укрывают нас шатром.
4.Лучше места нет на свете,
Где могли гулять бы дети.
Всем лес двери распахнет,
Всех он в сказку позовет.
Старичок – лесовичок: Спасибо Вам, ребята, за оказанную мне помощь. Я все вспомнил, и мне же нужно торопиться обратно в лес, я же сторож леса и должен смотреть за порядком.
Список использованной литературы
1. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1 – 4 классы: учебно – методическое пособие / сост. Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
2. Оригинальные праздники в начальных классах. – М.: ТЦ Сфера, 2005..
3. Е.Н. Арсенина Внеклассные мероприятия в начальной школе, Выпуск 3. Волгоград, 2007 год.
4. Интернет ресурсы: https://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye_chasy/418https://www.labirint.ru/genres/2043/
Приложение 1
Рис.1 Старичок – лесовичок
Рис.2 Музыка леса.
Рис.3 Деревья – санитары леса.
Рис.4 Физминутка.
Рис.5 Игра «доскажи словеч…ко».
Рис.6 Лесные правила.
Рис.7 Правила поведения в лесу.
Рис.8 До новых встреч.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна