Программа экологического воспитания школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская СОШ №1»
Программа экологического воспитания школьников
на 2018-2019 учебный год
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —
значит, пересесть из него просто некуда.
Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования связан с постнеклассической моделью естественнонаучной картины мира и нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.
Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.
Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) прописано четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.
Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Предполагаемые результаты работы по программе:
Образовательные:
-
эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
активизации познавательной деятельности учащихся;
вовлечение учащихся в практическую деятельность;
формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
Педагогические:
-
использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума
Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
введение основ экологического образования;
совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
Структура и содержание программы
Само содержание программы определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии.
Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков:
Система экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс |
Воспитательная работа |
Дополнительное образование |
Научный уровень информации Системность излагаемой информации Интеграция предметных знаний Экологизация теоретического учебного материала Практические работы, проектная деятельность учащихся |
Тематические недели Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины Просветительская работа с учениками и родителями Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев. |
Экскурсии Научно-исследовательская деятельность Научно-исследовательская и познавательная деятельность на базе дома Детского творчества п. Комсомольского. |
Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.
Преемственность содержания экологического образования
Ступень обучения |
Задачи |
Ключевые понятия |
Ведущий вид деятельности |
Начальная школа |
Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни |
Правила экологической безопасности. Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам. Забота об окружающей среде. |
Опыт применения УУД для работы с необходимой информацией «учусь экологическому мышлению»* |
Основная школа |
Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления |
Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Экологическое право. Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению. |
Опыт применения УУД для самопознания и саморегуляции «учусь управлять собой или моя экологическая культура»* |
Подходы к экологизации образования:
- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке - обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно - деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.
План занятия по основам экологических знаний должен содержать конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.
Виды деятельности школы
по экологическому образованию и воспитанию
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Внеклассная и внешкольная деятельность |
1.Предметы Базисного учебного плана (БУП). 2.Предметы вариативной части БУП (часть плана, формируемая участниками образователь- ного процесса).
|
Эколого-ориентированные курсы и другие, построенные по типу модулей, и выбираются педагогами в различной комбинации Экологические практикумы для учащихся разных классов путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг) Экологическая исследовательская и проектная деятельность Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.) Встречи с представителями природоохранных структур Экскурсии в природные комплексы, природоохраняемые и заповедные территории, озеленение класса, школьной территории |
Общешкольные мероприятия Конкурсы рисунков, плакатов , фотографий «Защитим лес!» «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели перед Новым годом» и т.д. Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие Выставки творческих работ Внешкольные виды деятельности Эколого-образовательные акции и движения, десанты Проектирование и уход за ландшафтом Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.) |
При разработке занятий по основам экологических знаний следует познакомиться с:
- Экологической доктриной Российской Федерации (2002);
- Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);
- Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
III. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ «Комсомольская СОШ №1» Чамзинского района Республики Мордовия, обладающего экологической культурой.
Модель выпускника
Прочные знания.
Повышенный уровень естественно-научных знаний
Осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению
Экологическая ответственность
Выпускник МБОУ «Комсомольская СОШ №1» Чамзинского района Республики Мордовия
Крепкое здоровье, здоровый образ жизни
Готовность к продолжению образования
Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество
Участники Программы.
Участниками Программы являются:
Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках курса
« Окружающий мир».
Учащиеся 5-9 классов, которые изучают экологию на кружковой деятельности, а также получают экологические знания при изучении других школьных предметов. Воспитательная система школы позволяет учащимся среднего звена участвовать в экологических походах, акциях, конкурсах, мероприятиях, организовывать и проводить экологические мероприятия в начальной школе.
Учащиеся 10-11 классов, которые получают экологические знания в курсе предмета «Биология», во внеурочной деятельности.
Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.
Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.
