Программа «Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время»
МК ОУ «Краснинская школа-интернат»
Программа
«Экологическое воспитание
младших школьников
во внеурочное время»
Воспитатель :
Вишнякова Надежда Михайловна,
Содержание
Введение
Учебный план
Учебно-тематический план
Содержание
Список литературы для педагогов и обучающихся
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прoблема взаимосвязи челoвека с природой не нoва, oна имела местo всегда. В настоящее время, экoлoгическая проблема взаимoдействия челoвека и прирoды, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету мoжет спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Сухомлинский гoвoрил «К тому, кто был глух к природе с детства, кто не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
В настоящее время экологические проблемы имеют глобальный характер и несут угрозу всему человечеству. В 1866 году немецкий биолог - эволюционист Эрнст Геккель ввёл в науку слово «экология». И навряд ли он, предполагая, что лет через 100 оно станет популярным в массовом сознании. «Экология» - наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни.
Но в сознании большинства людей слово «экология» связано с понятием «защита», «сохранение».
За последние десятилетия интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех цивилизованных стран.
Реализация непрерывности экологического образования, разработка многовариантных моделей, повышение экологической подготовки педагогов - важнейшие научно - педагогические проблемы сегодняшнего дня.
Исходя из этого, главную роль в решении этих проблем играет социальная система экологического образования. Вместе с социально - гуманитарным, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим. Эффективность экологического образования и воспитания может быть достигнута комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания.
Основными целями экологического образования обучающихся с нарушением интеллекта являются:
- овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой;
- знакомство с экологическими проблемами и способами их решения;
- формирование ответственного отношения к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически грамотного поведения;
- формирование умений и навыков разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с природой;
- накопление детьми с интеллектуальным недоразвитием эмоционально позитивного опыта общения с природой;
- развитие познавательного интереса к миру природы.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между людьми, психологический климат в коллективе, а так же способствует оздоровлению детей, что будут создаваться условия для выработки у детей активной жизненной позиции, развиваться творческие способности.
Программа по экологическому воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями «Наш дом – природа» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом образовательного процесса школы-интерната и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
Данная программа направлена на формирование экологического образования и воспитания школьников, решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптация в социуме, а так же помогает реализовать интерес воспитанников на практике. Сущность экологического воспитания представляет собой социально-педагогическую систему и воздействует на социальный фактор.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Известно, что психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие их нормально развивающихся сверстников. В программе отражены современные взгляды на возможности психического развития этой категории проблемных детей в процессе специально организованных коррекционно-развивающих воздействий.
Программа внеурочной деятельности «Наш дом – природа» основывается на следующих принципах.
1. Наглядность и доступность.
2. Гумманистичность.
3. Прогностичность.
4. Деятельность.
5. Конструктивизм.
6. Регионализм.
7. Системность.
8. Преемственность.
9. Моделируемость.
Программа составлена для обучающихся 1 класса школы-интерната. Занятия проводятся 1 час в неделю.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по реализуемому направлению внеурочной деятельности.
Цель программы: расширение представлений об окружающем мире;
Задачи:
- научить правилам поведения в природе;
- научить применять на практике усвоенные экологические знания, умения, навыки;
- развивать интерес к природе, ответственности за свои поступки;
- развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка, образное мышление, чувство красоты;
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к окружающей среде.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности
цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в школе: создание комплексной системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей воспитанников определённой суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.
Связь содержания программы с учебными предметами
(единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности).
Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам:
- «Речевая практика» - устный журнал, выразительное чтение произведений, экологических сказок, инсценировка;
- «Мир природы и человек» - наблюдение за погодой, в природе, экскурсия в лес, парк, поиск информации в источниках экологического содержания;
- «Изобразительное искусство» - конкурсы рисунков, плакатов, листовок о природе, оформление книжек-малышек, буклетов;
- «Трудовое обучение» - работа с природным материалом, изготовление кормушек;
- «Физическая культура»- спортивные соревнования, туристические походы, экологическая тропа.
Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Особенности реализации программы:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Место проведения занятий: класс, территория школы – интерната, парк, аллея, лес, живой уголок.
Методы достижения цели:
1. Беседа на экологическую тему.
2. Практикум.
3. Игры на экологическую тему.
4. Интегрированное занятие.
5. Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.
6. Общешкольный праздник экологической тематики.
7. Экскурсия.
8. Конкурсы и викторины.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Виды деятельности младшего школьника:
- игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);
- совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);
- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде);
- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Количество часов и их место в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.
ПЛАНИРУЕМЫЕИ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Наш дом – природа» обучающиеся должны.
К концу первого года обучения обучающиеся знать:
- секреты живой и неживой природы;
-условия, необходимые для жизни растений и животных;
- нравственные правила обращения с объектами природы;
уметь:
- оказывать помощь птицам в зимнее время;
- эстетически, эмоционально-нравственно относиться к природе.
