Статья «Воспитание личности младшего школьника на уроках русского языка и математики»

2
1
Материал опубликован 19 April 2017 в группе

Методологической основой Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения названа Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирована высшая цель образования - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения – сложный и многогранный процесс. Успех его во многом зависит от того, насколько успешно удалось ребёнку привить уважение к прошлому и настоящему своей Родины, сформировать гражданскую идентичность, понятие чести и достоинства. Богатство и многообразие истории родного края и страны в целом, ее потенциал, позволяет реализовать важнейшую задачу – воспитание историей, подвигами предков.

В своей педагогической практике по формированию патриотизма и гражданской идентичности на уроках русского языка, математики я включаю учебный модуль, который представляет блок биографической информации о ветеранах Великой Отечественной войны Елабужского муниципального района РТ, героях-земляках.

Цели: воспитание патриотизма, любви к «малой» родине, содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня развития.

Задачи:

Изучение боевого и жизненного пути ветеранов Великой Отечественной войны Елабужского муниципального района РТ, героев-земляков.

Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

Развитие у младших школьников навыков познавательной, творческой деятельности.

На уроках математики решение задач с персоналистической составляющей и элементами краеведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Урок математики становится для младших школьников не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять, а пробуждает чувство сопричастности к  ветеранам ВОВ ЕМР РТ, героям-землякам.

Примеры задач:

Ветеран Великой Отечественной войны Дерябин Василий Платонович родился и жил в детстве в селе Яковлево Елабужского района. В XX веке он прожил 77 лет. В каком году родился Василий Платонович? (Ответ:1923г.)

 В июне 1994 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президента Российской Федерации майору Епанешникову Александру Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Определите точную дату (число), когда это произошло, если известно, что сумма цифр в разрядах десятков и единиц в записи этого числа равна трём. Кроме того, это число делится на 3 и цифра в разряде десятков больше цифры в разряде единиц на один. (Ответ: 21 июня 1994 года).

Можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию о подвигах ветеранов, земляков, так на уроках русского языка младшим школьникам предлагаются лингвистические упражнения. Упражнения развивают целый ряд качеств младшего школьника (внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи и т. д.). Пример задания, выполняемого в рамках темы «Притяжательные имена прилагательные» (3 класс): Прочитайте слова. Найдите среди них лишнее. Ответ обоснуйте: смелая, апрельский, темным, бабушкин, орден, узкий, нагрудный, победный, великая, мамин.

При проверке ответов младшие школьники выделяют лишнее слово (орден), также распределяют представленные имена прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные. Далее вниманию младших школьников предлагаются фотографии орденов ВОВ 1,2 степеней, обучающиеся ищут отличительные признаки орденов, определяют на представленной фотографии какой степени орден принадлежит ветерану, одновременно с этим подается биографическая информация.

Еще одним из направлений стало использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом становятся высказывания и афоризмы великих людей патриотического содержания. Пример эпиграфа на уроке математики: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» (Белинский В. Г.), «Арифметика и геометрия нужны каждому воину» (Платон), «Баллада о математике» (М. Борзаковский) и др.

Педагогически целесообразным вижу организацию влияния на эмоциональную сферу учащихся. Эффективно воспринимать материал помогают музыкальное, визуальное оформление (презентации, фрагменты фильмов, музыкальные отрывки).

Вся работа, которая ведется по развитию и воспитанию патриотических чувств дает хорошие результаты:

- младшие школьники с интересом воспринимают предоставленный материал на уроках;

- у учащихся появляется устойчивый интерес к истории, судьбам ветеранов ВОВ, чувство гордости за свое Отечество, формируются гражданственные и патриотические чувства.

- учебный модуль, который представляет блок биографической информации о ветеранах Великой Отечественной войны Елабужского муниципального района РТ, героях-земляках способствует развитию у младших школьников навыков познавательной, творческой деятельности.

Благодаря изучению боевого и жизненного пути ветеранов Великой Отечественной войны Елабужского муниципального района РТ, героев-земляков младшие школьники помимо предметных знаний на уроках русского языка и математики получают знания по истории родного края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей Отечества.

Подготовила:

Учитель начальных классов

Шишкина Н.А.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #27233 был удален 18 May 2017

Очень интересная работа, сколько труда вложено и души!!!!!

17 May 2017