Классный час на тему «Моя семья-мое богатство» (6 класс)
Конспект урока классного час на тему «Моя семья-мое богатство».
Учитель: Шабанова Зарина Ахматовна.
Конспект классного часа на тему «Моя семья-мое богатство».
, На уроке учащиеся знакомятся с определениями «семья», «родословная», «генеалогическое дерево», "фамильный герб".
Перед уроком дети пишут сообщение о своей семья, красиво украшают его. Учитель развешивает работы по классу. Дети готовят пословицы, стихи о семье и записывают дома, при помощи предков годы жизни и инициалы своих предков.
Цель:Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.
Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Дорогие мои ребята, я рада вас всех видеть на нашем необычном уроке, который посвящен самому дорогому и важному в нашей жизни-семье.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
В толковом словаре В.Даля «семья» – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.
Ученик:Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
«Кто деток родит мне, богиня моя»?
И Ева тихонько ответила «я»,
«Кто их воспитает, царица моя»?
И Ева коротко ответила «я»
«Кто пищу сготовит, о, радость моя»?
И Ева все так же ответила «я»
«Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
«я», «я» …тихо молвила Ева – «я», «я»…
Сказала она знаменитых семь «я»
Вот так на земле появилась СЕМЬЯ.
Учитель: Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы учащихся), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. В толковом словаре В.Даля «генеалогия» – это родословная наука, поколенная роспись лишь одного рода.
Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытаемся составить свои родословные. Родословное древо или генеалогическое древо.
Расскажите каждый о своей семье. Дети выступают с подготовленными сообщениями. Как вы их понимаете?
А теперь я раздам вам ваши работы, которые вы нарисовали на уроке изобразительного искусства. Учитель раздает каждому его «генеалогическое дерево».
В тех пустых окошечках вы напишите имена своих предков и годы жизни, которые узнали дома у старших.
Ребята выполняют задание под музыку «Песня о семье».
Учитель развешивает работы на доске.
Посмотрите, какие разные красивые, яркие получились ваши работы.
А знаете ли вы что такое фамильный (семейный) герб? Герб семьи представляет собой набор геральдических символов, которые олицетворяют основные черты семейного рода. Семейный герб раньше был привилегией дворянства, а сейчас он призван выделить семью, сплотить всех ее членов, стать сильным связующим звеном для поколений. Герб, вместе с остальными составляющими (генеалогическое древо, родословная) образует современное понятие Родословие и является символом Вашей семьи, а иногда символом всего одного человека (тогда речь идет о Личном гербе) Форма герба.Любой герб или эмблема, как правило, составлены из определенных частей. Цвет герба.Герб мог быть различным по цвету, и каждый цвет имел свое значение. В геральдике цвета могут отражать явления природы, качества человеческой души, характера человека и даже сложные философские понятия:
Щит может быть окрашен одним цветом. Если мы хотим использовать несколько цветов, то щит нужно поделить, например, на две части: по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Символика фигур: |
бык - символ труда и терпения, плодородия и скотоводства;
волк - символ жадности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над жадным, злым противником;
олень - символ воина, перед которым бежит неприятель;
кошка - символ независимости;
кабан - символ неустрашимости и могущества;
овца - символ кротости, доброты и сельской жизни;
сова - символ мудрости, смекалки и расторопности;
книга - любовь к чтению;
мяч - спортивные игры;
карандаши - умение рисовать;
кукла - любовь к играм.
Дома вам нужно будет , учитывая все эти понятия, символы и значения, нарисовать герб вашей семьи, и объяснить что обозначает каждый символ и цвет. Родители вам с радостью помогут. А может быть, у вашей семьи уже есть свой герб, тогда вы узнаете у старших, что он обозначает. В качестве материала для изготовления семейного герба подойдет ватман, картон от коробок, толстая цветная бумага. Мы сделаем выставку из ваших работ.
Учитель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Некоторые ребята принесли экспонаты. Сейчас я буду по очереди брать эти вещи, а семьи, которым они принадлежат, будут о них рассказывать.
Ученики рассказывают историю своих семейных реликвий.
А теперь «Семейная викторина» Ответьте на вопросы.
1. Сын моей матери, но не я
• племянник
• брат
• отец
2. Брат отца или матери
• племянник
• шурин
• дядя
3. Та, что дала нам жизнь
• мать
• сестра
• тётя
4. Мой родитель
• дедушка
• отец
• брат
5. Девочка, которая имеет тех же родителей, что и я
• сестра
• подруга
• племянница
6. Мать мужа
• тёща
• свекровь
• бабушка
7. Сестра мамы или папы
• тётя
• тёща
• свояченица
8. Родители жены
• отец и мать
• тесть и тёща
• свёкор и свекровь
9. Сын родного дяди или родной тёти
• племянник
• шурин
• двоюродный брат
10. Родственники, живущие вместе
• семья
• соседи
• однофамильцы
Кто такие бабушка и дедушка? (родители мамы или папы).
Как зовут сестру мамы или папы? (тётя).
А кто такой дядя? (брат мамы, папы или тёти).
У Машиной мамы четверо детей. Старшего сына зовут Аркадий, второго – Артем, а самого младшего – Яков. Как зовут третьего ребенка в семье?
Дорогие ребята! Мы сегодня услышали очень много хороших слов. Мы, почувствовали, что родители очень вас любят, радуются вашим успехам и огорчаются, если что-то не получается. И сегодня нашу встречу мне хочется закончить такими словами:
Семья – это гордое слово
С ним каждый с детства знаком.
Семья – это наши фамилии
И гордость, что в ней живём.
Пусть люди гордятся домом,
Теплом очага, детьми.
И гордость за наши фамилии
Мы с честью по жизни несли.
Пусть счастливы будут семьи
И радость войдёт в каждый дом.
Традиции наши чудесные.