Формирование универсальных учебных действий.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Личностные универсальные учебные действия:
- мотивация к учебной деятельности в рамках формирования экологической культуры, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем экологии:
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- успешная адаптация детей в социальном окружении;
- повышение познавательного интереса к объектам и явлениям природы;
- развитие сенсорных эталонов;
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного;
- знать отличительные особенности природного и животного мира;
- соблюдать правила организации рабочего места.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- применять на практике полученные знания и умения;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- слушать и понимать речь других;
- вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением;
- работать в парах и рабочих группах.
Формы учета знаний, умений, системы контролирующих материалов
для оценки планируемых результатов освоения программы.
Формы учёта знаний, умений: фронтальные, индивидуальные, практические.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа, практические работы обучающихся.
Текущая проверка знаний даёт возможность выявить пробелы в знаниях обучающихся, наметить пути их ликвидации в ходе дальнейшей работы. Она позволяет узнать, какие трудности испытывают обучающиеся и каков характер этих трудностей. Текущая проверка приучает детей к систематической работе и обеспечивает формирование ряда важных нравственных и волевых качеств: настойчивости, организованности и др. На первых порах обучения надо проверять каждый шаг в работе детей. Не имея опыта и знаний в учении, они могут допустить много ошибок в своей работе не только в содержании, но и в методах выполнения. Многократное повторение ошибочных способов работы приводит к образованию неправильных навыков и привычек, которые потом трудно исправить. Поэтому чем младше обучающиеся, тем более тщательным и разнообразным должен быть контроль за их работой.
Формы подведения итогов.
Формой подведения итогов могут быть выставки работ детского творчества, игра, практикум, экскурсия, наблюдение, викторины.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в школьных выставках, районных, областных и Всероссийских конкурсах, праздниках, играх, практикумах, экскурсиях, наблюдениях.
Учебный план
№ |
Направление |
Кол-во часов |
Форма контроля |
1 класс – 33 часа |
|||
1. |
Введение |
1 |
Игра |
2. |
Времена года. Осень. |
3 |
Игра |
3. |
Мир леса (работа с природным материалом). |
4 |
Конкурс работ |
4. |
Животные. |
4 |
Викторина |
5. |
Времена года. Зима. |
4 |
Викторина Творческая работа |
6. |
Птицы. |
3 |
Практикум |
7. |
Комнатные растения. |
4 |
Опытно-исследовательская деятельность |
8. |
Времена года. Весна. |
4 |
Проверочная работа |
9. |
Практическая деятельность. |
4 |
Практическая деятельность. |
10. |
Итоговые занятие. |
2 |
Экологические задания Викторина |
Учебно-тематический план
1 класс |
|||||
№ п/п |
Разделы и темы занятий |
Кол-во часов |
Форма деятельности |
||
всего |
теория |
прак тика |
|||
1. |
Введение. |
1 |
1 |
||
1.1. |
Окружающий мир- мир природы. |
1 |
Познавательная игра-беседа |
||
2. |
Времена года. Осень. |
3 |
2 |
1 |
|
2.1. |
Осенние похождения крольчат из книги «Лес осенью». |
1 |
Чтение и обсуждение художественного произведения |
||
2.2. |
К нам пришла осень. |
1 |
1 |
Игра-занятие |
|
3. |
Мир леса. |
4 |
4 |
||
3.1. |
Осенний лес. Сбор и сушка листьев деревьев. |
1 |
Экскурсия |
||
3.2. |
Листопад. |
1 |
Рисование |
||
3.3. |
Золотая рыбка из листьев деревьев. |
2 |
Практическая работа |
||
4. |
Животные. |
4 |
2 |
2 |
|
4.1. |
Домашние животные. |
1 |
Беседа-викторина |
||
4.2. |
Д. Мамин – Сибиряк «Лесная сказка». |
1 |
Чтение и обсуждение художественного произведения |
||
4.3. |
Картинка к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». |
1 |
Рисование |
||
4.4. |
Зоологическое домино. |
1 |
Игра-занятие |
||
5. |
Времена года. Зима. |
4 |
2 |
2 |
|
5.1. |
Картина К. Юона «Русская зима». |
1 |
Познавательная беседа |
||
5.2. |
Зимняя аллея. |
1 |
Наблюдение |
||
5.3. |
Зимушка – зима. |
1 |
Рисование |
||
5.4. |
Кто как зимует. |
1 |
Познавательная беседа |
||
6. |
Птицы. |
3 |
1 |
2 |
|
6.1. |
Зимующие и перелетные птицы. |
1 |
Игра-занятие |
||
6.2. |
Птичья столовая. |
2 |
Практикум |
||
7. |
Комнатные растения. |
4 |
1 |
3 |
|
7.1. |
Экологическая фирма «Зеленый дом». |
1 |
Игра-занятие |
||
7.2. |
Как ухаживать за комнатными растениями. |
1 |
Игра-занятие |
||
7.3. |
Сказка о цветке-недотроге. |
2 |
Ролевая игра |
||
8. |
Времена года. Весна. |
4 |
2 |
2 |
|
8.1. |
Любить Землю – матушку. |
1 |
Беседа, проверочная работа |
||
8.2. |
Весенний лес. |
1 |
Беседа |
||
8.3. |
Весна! |
1 |
Творческая работа |
||
8.4. |
Мы – друзья природы! |
1 |
Викторина |
||
9. |
Практическая деятельность. |
4 |
4 |
||
9.1. |
Посадка семян гороха |
2 |
Практикум |
||
9.2. |
Тополь, береза, ель весной |
2 |
Наблюдение |
||
10. |
Итоговые занятия |
2 |
1 |
1 |
|
10.1. |
Что мы узнали и чему научились за год. |
1 |
Экологические задания |
||
10.2. |
Необыкновенное путешествие по временам года. |
1 |
Викторина |
Содержание программы для 1 класса
1. Введение.
