Экологическое воспитание младшего школьника при обучении математике
Реферат
по теме
Фидарова Анастасия Андреевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 76»
Ульяновск
2019г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………… ………2
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………………………….4
1.1.Экологическое воспитание в школе ……………………………………………6.
1.2. Формирование у детей мотивации к овладению экологическими
знаниями …………………………………………………………………………….13
1.3. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе……………………16
1.4. Особенности экологического воспитания на уроках математики……………20
Глава 2. Интегрированный урок по окружающему миру и математике……26
2.1. Технологическая карта фрагмента урока ……………………………………..28
Выводы……………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы …………………………………………….38
Приложения………………………………………………………………………….41
- 2 -
Введение.
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. [2]
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. [25]
В связи с установлением приказа, зарегистрированного Министром России 07.06.2012 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», появился ряд требований к результатам освоения образовательной программы. Стандарт второго поколения ориентирован на становление ряда личностных характеристик учащихся: сформированность экологической и культурологической грамотности, получение возможности научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоение элементарных норм адекватного природо
и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. [29]
Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием.
Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во-первых, общество должно быть готово усвоить экологические идеи и знания; во-вторых – необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в-третьих, необходима качественная экологическая подготовленность педагогов любой специализации, именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению. [19]
- 3 -
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдалённые последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитие убеждённости, а не страха за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. [14]
Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет её педагогическая результативность.
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы, А.Н. Захлебного, Н.Ф. Виноградовой, Л.П. Лечко, И.Д. Зверева, В.Г. Иоганзена, В.С. Липецкого, которые рассматривают различные аспекты экологического образования и воспитание учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной деятельности по охране природы.
Особое место в системе экологического воспитания занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Цели, задачи, содержание, формы и методы экологического воспитания младших школьников нашли отражение в работах Л.П. Салеевой, И.К. Блиновой , Б.М. Минаевой, А.А. Плешакова, А.Е Тихоновой и других авторов.
Стоит отметить, что каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, поэтому воспитание экологической культуры может формироваться и на уроках математики. Однако данная проблема недостаточно рассмотрена и разработана, что дало нам возможность изучить и проверить на практике результативность и эффективность процесса формирования экологического воспитания при обучении математике. [5]
Всё вышесказанное определило выбор темы реферата: «Экологическое воспитание младших школьников при обучении математике».
Была выявлена проблема : при каких методах и формах воспитательного процесса экологическое воспитание младших школьников при обучении математике будет наиболее эффективным?
- 4 -
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников.
1.1. Экологическое воспитание в школе.
Экологическая проблема – одна из острейших глобальных проблем современности – ставит человечество в целом, его духовную и материальную культуру перед необходимостью разрешения целого ряда острейших противоречий и трудностей в исторически сложившихся отношениях общества и природы. Сейчас, как никогда, экологическое знания, экологическое мышление, экологические идеи самым широким потоком превращаются в материальную силу прогрессивного развития общества, науки, техники, культуры, всё большего удовлетворения материальных и духовных потребностей народа. [45]
Людям необходимо осознать, считает Д.С. Лихачёв, что отношения природы и человека – это отношения двух культур каждая из которых по своему «социальна», общительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причём развития человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с её много-миллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) - не может. [21]
Успех или провал большинства человеческих начинаний зависит в значительной степени от того, сумеет ли общество грамотно взаимодействовать с окружающей средой. Но для того, чтобы сознательно и экологически обосновано управлять природными процессами, необходимо досконально знать их, а «познание объективных закономерностей развития природы осуществляется в процессе образовательной деятельности».
Потому именно экологическая проблема является одним из факторов детерминации повышения внимания к проблеме экологического воспитания. [10]
Под экологическим воспитанием принято понимать «психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знания научных основ природоиспользования, необходимых убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной социальной позиции в области охраны природы, рационального природоиспользования и воспроизводство природных ресурсов», цель которого заключается «в воспитании сознания своей ответственности за защиту и улучшение состояния окружающей среды с тем, чтобы поступки не противоречили нормам, обеспечивающими хорошее её состояние, чтобы проявляли инициативу и участвовали в
- 5 -
деятельности по охране окружающей среды и способствовали усилиями общества по решению её проблем на местном, национальном и международном уровнях». [36]
Экологическое воспитание, центральным звеном которого является осознание личностью социально-экономического идеала взаимодействия общества и природы, - это не просто выработка определённых взглядов на природу. Оно имеет предметную сторону и неразрывно связано с конкретной деятельностью человека. Именно поэтому проводить процесс экологического воспитания и образования необходимо на основании вовлечения учащихся в конкретную деятельность по гармонизации отношений «человек – среда обитания». [3]
Специфика экологического просвещения заключается в том, что оно должно быть основано на принципе «опережающего отражения». В сознании человека, осуществляющего деятельность по преобразованию природы, должна происходить постоянная оценка предполагаемых последствий как ближайших, так и будущих, с позиций не только благосостояния человека, но и оптимизации системы «природа-общество» т.е. с позиции экологического идеала. До сих пор, однако, большинство концепций экологического воспитания ограничивается указанием на необходимость выработки бережного отношения к природе. [11]
Конечно, целью экологического воспитания является не просто усвоение личностью комплекса экологических знаний и навыков. Задачи его гораздо шире и заключаются в формировании личностного мировоззрения, соответствующих стереотипов в поведении, выработке активной позиции личности в решении экологических проблем.
В широком смысле экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей средой, в процессе которого они созревают как личности - представители особой экосистемы «человек - природа – общество», приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно процессу социализации человека идет процесс экологизации личности - формирования его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром - культуры экологической. В более узком смысле процесс экологического воспитания мы рассматриваем как целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры личности. Следует, видимо, рассматривать понятие экологического воспитания и в узко-специальном смысле - как целенаправленное воздействие на развитие профессиональных качеств личности специалиста-эколога. [21]
Таким образом, главной целью экологического воспитания является, на наш взгляд, формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность
- 6 -
экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Экологическая культура - качественное новое образование личности, часть ее общей культуры. Следовательно, показатели ее сформированности необходимо исследовать на двух, условно говоря, уровнях: внутреннем и внешнем. [3]
На первом (внутреннем) уровне мы оперируем такими категориями, как потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки, субъектная позиция и др. На втором (внешнем) уровне мы пользуемся такими категориями, как отношение, поведение, поступок, деятельность, взаимодействие и др.
На каждом этапе личностного развития общие критерии имеют свое конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психологическими особенностями, спецификой возраста.
Младший школьный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачек, в значительной степени определяющий процесс развития культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды преодолевает в своем мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа", развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему, интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с окружающим (природной и социальной средой, людьми, самим собой). [19]
В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности: [15]
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычках ребенка;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
- 7 -
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и пони-
мать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.
