Народный праздник «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…»

10
2
Материал опубликован 3 September 2021 в группе

Деятельность учителя – логопеда в летний период

Лето – время каникул, отпусков и отдыха. К этому времени закончена диагностика у детей с речевыми нарушениями, подводятся итоги. Родителям даются рекомендации на летний период. У одних детей речь исправляется, другие остаются на следующий учебный год для продолжения коррекционной работы. В программе «Коррекция нарушения речи» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной в летний период рекомендуется повторять и закреплять пройденный материал в соответствии с индивидуальными достижениями детей. Но как сделать повторение и закрепление материала интересным, занимательным для детей? С наступлением летам дети не хотят сидеть в кабинете и повторять пройденный материал. Ребятам хочется бегать, прыгать, веселиться, а наша задача, не прерывая коррекционной работы, ненавязчиво направить их деятельность в нужное русло.

Для успешной коррекционной работы и всестороннего развития детей необходимо обеспечить непрерывность обучения ребят в образовательном учреждении в летний период. И один из эффективных методов в работе с детьми - это спортивные, народные праздники, развлечения – путешествия, досуги. Главное, чтобы данные мероприятия содержали подвижные, народные игры, игры – соревнования, игровые задания и упражнения на формирование связной речи; на развитие фонематических представлений; на развития словаря; на развития грамматического строя речи; на развитие дыхания; на автоматизацию поставленных звуков; чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения. Что включить в деятельность зависит от ваших коррекционных и образовательных задач. Самое главное не забывайте о подвижных играх. Все-таки наша главная цель в летний период – обеспечить ребенку двигательную активность, отдых и радостное настроение!

Вашему вниманию предлагается народный праздник «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную» (праздник «Троица). Здесь мы не только знакомим детей с русской народной культурой, традициями, обрядами, играми, но и повторяем пройденный материал. В данное мероприятие включены игры на развитие словаря: «Похвали березку», «Рассмотри березку»; игра на совершенствование ритмико-слоговой структуры слова: «Прохлопай, протопай»; чистоговорки (автоматизация поставленных звуков).



Народный праздник для детей с речевыми нарушениями 5- 7 лет

«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ, ТО СВЕТЛУЮ, ТО ГРУСТНУЮ…» Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- закреплять и активизировать словарный запас детей;

- автоматизировать поставленные звуки;

- совершенствовать ритмико-слоговую структуру слова;

- продолжать учить изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

2. Коррекционно-воспитывающие:

- формировать представления детей о празднике «Троица»;

- дать возможность почувствовать красоту русских обычаев, обрядов и игр, пробуждать интерес к ним;

- воспитывать навыки общения, внимательности во время подвижных игр, а также создавать у детей радостное настроение.

3. Коррекционно-развивающие:

развивать: интонационную выразительность речи; связную речь; навыки художественного ручного труда при плетении венков; ловкость и умение прыгать через препятствие.

Предварительная работа:

разучивание игр, чтение стихотворений и беседы о березе, загадывание загадок, разучивание стихотворения, чистоговорок, изготовление бумажных цветов.

Оборудование и материалы:

ленты разного цвета для украшения березы, цветы из гофрированной бумаги, венки для участников праздника, ветка березы, «костер» для подвижной игры, костюм для воспитателя, сарафаны и платочки для девочек.

(совместная деятельность проходит на участке детского сада, педагог встречает девочек в русском сарафане)

Ход праздника

Педагог:

Наступает праздник Троица. Этот праздник называют днем рождения березки. В этот день славят березку, ведь она издавна почиталась на Руси. Пойдем, девицы красные, березку хвалить, да наряжать, веночки плести.

«Пойдем, девочки завивать веночки,

Завьем веночки, завьем зеленые…»

(девочки собирают полевые цветы, и все вместе плетут веночки, во время плетения венков дети повторяют чистоговорки).

