Экологический КВН (для 3- 4классов)
Цель: активизировать знания учащихся о животных и растениях, закреплять экологические понятия, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к природе.
Представление команд:
1) Название
2) Девиз
3) Эмблема
Командам вручаются разные по цвету карточки. Ведущий задаёт вопросы. Команда поднимает карточку, если знает ответ. Право отвечать предоставляется той команде, которая первая поднимет карточку.
1.Разминка
1) Каким яблоком отправили царевну из сказки Пушкина? (яблоко)
2) Был зелёным плод - не прошёл в рот. Положили в ложку, он сменил одёжку, красную надел, для еды поспел, (помидор)
3) Жидкость без запаха, вкуса и цвета, (вода)
4) Говорящая птица, (попугай)
5) Какие звери летают? (летучие мыши)
6) У собаки, какой породы язык синего цвета? (Чау-чау)
7) Какое дерево назвали «спичечной королевой»? (осина)
8) Дятел пьёт берёзовый сок? (да)
9) У каких птиц есть «детские сады» для малышей? (у пингвинов)
10) Этот саженец был завезён из Южной Америки, он растёт в земле. Его клубни похожи на гриб. (трюфель)
2. Конкурс «Бюро погоды»
- Пчёлы сидят в улье, громко гудят (к ухудшению погоды)
- Комары-пискуны толкаются столбом (к хорошей погоде)
- Паук усиленно плетёт сети (к хорошей погоде)
- Крот нагребает высоко холмик (к ухудшению погоды)
3. Конкурс «Почему?»
1) Почему у деревьев весной клейкие листья? (Смолистые вещества защищают их от заморозков).
2) Листья, какого растения помогут при укусе насекомых, ожогах, ссадинах? (Подорожник)
3) Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности)
4) Почему говорят «Волка ноги кормят»? (В отличие от других животных он не стережёт добычу, а догоняет)
4. «Музыкальный» конкурс
Вспомните песни где встречаются слова «погода», «снег», «дождь», «радуга». Спойте строчку песни.
5.Проект «Город моей мечты»
Участникам команд предлагается выполнить макет (рисунок) «Город моей мечты» На задание даётся 5 минут. Можно использовать заранее принесённый с собой материал. Рисунок должен быть выполнен с точки зрения эколога.
6. Конкурс «Найди животное».
Написаны (на слайде) слова. Нужно найти в них названия животных.
Банка – кабан Багаж – жаба
Колосья – лось Кино – кони
Дудочка – удод Пион – пони
Осада – оса Зонтик – кот, кит
Волна – вол Каркас – рак
Кожух – жук Салон – слон
Игра со зрителями «Веришь ли ты?»
l) Веришь ли ты, что есть растения хищники? (Да)
2) Веришь ли ты, что человек может поднять 1 куб воды? (нет, 1 куб весит 1000 кг)
3) Веришь ли ты, что рыбы змеи спят с закрытыми глазами? (Да) 4)Веришь ли ты, что, улетая на юг, птицы там вьют гнёзда и выводят птенцов? (Нет)
5) Веришь ли ты, что без воздуха в мире стояла бы полная тишина? (Да, так как звуки - это колебания воздуха)
7.Конкурс капитанов «Легенды рассказывают»
l)В Древнем Египте эти животные считались священными. В средневековой Скандинавии верили, что именно они возили колесницу богини любви Фрей и, многие европейские художники, в том числе А. Дюрер и Ф. Флорис, изобразили их в раю у ног Адама и Евы. Этих животных чёрного цвета в средневековой Европе сжигали на кострах, а в Великобритании считали и сейчас продолжают считать, что они приносят удачу и в качестве талисмана являются непременными членами экипажа всех английских судов. (Кошка) 2)Трудно поверить, что это грациозное насекомое, которое каждый из нас видел у берегов рек, озёр и прудов, - самое прожорливое существо в природе: за два часа оно может съесть сорок мошек и комаров. Для человека оно совершенно безобидно, но африканцы почему-то называют его летающим драконом. (Стрекоза)
8.Конкурс веселых художников
На двух досках или листах художники каждой команды рисуют по заданию ведущего какое-нибудь хорошо знакомое животное — собаку, кошку и т. д. Поскольку это животное всем хорошо известно, надо нарисовать его с закрытыми глазами. Каждый художник изображает один элемент, который называет ведущий: сначала конечности, затем туловище, потом глаза,.хвост, уши и т. д.
Игра со зрителями «Загадки»
l) Край виден, да дойти до него невозможно. (Горизонт)
2) Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
3) Самое тёплое в России море. (Чёрное)
4) Какое море самое мелкое? (Азовское)
5) Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)
6) Все ли зайцы белые зимой? (Нет, русак-серый)
7) Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
8) Назовите птицу, которая выводит птенцов зимой. (Клёст)
9)Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
10) Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото)
9.Экологический конкурс
Чем опасен в лесу неубранный туристами мусор: горящая сигарета, бумага, бутылки, банки? (от сигареты может возникнуть пожар, а мусор загрязняет лес: бумага разлагается 2 года, консервная банка - 70 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет)
- Вы увидели гнездо птицы. Как себя правильно вести? (Не вытаптывать траву у гнезда. Не трогать яйца. Не брать птенцов в руки)
- Почему (особенно весной или в начале лета) нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (шум, запах дыма пугают лесных жителей и они покидают свои норы и гнезда, весной появляются детеныши)
- Чем полезны муравьи? (они уничтожают вредных насекомых)
10. Конкурс «Закончи чистоговорку на экологическую тему»
Команде предлагается последние звуки чистоговорки, а затем предлагается продолжить ее в рифму. После обсуждения команды читают ответы.
Ять – ять – ять - Природу нужно охранять
Ля – ля – ля – Мы спасем тебя, Земля
Я – я – я – Наука экология
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ
Используемая литература: