Экологический проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки»
Филиал МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова» - Детский сад №1 «Журавушка»
Мокрецова Алла Николаевна
воспитатель, высшая квалификационная категория
Экологический проект
«Песочные сказочки, мокрые загадочки».
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка, туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес, пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Аннотация.
Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
Знакомясь с окружающим миром, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.
Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды.
Наблюдая за играми детей, созрела идея выбранной темы проекта, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды и песка, использовании их в совместных и самостоятельных играх.
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Актуальность.
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Для малышей игры с песком и игры с водой – одни из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой и песком полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода и песок развивают различные рецепторы, успокаивают, дарят положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!
Требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Гипотеза.
Песок - один из любимых материалов детворы. Когда, ребенок играет в песке, роет норки, ищет в нем что-либо, он развивает мелкую моторику рук. Делая куличики, строя башенки различной формы, малыш знакомится с различными формами. Насыпая песок то в большие, то в маленькие формочки, малыш знакомится с объемом, а также развивает глазомер.
Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги… Столь же неравнодушны малыши и к лужам.
Игры с водой, песком и другими сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды и «аурой радости» для детей раннего возраста.
Проблема.
Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Личность каждого ребенка уникальна. Создание условий «Песок – вода» – одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности.
Цель проекта: развитие познавательной активности детей раннего возраста через игры с песком и водой.
Задачи.
1. Знакомство со свойствами воды и песка.
2. Формирование умений экспериментирования с предметами.
3. Развитие мелкой моторики.
Вид проекта: игровой, исследовательский.
Тип проекта: краткосрочный.
Срок реализации проекта: одна неделя (18 – 22 октября 2021г)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Предполагаемые результаты.
Для детей:
Получение удовольствия от совместной деятельности со взрослыми.
Владение действий с предметами, разнообразными способами использования предметов.
Ориентировка в отношении величины предметов, различение цветов.
Для педагога:
Повышение педагогического мастерства.
Накопление практического материала в педагогическую копилку.
Для родителей:
Ознакомление с методами развития ребенка по опытно-экспериментальной деятельности.
Повышение желания играть в игры с песком и водой с детьми дома.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Постановка цели и задач, разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.
Накопление информации по теме проекта.
Подбор художественной литературы.
2 этап – основной.
Формы работы по проекту.
Проведение игр с песком, водой.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Организация игровых занятий и развлечений.
Чтение и рассматривание художественной литературы
Разучивание стихотворений, песен, потешек.
Коммуникативные игры совместные с малыми фольклорными формами (прибаутки, частушки, колыбельные).
Консультации для родителей.
Игры с песком - формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.
• Просеивание песка, очистка от мусора, камешков.
• Рисование на песке.
• Сухой и сырой песок, что тяжелее?
• Игры с формочками.
• Закапывание, раскапывание игрушек.
• Выкладывание дорожек из камешков.
Игры с водой - знакомство детей со свойствами воды.
• Опыт - тонет не тонет.
• Игра «Рыбалка».
• «Путешествие кораблика» - игры с плавающими игрушками.
• Горячая, холодная вода
• Игра «Завариваем чай» - изменение цвета воды.
• Опыт - свойства воды (прозрачность, запах, вкус)
Чтение художественной литературы.
Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Федорино горе»
БартоА.Л. «Девочка –чумазая»
Потешки «Водичка, водичка», «Ай лады, лады, лады»
Чтение авторских стихов Светланы Oлеговой про воду (Приложение №3).
3 этап – заключительный.
Подведение итогов.
Продукт проекта: фильм «Сыпь песок, лей водичку!»
Риски и пути их преодоления при реализации проекта.
Риски | Пути преодоления |
Отсутствие партнёрских отношений с родителями, незаинтересованность в совместных творческих проектах.
| Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражение благодарности. |
Низкая посещаемость детей данной группы. | Организация работы с родителями и детьми через интернет-ресурсы – социальные сети VK в группе «Непоседы». |
Итог:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими принята, что позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
В ходе реализации проекта дети приобрели интересные знания о воде и песке, начали проявлять интерес к экспериментальной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. - ТЦ Сфера, 2012г.
2. Варыгина В.В. Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем». - Курск., 2010г.
3. Горькова Л. Г. Кочергина А. В. Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО 2005г.
4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010г.
5. Соляник Е. Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. - СПб.: Детство - Пресс, 2010г.
Интернет-ресурсы.