Основными показателями сформированности экологической культуры ребенка на первой ступени начальной школы можно считать следующие:
- ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо;
-с желанием участвует в экологически ориентированной действительности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунок, рассказ и т.п.);
- старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. [35]
Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянием их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды, бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых. [30]
Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:
- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками
- 8 -
ребенка их анализировать;
- участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом. [30]
На третьем и четвёртом этапах, завершающих период младшего школьного возраста, личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. [16]
О показателях сформированности экологической культуры ребенка на последних этапах начальной школы можно судить по следующим проявлениям:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней. [15]
Таким образом из вышесказанного можно сделать вывод, что экологическое
воспитание в школе имеет особое значение, ведь именно в этот период происходит основное формирование личности ребёнка. По мнению доктора педагогических наук И.Д. Зверева, экологическое воспитание призвано не только дать учащимся основы научных представлений о взаимодействии общества и природы, но и позволить им овладеть прикладными знаниями и практическими умениями и навыками по оптимизации воздействия на природную и преобразованную человеком среду в различных видах деятельности. [27]
Первоначально проблема изучения природы и становления отношения школьников к ней были предметом исключительно естественных наук, которые, как
- 9 -
правило, изучались отдельно и без координации. Такое образование, учитывающее лишь физические и биологические аспекты среды обитания, было, однако, «часто слишком абстрактным, отделённым от реального мира. Более того, оно концентрировалось исключительно на частном знании по отношению к природе и пренебрегало необходимостью развития ответственного поведения по отношению к ней». [17]
Постепенно стало очевидным, что экологическое образование школьников, являющееся самостоятельным элементом общего образования, призванным дать учащимся основы научных представлений о взаимодействие общества и природы и сформировать ответственное отношение к окружающему миру - не новая учебная дисциплина, которая может стать просто дополнением к уже существующим предметам. Природоохранительное просвещение должно стать своеобразным комплексом из различных предметов, объединив их в единое целое и в свою очередь, наполнив их новым содержанием. [25]
Экологическое воспитание должно быть ориентированно не просто на увеличение информации о природе, но способствовать лучшему пониманию экологических проблем. Учащиеся должны усвоить, что все компоненты биосферы связаны между собой в единую планетарную систему, и что только тесное взаимодействия всех компонентов биосферы через круговорот веществ и энергии постоянно поддерживает природное равновесие, сохраняя тем самым
нормальные биофизические условия жизни на Земле для человека.
Они должны осознать, что при современных масштабах воздействия общества на природу практическая деятельность человека может разрушить самовостановительные механизмы биосферы и прочее.
Для того, чтобы учащиеся овладели экологическими знаниями в самом широком плане, целесообразно использовать обобщающие, а также межпредметные уроки, комплексные экскурсии, ролевые игры, сценки, семинары и т.п. Большими возможностями для экологического воспитания школьников путём эмоционального воздействия обладают предметы филологического (литература, русский язык) и эстетического (музыка, изобразительное искусство) циклов, но эти возможности почти не используются. Важно при этом, чтобы теоретическая подготовка школьников осуществлялась не изолированно, но в сочетании с практической деятельностью по сохранению природы. [24]
Можно выделить несколько направлений педагогической деятельности, в той или иной мере затрагивающих проблему экологического воспитания детей в 6-10 лет:
-теоретическое (определение актуальных идей экологического образования,
- 10 -
методологических и теоретических оснований для его организации);
-исследовательское (опытно – экспериментальная проверка различных моделей экологического воспитания детей);
-дискуссионное (сопоставление разных точек зрения, определение приоритетных целей экологического образования и наиболее целесообразных путей их реализации);
-дидактическое
-практическое
(по Н.Ф.Виноградовой) [3]
В последние годы и в России появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности. Это означает:
а) умение осуществлять социальные роли и позиции, без которых невозможно взаимодействие общества и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;
б) наличие определённых ориентаций в виде оценочных суждений, ведущих идей норм и социально значимых мотивов поведения;
в) сформированность «критического» мышления, умения предвидеть последствия своего поведения, «экологическая» рефлексия. [3] Даже элементарная экологическая культура предполагает определённую степень осмысления мира, которое начинается с этапа фиксации в сознании основного факта его бытия. На этом этапе, который приходится на младший школьный возраст, начинает происходить отмежевание человека от мифологической картины мира и осознание различных качеств его состояний: рождение, изменение, живое и неживое, условия существования живых организмов, их взаимосвязь и др. Таким образом, осуществляется постепенный переход от эмпирически складывающейся культуры взаимодействия человека со средой обитания и различными её представителями до осознанного понимания этого взаимодействия. Конечно, дети младшего школьного возраста усваивают лишь первые элементы такого знания, но потеря времени на этом этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся проблемы в понимании диалектики взаимоотношений общества и конкретного его индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно. [16]
На какой результат экологического воспитания детей 6-10 лет можно рассчитывать? К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребёнка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:
а) эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторженность эмоционально положительное отношение к её объектам, «знаемые» (А.Н.Леонтьев) мотивы поведения, деловую готовность – возможность реализовать свои
- 11 -
знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних мотивов» поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии;
б) интеллектуальную готовность - определённый уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. [10]
Здесь мы невольно сталкиваемся с одной из самых «болевых» точек обсуждаемой проблемы: если принять за аксиому наличие в педагогическом процессе трёх главных компонентов «знание-отношение-поведение», то каковы приоритеты их формирования на этом этапе возрастного развития? Хотелось бы обратить внимание на два принципиальных положения. Во-первых, уровень экологического воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет эти правила. Во-вторых, с учётом психологических особенностей младшего школьника, более актуальными для них являются эмоциональные переживания, связанные с прессом общения с объектом природы, а не сведения о нём, полученные от взрослых или из книг. Исходя из этого, подчеркнём особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребёнка с природой и его разнообразной деятельностью в ней (т.е. 2х компонентов педагогического процесса – «отношение» и «поведение»). [9]
Известная и достаточно абстрактная формула «чтобы любить природу, нужно её знать» приобрела в массовой школе чёткое выражение: необходимо увеличить естественнонаучные знания, «интелектуализировать» процесс экологического воспитания, превратить его в образование. Это объективно привело к увеличению «пропасти» между наличием знаний об экологии и сформированностью экологической культуры. Расширение знаний об окружающей природе определяется большинством современных исследователей главной задачей экологического воспитания детей младшего школьного возраста, тогда как должно быть не задачей, а средством и результатом обучения. [17]
Такая смена приоритетов обеспечит реализацию деятельного подхода в экологическом воспитание, но потребует конкретной перестройки всей методической системы, а именно:
-отработки приёмов организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов;
-пересмотра места и роли разных видов деятельности (труда, игры, общения).
-разрушение организационно-инструктивного учебного общения и создания системы дидактических задач, обеспечивающих осмысление полученного чувственного
- 12 -
опыта, перевод его в мыслительную и речевую деятельность.
Ни один исследователь проблемы экологического воспитания не отрицает важность формирования эмоционального отношения к окружающему как основы развития нравственно - ценной деятельности в природе и мотива получения знаний. Вместе с тем, эмоциональные связи остаются как бы побочным результатом педагогического процесса и возникают скорее вопреки, а не благодаря обучению. Это выражается, прежде всего, в тенденции строить экологическое воспитание на отрицательном опыте. У детей формируются сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируются отрицательное отношение к флоре и фауне. Это ни в какой мере не учитывает особенности детей младшего школьного возраста: эмоциональной восприимчивости, подражательности, непосредственности поведения. Более того, знания негативного поведения не определяют реализации нравственной нормы: если дети знают, как надо поступать, то это не означает, что у них есть представление о правильных нормах поведения в природе. Даже если дети не совершают негативных поступков по отношению к природе, они не видят и необходимости помочь ей и не знают, как это делать. [9]
Опора на положительное становится условием воспитания эмпатических чувств – способности к пониманию эмоциональных состояний других и сопереживание им. Совершенно меняется отношение ребёнка к природному объекту, когда он наблюдает и оценивает его состояние («беспокоится», «нездоров», «радуется», «боится» и т.п.). Основой эмпатического чувства детей является способность вставать на позицию другого, понять его, увидеть ситуацию чужими глазами. [10]
И ещё одна важная проблема экологического воспитания, которая касается социальной экологии. Анализ программных документов, учебных пособий показывает, что человек с его психологической характеристикой, индивидуальными особенностями, «похожестью» и «непохожестью» на другие живые организмы, в начальной школе не является предметом изучения. [3]
При всей очевидности поставленных проблем их реализация вызывает определённые трудности. Они связаны с тенденцией заключать экологическое воспитание в рамки какого-то предмета, тогда как экологические знания и отношения пронизывают все системы начального образования.
- 13 -
1.2. Формирование у детей мотивации к овладению экологическими знаниями.
В настоящее время с одной стороны существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а с другой – специфика экологических знаний состоит в том, что эти знания базируются на системе знаний из биологии, химии, физики, географии и многих других наук. В этой связи для эффективного преподавания экологии младших классов это диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала. [13]
Как известно, эффективное обучение может происходить только тогда, когда у обучающихся сформирована высокая мотивация к обучению. В нашем случае невозможно предположить, что у ребенка младшего школьного возраста стихийно сложилась мотивация к овладению экологическими знаниями. Есть несколько путей к формированию такой мотивации в учебном процессе.
Во-первых, это путь «экологического мотивирования». Хорошо известно, что в целом по нашей стране регионов с благоприятной экологической обстановкой мало: на большей части территории России экологические проблемы существуют не один год и в ближайшем будущем, видимо, будут существовать. В этих условиях здоровье детей чаще всего принимает на себя удар первым. Диапазон тяжести заболеваний, вызванных экологическими неблагополучными, весьма широк, и практически любое заболевание ведёт к ограничениям нормальной жизнедеятельности ребёнка и не может порождать у него в этой связи дискомфорта. Эти обстоятельства, о которых можно только сожалеть, дают возможность преподавателю показать ребёнку его личную причастность к необходимости решения экологических проблем. Часто первые уроки экологии эффективно начинать именно с определения экологической ситуации в регионе к здоровью ребенку и связанного с ним дискомфорта. Причём это объяснение представляется возможным дать не на отвлечённом уровне, а на конкретном, примеряя ситуацию к каждому конкретному ребёнку. [10] В этом случае мотивацию к овладению экологическими знаниями удаётся создать через то, что сложно условно назвать эгоизмом, или через сведение социальных проблем к личностно значимым. Второй путь создания мотивации – это обращение к их естественному желанию завоевать авторитет среди старших. Факт существования экологических проблем объективным образом может быть интерпретирован как неумение, нежелание взрослых постоянно помнить о разумном природопользовании, о заботе о своём здоровье и будущем следующих поколений. Эти соображения могут быть сведены к фактам повседневных проблем и особенностям
- 14 -
поведения взрослых. Для ребёнка младшего школьного возраста вполне доступно понимание связи между индивидуальным поведением и теми проблемами, которые становятся общественно значимыми в результате такого поведения. Например, они довольно легко усваивают связь между плохо закрывающимся водопроводным краном на кухне и такими экологическими проблемами, как пересыхание водоёмов, загрязнение водоёмов и т.д. [5, 10]
Этот прием помимо создания мотивации к обучению экологии позволяет в некоторой степени решать проблему формирования экологически правильного мышления и поведения всего населения, т.к. результаты показывают восприимчивость взрослого населения к большинству традиционных методов (специальные передачи по радио, телевидению, публикации специальных статей и т.п.) [5]
Ещё одним способом формирования у младших школьников мотивации к обучению экологии является использование игровых методов обучения. Такой подход является естественным для данного возраста.
Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать, как переходный от периода, когда ведущей деятельностью является игровая, к периоду, когда ведущей деятельностью становится учебная. В связи с этим игровые методы обучения при работе с детьми младшего школьного возраста могут обладать хорошей эффективностью, если эти игры окажутся достаточно сопряжены с традиционной для данного возраста игровой деятельностью. [13]
Под традиционной для данного возраста игровой деятельностью понимается весь комплекс «игр с правилами», в которые играют дети данного возраста. К таким играм относится довольно большой класс игр, в том числе и подвижные. При этом традиционные подвижные игры, характерны для самых младших, достаточно просто насыщаются экологическим содержанием. Это может быть, например, подражание повадкам животных, занесённых в Красную книгу, или игры с мячом с называнием тех же животных. Если возможность для поведения подвижных игр отсутствует, то очень полезно заканчивать урок, используя фиксацию экологической информации в разных модальностях. [11]
Это означает, что учитель, проведя основную часть занятий в достаточной степени насыщенной экологически значимой информацией, может попросить школьников нарисовать то, что им показалось наиболее симпатичным или важным в проведении урока. Используя этот прием, учитель может достичь двойного эффекта: 1)учитель создаёт у школьника мотивации к работе на уроке экологии тем, что школьник знает, что урок закончится активностью, которая вызывает у него чувство удовлетворения
- 15 -
(разумеется, надо помнить, что критицизм учителя в эстетических оценках работы школьника, скорее всего, будет неуместен); 2)использование нескольких модальностей для усвоения материала является весьма эффективным приёмом. [11]
Наконец, ещё один прием – проблематизация. Этот приём хорошее известен и распространен, но пояснение его применительно к проблемам преподавания экологии в младших классах. Суть использования приёма состоит в том, что ученик для решения проблемы должен сам сформировать задачу и найти её решение.
Использование проблематизации приводит к значительному повышению эффективности овладения материалом. Но, кроме того, каждое решение проблемы сопровождается положительными эмоциями, и это означает, что у детей формируется положительная мотивация к овладению экологическим знаниями. [42]
- 16 -
1.3. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе.
Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребенка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней. [12]
Показатели сформированности экологической культуры ребенка на первой ступени начальной школы: [3]
- ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо;
-с желанием участвует в экологически ориентированной действительности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунок, рассказ и т.п.);
- старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению - анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянием их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды, бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых. [4]
Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников
- 17 -
на втором этапе дополняются: [3]
- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;
- участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
На последнем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
О показателях сформированности экологической культуры ребенка на третьей и четвёртой ступенях начальной школы можно судить по следующим проявлениям: [3]
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Возможность по воспитанию экологической культуры представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Чуть позже решаем задачу: сколько весит израсходованная тобою бумага, сколько древесины требуется для её изготовления, сколько деревьев для этого надо срубить? А ещё предстоит узнать, сколько лет растёт дерево. В итоге остаётся узнать, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий? [15]
- 18 -
Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера.
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров можно использовать задания экологического содержания, например, определить какое из деревьев, растущих на наших улицах, является «пылесосом».
15 х 8-(48+49)=?
Берёза-28, Сосна-17, Тополь-23
После – выяснить, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от ядовитых газов на улицах. [6] Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе.
Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы.
Многие словарные слова – название растений и животных. Учащиеся могут рассказать всё, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами.
Работа по развитию речи, сочинение – при всех видах работы можно включать элементы экологического образования. [24] Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей-натуралистов, включённые в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на её красоту, формировать своё ведение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. [6]
В начальной школе можно и нужно учить детей понимать тексты экологического содержания, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для обучения пониманию можно использовать такие учебные действия как подчеркивание, выписывание, трансформацию и эквивалентные замены.
Усваивая навыки работы с текстом с использованием названных выше учебных действий, понимание ребенка постепенно поднимается с низкого уровня – «обнаружение и вычленение смысловых единиц» - к высокому – «интерпретация общего смысла полученной информации». [6]
Усвоенные знания через систему уроков, направленных на понимание вербальной
- 19 -
информации, приводят к развитию всех процессов мышления и формируют обобщение высокого уровня. Младшие школьники высказывают свое отношение к экологическим изменениям в окружающей среде, описываемых в рассказах и наблюдаемых в жизни. [12]
Большой эмоциональный выпуск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. [44]
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
При рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать деятельность человека в изменении окружающей среды. Это позволит подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы.
Чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя, сопереживать и размышлять, можно использовать экологические сказки. Предложить детям самим сочинить. Если ребёнок придумал сказку «связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить» (В.А.Сухомлинский) можно завести в классе «жалобную книгу» природы. В ней записываются жалобы, поступившие от растений и животных. Ученики обсуждают поступившие жалобы и решают, что можно сделать чтобы помочь природе. [6]
Любовь к природе великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства и в этом убеждают нас слова В.А.Сухомлинского: «к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». [35]
- 20 -
1.4. Особенности экологического воспитания на уроках математики.
Экологизация школьных дисциплин является одним из направлений школьного экологического образования. Реализация этого направления позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого предмета в формировании "экологической" картины мира и на этой основе сформировать у учащихся системный подход к анализу экологических проблем разного уровня с использованием специфических для каждой науки методов познания окружающей действительности. Экологический компонент в математике хорошо вписывается в раздел "Прикладные задачи":
решение задач с экологической тематикой, составление задач учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды.
построение и чтение графиков о динамике развития экосистем разных уровней.
измерительные практические работы. [23]
Введение экологических аспектов в математику, как показывают наблюдения, не является простым делом. Это требует от учителя новых знаний, изменения сложившихся стереотипов мышления и преподавания, разработки новых методик и курсов и тому подобное. В процессе работы приходим к выводу, что на многих занятиях в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также будет содержаться компонент обязательной программы по математике. [23]
При этом математика остается одним из предметов, который пока недостаточно связан с процессом экологизации, а между тем эти науки тесно переплетаются. Например, материал по экологии может осознаваться и усваиваться учащимися в процессе рассмотрения задач, решение которых можно представить на персональном компьютере в виде презентации в процессе занятия, что позволит повысить интерес к изучаемому материалу со стороны учащихся.
Именно на уроках математики младшие школьники впервые получают знания о мире природы и дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Этому способствует, на наш взгляд, объединение собственно математического содержания с проблемой экологии и защиты окружающей среды. [33]
Благодаря прикладной особенности математический аппарат используется при изучении различных предметов, что способствует их глубокому усвоению и заставляет говорить о важной роли математики в обучении и развитии мышления и познавательной
- 21 -
активности. При этом активизируется учебная деятельность школьников, в процессе которой они овладевают методами познания, расширяется их кругозор и формируется научное мировоззрение.
Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Текстовые задачи имеют возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Задача должна быть умело выбрана: не должна быть слишком трудной или слишком простой, должна быть естественной и интересной, причем, некоторое время нужно уделить для ее интерпретации. [8]
Применение задач на уроках как средство мотивации знаний, умений и методов создает условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математике с жизнью, развитие межпредметных связей. Подбор задач должен осуществляться таким образом, чтобы их постановка привела к необходимости приобретения учащимися новых знаний по математике, а приобретенные под влиянием этой необходимости знания позволили решить не только поставленную задачу, но и ряд других задач прикладного характера. Для создания проблемной ситуации можно использовать и отдельные фрагменты прикладных задач. Для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала следует использовать задачи с практическим содержанием, отличающиеся ясностью и простотой решения. Примеры из окружающей действительности позволяют раскрывать перед учащимся практическую значимость математики, широкую общность ее выводов. Эти примеры должны быть простыми, убедительными, доступными пониманию младших школьников. [40]
Привлечение школьников к самостоятельному отысканию примеров применения математических знаний в известных им жизненных явлений и к использованию этих примеров в своих ответах играет немаловажную роль. Большую познавательную ценность представляет выполнение упражнений, связанных с выделением на реальных предметах, их моделях или чертежах знакомых геометрических форм. Такая работа способствует развитию пространственных представлений учащихся, расширению их кругозора и является эффективным средством укрепления связи обучения с жизнью, развитию воображения. «Воображение играет большую роль в изучении математики. Оно дает возможность ученику на основе словесного учителем или учебником какой-либо заданной ситуации создать у себя мыслительный наглядный образ этой ситуации, без чего решить задачу было бы невозможно» (Л.М. Фридман) [41]
- 22 -
Используемые примеры следует сопровождать практическими выводами. Различны формы использования задач с практическим содержанием для закрепления и углубления знаний учащихся по математике. Эти задачи могут быть применены и в работе со всем классом, и для индивидуальной работы с отдельными учениками, и в качестве творческих заданий. Для закрепления знаний по математике можно использовать задачи с практическим содержанием:
- при решении которых раскрываются характерные аспекты применения математики в производственной деятельности;
- решение которых ориентировано на привлечение изучаемого материала по математике;
- методы и результаты решения которых могут найти применение на практике.
Целесообразно систему задач, предназначенную для закрепления знаний учеников, дополнять задачами с практическим содержанием с недостающими значениями данных величин, а в отдельных случаях и недостающими данными. Это создает условие для выработки у учащихся таких полезных умений, как выполнение измерений, использование таблиц и справочников, из которых они смогут взять значение тех или иных величин либо выяснить, какие данные нужны для решения той или иной задачи. В работе по закреплению знаний существенное значение имеет самостоятельное составление учащимися задач с практическим содержанием, для чего могут быть использованы опыт и знания, приобретенные учениками в процессе их повседневной деятельности. [40]
Выделим ряд критериев по отбору и результативности включения задач с экологическим содержанием, на основе которых математические задачи с экологическим содержанием могут быть классифицированы по: [22]
1) содержимому признаку. Такие задачи включают в себя:
- информационные задачи несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой;
- практически направленные задачи содержащие описание способов определения или оценки величин на местности, в окружающем пространстве;
- прикладные задачи, в содержании которых имеется постановка некоторой проблемы, разрешение которой возможно осуществить методами математики. Проблема, поставленная в задаче, должна иметь экологическую направленность.
- исследовательские задачи, целью которых является выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах.
2) способу воздействия при формировании экологической культуры:
- 23-
- демонстрационные задачи, в которых дано описание памятников культуры, законов строения природных объектов.
- проблемные задачи, в которых рассматривается какая-либо проблема, имеющая экологическую направленность, и указываются возможные пути ее решения.
- указательные задачи, в которых имеется указание некоторой экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.
Излагая методику использования задач с экологическим содержанием на уроках математики в начальной школе, следует придерживаться их классификации по цели и назначению на уроке. Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы как: [23]
а) задачи, мотивирующие введение понятия.
б) задачи, готовящие к изучению понятия на содержательном уровне.
в) задачи, иллюстрирующие введенное понятие.
г) задачи, закрепляющие введенное понятие на стадии его усвоения.
д) задачи, демонстрирующие применение сформированного понятия.
е) задачи, позволяющие установить связи этого понятия об изученном ранее.
Следует отметить, что в отдельной теме не всегда используется задачи всех указанных классов, а лишь в тех случаях, когда это целесообразно и имеются соответствующие примеры.
Учитывая структуру и содержание современной экологии, опираясь на концепцию реализации идей развивающего и воспитывающего обучения в школе и на определение мировоззрения, как нравственной категории, можно выделить тематические направления, которые могут служить основой для подбора математических задач с экологическим содержанием: [41]
1.Влияние внешних факторов окружающей среды на функционирование организма человека и его здоровье.
2.Человек и его взаимодействие с окружающим миром живой и неживой природы.
3. Экосистема и место человека в ней.
4.Возможности эстетического воздействия на формирование личности школьника.
5.Пути познания свойств окружающих предметов и явлений. Использование выделенных свойств этих предметов и явлений в повседневной практической деятельности человека.
6.Присутствие законов природы в жизни человека.
Эти направления связаны между собой общей мировоззренческой позицией, направленной на формирование экологической культуры школьников. Для того чтобы, во-первых, показать, что система математических задач с экологическим содержанием
- 24 -
представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой элементов, во-вторых, найти эффективный аппарат для составления задач с экологическим содержанием и обосновать возможность внесения соответствующего вклада в формирование экологической культуры школьников при использовании таких задач в обучении математике в основной школе. Для каждого выделенного тематического направления существует достаточное количество задач с экологическим содержанием по различным темам курса математики основной школы. [41]
Актуальность экологической проблемы достаточно очевидна. Содержание задач, составленных по вышеуказанным материалам, вызывает живой интерес учащихся. Тексты задач обращены не только к уму, но и к эмоциям детей, вызывая у них чувства причастности к решению актуальных проблем. Также задания и задачи несут положительное воспитательное воздействие на учеников. Особо выделяются задания на самостоятельное составление текстов задач учащимися по предложенным данным. Такого рода работа подталкивает источников познания, работу со справочниками, сбор и анализ сведений по данной проблеме. [23] Следовательно, школьник воспитывает в себе интерес к самостоятельной творческой работе. Разработанные материалы можно использовать на всех этапах урока; тематика задач выбрана исходя из учебных программ по экологии.
Подводя итог, можно сказать, что математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явления, положительные и отрицательные последствия деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. [22]
Ещё одним способом повышения экологической воспитанности младших школьников в образовательном процессе служит проведение интегрированных уроков – окружающий мир и математика.
Мы разделяем мнение Э. Л. Мельник и Л. А. Исаевой и считаем, что результат интегрированного обучения проявляется в следующем: [24]
- в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- 25 -
- в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
- в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач, но они не должны носить искусственный характер, а способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений [30]
- 26 –
Глава 2. Интегрированный урок по окружающему миру и математике .
Для решения выявленной проблемы был проведён интегрированный урок по окружающему миру и математике. Следует отметить, что детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач, но они не должны носить искусственный характер, а способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений [30]
Мы разделяем мнение Э. Л. Мельник и Л. А. Исаевой и считаем, что результат интегрированного обучения проявляется в следующем: [24]
- в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
- в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
В процессе обучения можно использовать не только интегрированные уроки, но и фрагменты уроков с использованием задач экологической направленности, что благополучно повлияет и внесёт свой вклад в повышение уровня экологической воспитанности младших школьников. Задачи с экологическим содержанием можно использовать в 1 классах при изучении суммы одинаковых слагаемых как пропедевтические упражнения к усвоению операции умножение, при изучении задач, раскрывающих смысл деления (Задачи №3-2кл., №21 – 4кл. ) умножения (Задачи № 4,5-2кл., №9,10,11,12,13 – 3кл, №18,19,22 – 4кл. ), на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (Задачи № 6-2кл.), на кратное сравнение ( Задачи №7,8 – 2кл.,
- 27 -
№14,15,16 – 3кл., №20, 24 – 4кл. ), на нахождение четвёртого пропорционального (Задачи №17,24 – 4 кл.) (Приложение № 1 ) [43]
Таким образом интегрированное обучение способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке. А проведение в ходе нашего эксперимента интегрированного урока окружающего мира и математики играет одну из важных ролей по повышению уровня экологического воспитания на уроках математики.
Представляю Вам фрагмент интегрированного урока по окружающему миру и математике, проведённого в 4 классе по программе «Гармония».
- 28 -
Технологическая карта фрагмента урока
Предмет | Интегрированный урок по математике и окружающему миру |
Класс | 4 |
УМК | «Гармония» |
Тема урока | Закрепление изученного по теме «Решение задач. Экология. Экологические катастрофы» |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель урока | Закрепить умение решать составные задачи, формировать понятия «экология», «экологическая катастрофа», экологическую грамотность учащихся; закрепить умение работать в парах; способствовать развитию логического мышления, наблюдательности; воспитывать бережное отношение к природе |
Задачи | Решение составных задач на экологическую тему; закрепить и совершенствовать умения складывать и вычитать многозначные числа, закрепить письменные случаи умножения и деления, записывать многозначные числа; выявление экологических проблем и предложения по их устранению |
Планируемее результаты | Предметные УУД: -решать текстовые задачи; выявление последствий влияния человека на природу, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой ; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в природе Личностные УУД: - готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; познавательный интерес к науке; придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей Познавательные УУД : - уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные УУД: -уметь определять и формулировать цель на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы |
Организация деятельности обучающихся на уроке | В парах, фронтальная, индивидуальная |
Необходимое учебное оборудование | Презентация Power Point (Приложение 2 ), карточки для фронтальной, индивидуальной работы и работы в паре |
- 30 -
Организационная структура фрагмента урока
Этап урока, форма работа | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Формируемые способы деятельности обучающегося |
1. Организация начала урока 1 мин | Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь соседу слева, подмигните соседу справа! Прозвенел наш школьный звонок, Начинаем с улыбки урок! | Слушают учителя | Уметь слушать |
2. Актуализация знаний 10 мин | - Сегодня на уроке мы будем решать задачи на очень важную тему. Она касается будущего нашей планеты, а значит и будущего всего человечества. Для того, чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке, вам нужно найти значения выражений. - Найдите значение выражений в тетради. - Решать будете самостоятельно. Ответы записывайте в тетрадь. - Я вижу вы готовы. Продолжаем. Аня, чему равно значение первого выражения? (3540) Все согласны? Запиши ответ на доске. - Чему равно значение 2,3,4,….выражения? Запиши ответ - Расположите ответы данных выражений в порядке возрастания. У вас получится слово. - Какое слово получилось? | На доске на карточках даны выражения. Запись выражений в столбик. Нахождение значения выражений 708 х 5 = 3540 л 540: 9=60 о 4941 + 7059=12000 я 1611+2389=4000 о 96: 8 =12 Э 1669х4 = 6676 и 1111х 5=5555 Г 4540-4507=33 к Пишут в тетради значения выражений. Выходят по очереди и записывают ответ. Самопроверка. 12, 33, 60, 3540, 4000, 5555, 6676, 12.000 Э к О Л О Г И Я | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять организационные задачи. |
3. Введение в учебную деятельность | -Да, сегодня мы поговорим об экологии. Тема нашего урока «Решение задач. Экология. Экологические катастрофы». | Слушают. | Уметь принимать и сохранять учебную цель и задачи. |
4. Решение задач. Физминутка 5. Продолжение работы по теме Закрепление Рефлексия Итог Объявление домашнего задания | - Что такое экология? ( Ответы детей.) Слайд 3) - Экология – это наука о том, как животные, растения уживаются друг с другом и приспосабливаются к окружающей среде. Кроме того экология изучает ещё одну важную проблему: взаимодействие человека с природой. Слайд 4 - Какие экологические проблемы вы видите на слайде ? - Иногда экологические проблемы настолько велики, что возникает экологическая катастрофа. Слайд 4 Экологическая катастрофа – необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью людей - Ребята, пока вы еще школьники, вы учитесь решать задачи по математике, в которых говорится просто о природе, но кроме этого вы готовитесь к взрослой жизни и вам предстоит решать более важные задачи, поэтому будущее нашей планеты в ваших руках. ---А о своём здоровье мы подумаем прямо сейчас. Сделаем физминутку. Потянулись, разогнулись. - Об одной из экологических проблем вы узнаете из задачи. Слайд 5 «Почва перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – в 10 раз дольше, чем стакан, а стеклянную бутылку – в 4 раза дольше, чем карту. На сколько лет дольше почва перерабатывает стеклянную бутылку, чем пластиковую карту?» 1) О чём вы узнали из задачи? 2) На какой вопрос вы должны ответить в ходе решения задачи? - Предлагаю составить план задачи. 1. 3) О чём узнаем сначала? 2. 4) Что узнаем потом? 5) мы закончили решать задачу? 3. 6) Как узнать , на сколько одно число больше другого? 7)Лена, запиши первое действие задачи на доске. 8) Полина, запиши 2 действие. 9) Илья, запиши, 3 действие
-- О какой экологической проблеме шла речь? Слайд 6 - Какие выводы можете сделать? - Подытожим. Слайд 7 (Не оставлять мусор, который не разлагается! Не загрязнять почву ядохимикатами, так как ядохимикаты всасываются растениями, а человек употребляя их в пищу наносит вред своему здоровью.) - Что же такое экология? - О каких экологических проблемах мы сегодня говорили? Что нам помогло познакомиться с экологическими проблемами? О чём вы ещё узнали из задачи? - Ребята, если вам легко было справиться с заданиями на уроке «зажгите» в своей тетради на полях огонёк сверху, если что-то вызвало затруднение – в середине, если плохо поняли тему урока – внизу. - У кого бенгальский огонек зажегся в середине и внизу? Как вы думаете, на что вам нужно обратить внимание? Давайте вместе Землю украшать,
Математика :придумайте текст составной задачи на экологическую тему, запишите и решите её. на увеличение в несколько раз, на нахождение суммы, Окружающий мир: подготовить сообщение об одной экологической проблеме современности и возможных путях решения данной проблемы Домашнее задание по теме «Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности» 1. Математика : придумайте текст составной задачи (на увеличение в несколько раз)на экологическую тему, запишите в тетрадь и решите её. 2. Окружающий мир: подготовьте сообщение об одной экологической проблеме современности и возможных путях её решения. | Экология – 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2. Взаимодействие человека, общества и окружающей среды. Экологические проблемы – это загрязнение водоёмов сточными водами, загрязнение атмосферы. Выполняют физминутку «Если нравится тебе, то делай так…» под музыку. Читают текст задачи В почве перерабатывается мусор. Ответ детей. Ответы детей Нет Отвечают на вопросы 1. 100 х10=1000 (л) (пишут пояснение) 2. 1000х4=4000(л) 3. 4000-1000=3000(л.) Загрязнение почвы. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде Отвечают на вопрос Решение задач В почве перерабатывается мусор. Стеклянная бутылка дольше перерабатывается, чем пластиковая карта «зажигают» огоньки в тетради Ответы детей | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять организационные задачи. Планируют решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию необходимую для орешения учебной задачи, обосновывать выбор, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять самоконтроль, оценивать результаты деятельности. |
- 35 –
Выводы.