Чистоговорки

Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие интонационной выразительности и модуляции голоса. ( чистоговорки подбираются в зависимости от поставленных звуков)

Ра - ра - ра нам на праздник всем пора. (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом)

Ру - ру - ру соберу все детвору. (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом

Ша -ша - ша как береза хороша! (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом)

Ши - ши - ши наши дети хороши! (повторить 3раза: громко, тихо, шепотом)

Ши - ши - ши веселимся от души. (повторить 3 раза: громко, тихо, шепотом)

Рассказ о празднике

Девочки и девушки в этот день демонстрировали свое рукоделие и мастерство – вышивку, плетение, умение украшать свой дом и березку, показывали себя хорошими плясуньями, певуньями и рассказчицами. Каждая старалась быть настоящей мастерицей во всем. Плели красивые венки из цветов и березовых веток, наряжались. Считалось, кто их смастерит, к тому и придет счастье. Венки дарили друг другу, обнимались, целовались (кумились). Мы тоже с вами сплели венки и будем дарить их друг другу. (одеть друг другу венки и обняться) А теперь по традиции возьмем красивые ленты, цветы и украсим нашу березку. (дети украшают березу разноцветными лентами и цветами.)

Молодцы, ребята, красивая у нас теперь березка, и вы красивые нарядились в веночки!

А теперь пора нам позабавиться:

Эй, девчата, да ребята, поскорей.

Собирайся не робей!

В игры играть, хороводы водить.

Березку прославлять!

(дети играют в игры «У дядюшки Трифона», «Костер» и др. знакомые подвижные игры по желанию детей)

Хороводная игра

«У дядюшки Трифона»

Цель: развитие навыков общения.

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Педагог:

ребята, на праздник березки молодежь всегда показывала свою ловкость, удаль и смелость. Они разводили костры и перепрыгивали через них. Мы с вами тоже будем прыгать, через наш безопасный «Костер». (напомнить детям о правилах пожарной безопасности, о том, что костры в лесах разводить запрещено, но игру, где прыгают через препятствие придумать можно, но только со взрослыми)

Подвижная игра

«Костер»

Цель: развитие ловкости, умения прыгать через препятствие.

На участке, на ровном месте устанавливается небольшой макет костра из картона, дети по очереди перепрыгивают через «Костер», кто хоть немного задевает препятствие, выбывает из игры.

Педагог:

березку на Руси всегда любили и почитали, и сейчас мы с вами тоже будем говорить о ней хорошие добрые слова.

Речевые игры

«Похвали березу», «Рассмотри березу»

Цель: развитие словаря.

Дети встают в круг и, передавая веточку березки, хвалят ее, например: березка красивая, березка белоствольная, березка зеленая, березка большая, березка стройная, березка белая, березка хорошая, березка светлая, березка кудрявая и т.д. Дети стараются не повторяться, кто больше всех похвалит березу, тот и победитель.

Педагог:

ребята, давайте еще раз полюбуемся нашей березкой, рассмотрим ее внимательно, и скажем, что же она делает. Дети встают в круг и, передавая веточку березки, говорят о том, что береза делает, например: березка стоит, березка качается, березка зеленеет, березка сбрасывает листья, березка шумит, березка радуется, березка одевается в листву и т.д. Дети стараются не повторяться.

Педагог:

ребята, березку можно не только наряжать и любоваться ею, но и узнать сколько в данном слове слогов, давайте вспомним, как мы это делали на занятиях.

«Прохлопай, протопай»

Цель: совершенствовать ритмико-слоговую структуру слова.

Дети хлопают в ладоши, топают ногой и узнают, сколько слогов в слове «Береза», в слове «Березка». Далее по желанию дети могут посчитать слоги прыжками.

А теперь, ребята, хотят рассказать красивое стихотворение о березе. (дети рассказывают стихотворение )

Люблю березу, русскую, то светлую, то грустную

Цель: развитие выразительности.

1.Люблю, березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

2.Люблю ее нарядную,

Родную ненаглядную.

То, ясную, кипучую.

То, грустную, плакучую.

3.Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется – но не ломится!

(А. Прокофьев)

Ребята, какое прекрасное, красивое стихотворение написал русский поэт о березе. Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Итог развлечения

Весело мы отметили день рождения березки, праздник Троицы.





Список использованной литературы.



Баранова О.Г., Зимина Т.А., Модлевская Е.Л. «Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря». Иллюстрированная энциклопедия: Искусство – СПБ, 2001.- 672с.

Ищук В.В., Нагибина М.И. «Народные праздники», академия развития. г. Ярославль, 2000.- 160 с.

Пугачева Н.В, Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста» Учебное пособие.- м: Педагогическое общество России, 2007.- 144с

Тимошкина Н.А. «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2008.- 64с.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Надеюсь для речевых игр Вы не ломали веточку берёзы...

4 September 2021

Нет не ломали,можно взять искусственный цветок если это так важно.

6 September 2021