Мероприятия по реализации Программы:
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственный |
||
Укрепление материально-технической базы школы |
|||||
1 |
Благоустройство школьного двора |
В теч.года |
Администрация школы |
||
2 |
Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними |
ежегодно |
Администрация школы, учителя |
||
3 |
Оборудование кабинета биологии (приобретение лабораторного оборудования для экологических исследований) |
2013-2014 г. |
Администрация школы, Учитель биологии, географии |
||
4 |
Участие в конкурсах экологических социальных проектов. |
Ежегодно |
Администрация школы |
||
Укрепление учебно-методической и законодательной базы |
|||||
1 |
Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке |
ежегодно |
библиотекарь |
||
2 |
Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки |
Ежегодно |
Учителя-предметники, зам.директора по ИКТ, зам. Директора по ВР |
||
3 |
Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт |
ежегодно |
Зам.директора по ВР |
||
4 |
Разработка и утверждение должностных инструкций учителя биологии, руководителя учебно-опытного участка |
ежегодно |
Администрация школы |
||
5 |
Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников |
Постоянно по мере необходимости |
Администрация школы |
||
6 |
Разработка программы летнего оздоровительного лагеря |
Ежегодно |
Зам.директора по ВР |
||
Мероприятия в рамках учебного процесса |
|||||
1 |
Непрерывное экологическое образование в 1-11 классах |
весь период |
Зам. директора по УВР |
||
2 |
Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины» |
весь период |
Учителя-предметники, руководители ШМО |
||
3 |
Проведение предметных недель, месячника экологии. |
ежегодно |
Учителя-предметники, Учитель биологии, географии |
||
4 |
Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. |
ежегодно |
Зам. директора по УВР |
||
5 |
Участие в республиканских экологических научно-практических конференциях школьников |
Ежегодно |
Учителя-предметники |
||
6 |
Участие в районных мероприятиях по экологии «Защитим лес!», акция «Живи, родник!» |
ежегодно |
Учитель биологии, географии |
||
7 |
Ведение элективных курсов экологической направленности |
Ежегодно |
Учителя-предметники |
||
Внеклассные мероприятия |
|||||
1 |
Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат |
ежегодно |
Зам.директора по ВР |
||
2 |
Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет» |
ежегодно |
Зам.директора по ВР |
||
3 |
Школьная туристическая игра |
ежегодно |
Зам.директора по ВР |
||
4 |
Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам |
ежегодно |
Зам.директора по ВР |
||
5 |
Участие в акции «Неделя в защиту животных» |
ежегодно |
Зам.директора по ВР |
||
6 |
Участие в районных и областных экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах. |
ежегодно |
Зам.директора по ВР |
||
7 |
Трудовые десанты, экологические субботники |
ежегодно |
Администрация школы |
||
8 |
Летняя трудовая четверть |
ежегодно |
Администрация школы |
||
9 |
Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере «Веселый туристенок» |
ежегодно |
Начальник лагеря |
||
10 |
Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации. |
ежегодно |
Зам.директора по ВР |
||
11 |
Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу |
ежегодно |
Кл. руководители |
||
Научно-методическая работа |
|||||
1 |
Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей) |
ежегодно |
Зам.директора по УВР, по ВР |
||
2 |
Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. |
ежегодно |
Администрация школы, зам.директора по ВР |
||
3 |
Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» |
2014г |
Зам. директора по ВР |
||
4 |
Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания. |
по мере необходимости |
Зам. директора по ВР, Учитель биологии, географии |
||
5 |
Работа творческой группы по реализации Программы |
Постоянно |
Члены творческой группы |
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке.
Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.
Оценка результативности программы
Показателями результативности программы могут служить:
Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы
Оценка результативности работы программы экологического воспитания учащихся в 2016-2017 уч. г.
Руководитель: Худойкина Л.А.- учитель биологии и химии
Экологические уроки
Региональный заповедный урок "Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г. Смидовича"( Мельникова Г.А.) в 3Б классе 07.02.2016.
Экологический урок "Разделяй с нами!" (Худойкина Л.А.) в 11 классе , декабрь 2017.
Экологические уроки "Свобода от отходов" ( проводили эколидеры 10-11 классы) в 3-11 классах, апрель 2017.
Экологические уроки: "Разделяй с нами - 2"
"Как жить экологично в мегаполисе"
"День Байкала"
"Живая Волга"
"Хранители воды"
Открытый экологический урок с Главой городского поселения п. Комсомольский Ульяновым А.А. " Экологические проблемы п. Комсомольский и пути их решения" (круглый стол с эколидерами школы в здании администрации ) апрель.