Проблема экологического воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Экологическое воспитание, центральным звеном которого является осознание личностью социально-экономического идеала взаимодействия общества и природы, - это не просто выработка определённых взглядов на природу. Оно имеет предметную сторону и неразрывно связано с конкретной деятельностью человека. Именно поэтому проводить процесс экологического воспитания и образования необходимо на основании вовлечения учащихся в конкретную деятельность по гармонизации отношений «человек – среда обитания».
Таким образом, главной целью экологического воспитания является, на наш взгляд, формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Самоценный этап в развитии экологической культуры личности – это младший школьный возраст. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды преодолевает в своем мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа", развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему, интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с окружающим (природной и социальной средой, людьми, самим собой).
Именно в младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируется и развивается особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитание детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволило определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и
- 36 -
переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Введение экологических аспектов в математику, как показывают наблюдения, не является простым делом. Это требует от учителя новых знаний, изменения сложившихся стереотипов мышления и преподавания, разработки новых методик и курсов и тому подобное. В процессе работы приходим к выводу, что на многих занятиях в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также будет содержаться компонент обязательной программы по математике.
Благодаря прикладной особенности математический аппарат используется при изучении различных предметов, что способствует их глубокому усвоению и заставляет говорить о важной роли математики в обучении и развитии мышления и познавательной активности. При этом активизируется учебная деятельность школьников, в процессе которой они овладевают методами познания, расширяется их кругозор и формируется научное мировоззрение.
Применение задач на уроках как средство мотивации знаний, умений и методов создает условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математике с жизнью, развитие межпредметных связей. Для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала следует использовать задачи с практическим содержанием, отличающиеся ясностью и простотой решения. Примеры из окружающей действительности позволяют раскрывать перед учащимся практическую значимость математики, широкую общность ее выводов. Эти примеры должны быть простыми, убедительными, доступными пониманию младших школьников.
Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков. Включение данных задач в урочную деятельность помогло нам решить проблему - при каких методах и формах воспитательного процесса экологическое воспитание младших школьников при обучении математике будет наиболее эффективным?
Подводя итог, можно сказать, что математика создает условия для развития умения, давать количественную оценку состояния природных объектов и явления, положительные и отрицательные последствия деятельности человека в природном и социальном окружении. Для реализации экологического воспитания не следует ограничиваться только перечисленными в данной работе формами: экскурсиями и интегрированными уроками. Их можно расширить за счет таких форм как экологический практикум, организация
- 37 -
экологической тропы, волонтерское движение по экологии и т.д. Все зависит от творчества людей заинтересованных в данном направлении воспитательной деятельности, и мы надеемся, что проблема экологического воспитания при обучении математике будет актуальна в будущем и будет обращать на себя внимание многих учёных и методистов.
- 38 -
Литература.
1. Андриянов А.П. Поэтический образ природы на уроках экологии// «Первое сентября» №14, М.: 2007. – Режим доступа: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200701406 (дата обращения 15.03.2013 г.)
2. Бусыгин А.Б. Педагогика в глобальной экологии. – Ульяновск: Симбирская книга, 1986. - 192 с.
3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего возраста и экологическое образование: концепции и методические подходы/отв.ред. Н.М.Мамедов – М.: Экономика и информатика, - 1998г. - №6. – С. 14-16.
4.Воробьёва А.Н. Экологическое образование младших школьников/А.Н.Воробьёва//НШ.-1998г.–№6.– С. 87.
5. Воронина Н.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М., 2003. – Режим доступа: http://nsk-centr.ru/page.php?article=412 (дата обращения 30.02.2013 г.)
6. Гордеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся/Т.Н.Гардеева//НШ.–2004г.- №2.– С. 67.
7. Горина Л.В. Интегрированный урок (математика-экология) в 3-м классе по теме "Закрепление навыка решения задач"/ Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008/2009 учебный год. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/519566/ (дата обращения 13.03.2013)
8. Д. Пойа «Как решать задачу».- Львов,- 1991г. - 212с.
9. Дерябко С.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы /С.Д. Дерябко //НШ.–1998г.-№6.–С. 78–81.
10. Дерябко С.Д., Ясвин В.П., Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на Дону: Феликс, 1996г. – 563 с.
11.Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. –М.: Педагогика, 1982, 176 с.
12. Егоренков А.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей дет. садов, учителей начальных школ.-М.:АРКТИ,1999г.- 369 с.
13. Захлебный А.Н. О формах организации экологического образования и воспитания школьников /А.Н.Захлебный //Биология в школе .-1987г-№3.–С. 76
14. Зверькова О.Н. Тропинки воспитателей Экологической культуры / О.А.Зверькова // Внешкольник .-2003.-№6.- 53 с.
15. Зверев И. Охрана природы и экологическое воспитание школьников /И.Зверев//Воспитания школьников.-1985.-№6.
16.Зверев И. Личность и природа /И.Зверев //Народное образование.–1984.-№7.– С. 45.
- 39 -
17.Кобылянский В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования / В.А. Кобылянский // Педагогика. -2001.–№1.– С. 32.
18. Колесникова Р.Н. Экологические экскурсии с младшими школьниками/ Колесникова Р.Н.//НШ.-1998.-№6.- С. 78-83.
19. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. -М.: Просвещение, 1983.- 432 с.
20. Кузеванова Е. В. Эффективность интегрированного обучения в начальных классах общеобразовательной школы / Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Сб. тезисов 2003/2004 учебный год – М.: “ Первое сентября” “Чистые пруды”, 2004. – 447 с.
21. Лихачев Д.С. Письмо о добром и прекрасном.-М.: Дет.литература, 1984.-217 с.
22. Логофет, Д. О. Что такое математическая экология // Математические модели в экологии и генетике: ч.1 – Математическая экология, гл. 1 − Общие вопросы моделирования. − М., Наука, 1981. − С. 8−17.
