Экологический познавательно–исследовательский проект «То березка, то рябина …»
Экологический познавательно–исследовательский проект
«То березка, то рябина …»
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Многочисленные опросы показывают, что многие дошкольники неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия, природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям. На участке нашего детского сада много интересных природных объектов: деревья, кустарники, цветы, птицы, насекомые. В качестве объекта исследований мы выбрали деревья, что обусловлено рядом причин. Эти растения окружают нас постоянно, и большинство людей не обращают на них внимания. Опыт показывает, что дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья как неживые, поскольку у них нет способов передвижения как у животных.
Деревья – прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Многообразие деревьев, растущих на нашей территории (береза, рябина, липа, ясень, голубая и зеленая ели, орех, каштан, акация) позволяет разнообразить исследования в течение всего года.
Деревья играют важную роль в нашей жизни.
Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», чем с травянистыми растениями.
Экологический проект «То березка, то рябина» предназначен для занятий со старшими дошкольниками. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 1 года.
Авторы – проектная группа детского сада, воспитатель подготовительной группы.
Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев, растущих на территории ДОУ во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.
Задачи проекта: Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Изучать влияние деятельности человека на жизнь дерева.
Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
Гипотеза: с помощью активных форм обучения и воспитания в различных видах деятельности раскрыть дошкольнику значение человека в природе, сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.
Работа над экологическим проектом «То березка, то рябина», развивает интерес к представителям растительного мира деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; позволяет гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяли развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения, а также развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе родного края.
Содержание проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап.
В ДОУ проведен семинар для коллектива: сотрудники познакомились с содержанием проекта, методикой, его целями и задачами, составили перспективный план работы на год. На этом этапе подготовили материалы и оборудование, альбом для оформления результатов наблюдений, ящик «ощущений» кормушки, скворечники, дождемеры. Вместе с родителями создали экологический альбом-гербарий «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена и листья деревьев. Вместе с детьми создали план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей ... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту «То березка, то рябина …» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним.
Чем деревья отличаются от других растений?
Какие деревья вы знаете?
Деревья живые или нет? Почему вы так считаете?
Как вы думаете кто посадил на нашем участке деревья? Для чего?
Как вы думаете, где деревьям лучше живется в лесу или в городе? Почему?
Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы? Помогали ли вам когда-нибудь деревья, а вы?
Предложили подружиться с деревьями, выбрать для общения дерево, которое нравится больше всего: березку, рябину, ель и т.д.
Исследовательский этап.
На этом этапе проводили наблюдения за жизнью дерева, за сезонными изменениями в его облике. Предлагали детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?
У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?
На занятиях по изодеятельности предложили нарисовать соседей дерева.
Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий. Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.
В заключительном этапе проведено итоговое занятие: «Деревья - наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Итогом проекта «То березка, то рябина …» стало обобщение результатов нашей работы в альбоме «Деревья нашего участка». Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем; знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья; любить свой край, любить природу!