Экологический диктант (в 9-11 классах) апрель.
Практическая и природоохранная деятельность
Акция "Бумаге- вторую жизнь!"(сбор макулатуры учащимися 1-11 классов), собрано
2 тонны20 кг.
Акция "Чистая Россия" (субботник по уборке школьной территории) 22, 29 апреля.
Акция "Посади дерево" (кадетские классы) посажено более 20 деревьев.
Акция "Экодвор" уборка территории дворов по месту жительства 22 апреля.
Акция "Живи , родник Алексеевский!" уборка территории родника (2А, 9 классы) апрель.
Акция "Чистый берег" уборка территории пруда Алексеевский и прибрежной полосы (10 класс) 19 мая.
Акция "Экологический субботник на Лысой горе"
Акция " Помоги зимующим птицам!". Изготовление и развешивание кормушек для птиц (1-8 классы).
Акция "Птичий дом". Изготовление и развешивание скворечен (март, апрель).
Всероссийский экологический субботник 2, 7 июня (учителя, учащиеся). Уборка территории парка п. Комсомольский.
Озеленение классных комнат ( 1-8 классы) март, апрель.
Изготовление поделок и творческих работ из вторичного сырья (бумаги, кожи, листьев) учитель технологии Карпова С.И..
Всероссийская экологическая акция "Сделаем вместе". Приняли участие 370 человек (100% учащихся школы). В рамках данной акции проходили конкурсы:
Конкурс "Экоплакат" - 14 плакатов представляли участие в региональном этапе конкурса.
Конкурс "Эколидер" - 20 человек, провели 30 экологических уроков.
Кипчатова Н. - Победитель на Региональном этапе конкурса "Эколидер";
Кипчатова Н. - Победитель на Федеральном этапе конкурса "Эколидер".
Конкурс "Лучшее общеобразовательное учреждение " - Победители на Региональном этапе в рамках акции "Сделаем вместе".
Олимпиады по экологии
Республиканский этап Всероссийской олимпиады по экологии . Защита экологического проекта (Кипчатова Н. 11 класс) Призер
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по экологии
Липатова А. -Победитель
Инчина О. - Призер
Сазанова А. - Призер
Кипчатова Н. - Победитель
Исследовательские и творческие работы учащихся
Республиканский научно- образовательный форум "Шаг в будущее" секция "Живая природа" - Кипчатова Н. Призер, Диплом II степени;
Республиканский конкурс исследовательских раюот учащихся "Экология вокруг нас" - Инчина О. - Победитель;
Республиканский конкурс исследовательских работ "Химия вокруг нас" экологический проект - Липатова А. Призер, Диплом II степени;
Международный конкурс творческих работ "Флора дизайн" г. Пермь - Лапшина А. Победитель;
Исследовательские экологические проекты представлялись на конкурсах:
Республиканский конкурс "Юнные исследователи окружающей среды", Межрегиональный конкурс "Дерево Земли, на которой я живу", Межрегиональный конкурс "Живая культура: традиции и современность", "Защитим лес".
Экологические внеклассные мероприятия
"День Земли"в Доме детского творчества,
"Космический мусор" 2А (Антонова Г. Е.).
Оценка результативности работы программы экологического воспитания учащихся в 2017-2018 уч. г.
Руководитель: Худойкина Л.А.- учитель биологии и химии
Всероссийская экологическая акция "Вода и здоровье!" движения "Сделаем вместе".
Приняли участие 378 человек (100% учащихся школы). В рамках данной акции проходили конкурсы:
Конкурс "Экоплакат" - 12 плакатов представляли участие в муниципальном этапе конкурса.
Конкурс "Эколидер" - 28 человек, стали победителями на муниципальном этапе - 2 человека, провели экологические уроки в начальных классах (2А, 4А классы)
Экологические уроки
10 апреля эколидеры Липатова А. и Инчина О. приняли участие в открытом уроке на базе лабораторного центра ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РМ" на тему "Методики отбора и лабораторного исследования проб питьевой воды на соответствие гигиенических нормативов".