23. Манчурова Е. Ю Пермь Экологические аспекты в преподавании математики/ Материалы областной научно-практической конференции "Экологическая культура населения - фактор устойчивого развития", 2003 г. – Режим доступа: http://oldwww.pspu.ru/sci_ecolog_manchur.shtml (дата обращения 25.02.2013 г.)
24.Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы / Э.Л. Мельник, Л.А. Исаева // НШ. – 1998.-№5.–С. 74-76. (2, с.74)
25. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах.
– М.: Пед.общество России, 2002г. – 300с.
26. Мой сайт Симбирску-Ульяновску посвящается. Птицы /Сайт общеобразовательной школы №37 г. Ульяновска. – Режим доступа: http://simbirsk.simd.ru/simb_pticy.html (дата обращения 3. 04.2013)
27. Образование в современном мире.- М.: Педагогика, 1986 – 247с.
28.Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями \ А.П.Пахомов // НШ.–1995.-№11.- С. 56-62.
29. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
30. Руднянская Е. И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград: Учитель, 2002 – 72с. – Режим доступа: http://www.bookstreet.ru/prod_show.php?object_uid=2139325# (дата обращения 22. 02. 2013)
31. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников.
- 40 -
– М.: Линка-Пресс, 1996. – 237 с.
32. Сазонова Е.В. Воспитание человека разумно строящего свои отношения с природой / Е.В. Сазонова // НШ. – 2004.-№3.- С. 34-38.
33.Свирижев Ю. М. «Моделирование окружающей среды и проблема недостатка информации // Математическая экология, гл. 1 - Общие вопросы моделирования. - М.: Наука, 1981. - С. 17-31
34.Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками /Л.П.Симонова//НШ.–1999.–№5.-С. 67-71.
30. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах// Экология и жизнь № 4, 2000.
35.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // НШ.–2000.-№10.–С. 61-68.
36. Тенденции в образовании по вопросам окружающей среды. – ЮНЕСКО, 1977г. – 271 с.
37. Тихонова А.Е., Деев В.Р. Приобщение младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. /А.Е.Тихонова//НШ.–1998,- №6.- С. 43-48.
38. Торохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся /Е.Р. Торохова// НШ.–2004.-№12.- С. 45-50.
39. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Знакомим малышей с окружающим миром: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – 356 с.
40. Филимонова Н. Н. Задачи с практическим содержанием на уроках математики в сельской школе / Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008/2009 учебный год. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/101426/ (дата обращения 27. 03. 2013)
41. Фридман Л. М. «Теоретические основы методики обучения математике»// Пособие для учителей, методистов и высших учебных заведений.- М.- 1998г.- 208с.
42. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. - 192 с.
43. Экологические задачи для уроков математики в начальной школе / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/ekologicheskie-zadachi-dlya-urokov-matematiki-v-nachalnoy-shkole (5.03.2013)
44. Экологическое образование и воспитание учащихся в начальной школе. – Режим доступа:
http://school30.centerstart.ru/sites/default/files/u12/ECOLOGICAL.doc (дата обращения 2. 02. 2013)
45.Экология, культура, образование. – М.: философское общество СССР, Московский педагогический институт, 1989г. -242 с.
- 41 -
Приложения
Приложение № 1
1 класс.
1. Сколько граммов сала потребуется синичке на 5 дней, если в день она съедает 2 г сала? (2+2+2+2+2=10).
2. За один день снегирь съедает 10 ягод рябины. Сколько ягод нужно 5 снегирям на день? (10+10+10+10+10=50)
2 класс.
3. Одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если гуляя по лугу мы сорвём для букета 56 цветков? (8 бабочек)
4. 1 гусеница за день может съесть один березовый листок. Сколько берёзовых листков съедят 50 гусениц? (ответ: 50 )
5. 1 гусеница за день может съесть один березовый листок. Сколько листков съедят 3 таких гусеницы за неделю? (ответ: 21)
6. Из азиатской части России 26 видов птиц улетает зимовать в Австралию, в Северную Америку – на 10 видов меньше, чем в Австралию, а Африку на 79 видов птиц больше, чем в Северную Америку, в Южную Америку на 90 видов меньше, чем в Африку. Сколько видов птиц из азиатской части России улетает зимовать в Северную Америку, Южную Америку и Африку?(ответ: 16, 95, 5)
7. В полной кладке у беркута 2 яйца, а в кладке у алтайского улара 9 . На сколько больше яиц в кладке у алтайского улара, чем у беркута? (ответ: на 7)
8. Утки-кряквы живут в среднем 70 лет, а лебеди 24 года. На сколько лет меньше живут лебеди, чем утки?
3 класс.
9. За лето кукушка съедает 270 кг мохнатых гусениц, очень ядовитых для других птиц. Сколько кг таких гусениц съедят за лето 4 кукушки? (ответ: 1080 кг)
10. Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько вредителей может уничтожить жужелица за 2 дня? За 5 дней?
11. В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши -лось. Летом за сутки он съедает 35 кг листьев и травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?
12. 1 кг шиповника содержит 20 г витамина С. Сколько витамина С содержит 20 кг шиповника?
13. Сова съедает за день 13 мышей. Сколько мышей съест сова за неделю?
14. Кедр живёт 300 лет, а лиственница – 500 лет. На сколько меньше живёт кедр, чем лиственница? На сколько лет лиственница живёт дольше кедра? (ответ: на 200 лет)
15. Кустик черники растёт 300 лет, а плодоносит только 5 лет. Во сколько раз больше кустик черники растёт, чем плодоносит?
16. Берёза живёт 400 лет, а рябина 100 лет. Во сколько раз меньше живёт рябина, чем берёза?
4 класс.
17. Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га леса за сутки? (ответ: 85кг 920 г)
18. В Саяно-Шушенском заповеднике леса занимают 231 тысяч га . Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает леса Саяно-Шушенского заповедника за 1час? (ответ: 826 980 кг)
19. Ходя за плугом грач за один день съедает 400 червей, гусениц, личинок. Сколько насекомых может съесть грач за неделю? (ответ: 2800)
20. Масса беркута 4кг 500 г, а масса сапсана 700 г. На сколько масса беркута больше массы сапсана? (ответ: на 3кг800г)
21. На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
22. В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши -лось. Летом за сутки он съедает 35 кг листьев и травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней?
23. Можжевельник живёт 2000 лет, а сосна 600 лет. На сколько лет больше живёт можжевельник, чем сосна?
24. Из 2 тонн макулатуры можно изготовить столько же новой бумаги, сколько из 17 больших деревьев. Сколько можно сохранить деревьев, собрав 10 тонн макулатуры?