На базе МБОУ "Комсомольская СОШ №1" в Чамзинском районе 4 мая в рамках реализации Всероссийской акции "Вода и здоровье" прошел открытый экологический урок. Перед эколидерами района с докладом о результатах исследований питьевой воды по химическим и микробиоллогическим показателям за 1 квартал 2018 года по СГМ выступила специалист-эксперт территориального управления Роспотребнадзора по РМ в Чамзинском, Ардатовском, Атяшевском, Б-Березниковском, Дубенском районах Инсаркина Надежда Владимировна .
В рамках Всероссийской акции "Вода и здоровье " в МБОУ "Комсомольская СОШ №1" 24 мая был проведен экоурок "Вода и здоровье человека". Урок проводил студент 2 курса медицинского института, выпускник нашей школы Долгов Андрей.
В рамках Всероссийской акции "Вода и здоровье"
Посещение Трриториального управления Роспотребнадзора по РМ в Чамзинском, Ардатовском, Атяшевском, Б-Березниковском, Дубенском районах. Проведение химического анализа питьевой воды п. Комсомольский в лабораториях на содержание ионов кальция , хлора.
Экологические уроки " Вода в природе и жизни человека" ( проводили эколидеры 8-11 классы) в 3-11 классах, апрель-май 2018г..
"День Байкала"
"Живая Волга"
"Хранители воды"
Практическая и природоохранная деятельность
Родник Немка панда Лисьма - особо охраняемая природная территория Чамзинского
района. Находится у с. Большое Маресево, вдоль дороги Саранск – Ульяновск. Назван по
наименованию горы Немка пандо, под которой он находится. Название горы, в свою очередь,
связано с пребыванием в этих местах военнопленных – австрийцев и немцев, в годы Первой
мировой войны. Основное назначение памятника природы – сохранение уникального родника.
Имеет водоохранное значение. Используется населением для хозяйственно-питьевых нужд.
23 мая в рамках Всероссйской акции "Вода и здоровье" учащиеся МБОУ
"Комсомольская СОШ №1" провели уборку территории родника.
Акция "Живи , родник Алексеевский!" уборка территории родника.
Всероссийский экологический субботник Уборка территории парка п. Комсомольский.
Озеленение классных комнат ( 1-8 классы) март, апрель.
Акция "Чистая Россия" (субботник по уборке школьной территории) апрель.
Олимпиады по экологии
Республиканский этап Всероссийской олимпиады по экологии . Защита экологического проекта:
Липатова А. 9 класс - Призер
Инчина О. - Призер
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по экологии
Липатова А. -Победитель
Инчина О. - Призер
Анников С. - Призер
Исследовательские и творческие работы учащихся
Межрегиональный конкурс исследовательских работ по эколого-этнографическим проектам "Дерево Земли на котором я живу" секция "Экология растений!" Лиясова В. - Победитель II степени
Республиканский научно- образовательный форум "Шаг в будущее" секция "Живая природа" - Лиясова.В., Липатова А. - Победитель Диплом I степени;
Республиканский конкурс исследовательских работ учащихся "Экология вокруг нас" - Лиясова В.. - Призер, Диплом III степени;
Всероссийский конкурс исследовательских работ и проектов "Мой успех" Педагогического центра организации и проведения дистанционных конкурсов г. Москва - Рыжова Т. Победитель 1 место
Республиканский конкурс «Волонтер года – 2017» Волонтерский проект. Номинация «Волонтерский центр - экологический штаб» - Победитель I степени
Исследовательские экологические проекты представлялись на конкурсах:
Республиканский конкурс "Юнные исследователи окружающей среды", Межрегиональный конкурс "Дерево Земли, на которой я живу", Межрегиональный конкурс "Живая культура: традиции и современность", "Защитим лес".
Экологические внеклассные мероприятия
"День Земли"в Доме детского творчества,
Литература:
Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.
Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения – М.: Наука, 1965 – 374 с.
Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 – 30
Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование - № 4, 2010 – с. 9– 13.
Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.
Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. - № 5, 1989 – с. 3-25.
Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология -№ 6, 1996 – с. 8-18.
О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.
Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.