1.1. Окружающий мир - мир природы.
Дать обучающимся представление об окружающем мире – мире природы, её красоте. Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Игра «Я знаю мир».
2. Времена года. Осень.
2.1. Осенние похождения крольчат из книги «Лес осенью».
Обобщить знания обучающихся о характерных признаках осени в живой и неживой природе. Чтение и обсуждение рассказа «Осенние похождения крольчат».
2.2. К нам пришла осень.
Продолжать закреплять знания о сезонных изменениях природы в осеннее время года.
Игры, направленные на развитие внимания, речи, мышления «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем».
3. Мир леса.
3.1. Осенний лес. Сбор и сушка листьев.
Экскурсия в осенний лес для сбора листьев, трав. Ознакомление с природным материалом и правилами его хранения. Сбор и сушка листьев деревьев. Техника безопасности. Правила поведения.(Приложение 1).
3.2. Листопад.
Познакомить с сезонными изменениями деревьев в природе. Побеседовать о природе родного края и одним из признаков времени года «Листопад». Рисование листьев в осеннее время. Замысел. Выбор материалов. Уборка рабочего места.
3.3. Золотая рыбка из листьев деревьев. (Апликация из засушенных листьев.)
Показать детям, что аппликацию можно составлять из засушенных листьев. Учить создавать композицию из засушенных листьев. Закрепить знания о правилах наклеивания. Повторить правила безопасности труда.
4. Животные.
4.1. Домашние животные.
Расширить знания обучающихся о домашних животных. Познакомить с правилами ухода за ними. Уточнить представления о взрослых животных и их детёнышах. Викторина «Я знаю домашних животных».
4.2. Д. Мамин – Сибиряк «Лесная сказка».
Расширить представления детей о лесе – дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (заяц, волк, ёж, белка, лиса медведь, лось); все они могут жить в лесу, потому, что находят там пищу. Учить различать этих животных по особенностям внешнего вида. Чтение рассказа Д.Мамина – Сибиряка «Лесная сказка» о жизни животных.
4.3. Картинка к сказке Д. Мамина– Сибиряка «Лесная сказка».
Рисование картинок к сказке Д.Мамина– Сибиряка «Лесная сказка». Замысел. Выбор материалов. Уборка рабочего места.
4.4. Зоологическое домино.
Игра на закрепление знаний детей о домашних и диких животных.
5. Времена года. Зима.
5.1 Картина К. Юона «Русская зима».
Знакомство с зимними явлениями природы с помощью пейзажной живописью.
5.2. Зимняя аллея.
Наблюдение за деревьями в зимнее время года. Показать детям красоту деревьев, которая заключается в их стройности, снежном убранстве, в сверкающем на солнце инее на ветвях. Учить любоваться деревьями, разговаривать с ними. Игра «Раз, два, три к … дереву беги».
5.3. Зимушка – Зима.
Уточнить у детей представление о времени года зима (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, деревья и кустарники зимой стоят без листьев). Рисование пейзажей на зимнюю тему. Пробуждать детей к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.
5.4. Кто как зимует.
Дать представление о том, как зимует: животные, птицы, рыбы, насекомые. Показать связь жизни животных, птиц, рыб, насекомых с состоянием неживой природы и растений зимой. Прививать любовь к природе. Учить бережному отношению к животному миру. Работа по картинкам.
6. Птицы.
6.1. Зимующие и перелетные птицы.
Расширить знания обучающихся о зимующих и перелетных птицах. Игра «Узнай по описанию».
6.2. Птичья столовая.
Подкормка птиц в кормушках. Уточнить названия птиц, которые прилетают к кормушкам. Учить замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь, другие, схвати в корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой). Воспитывать экологическую культуру школьников. (Приложение № 2)
1.7. Комнатные растения.
7.1. Экологическая фирма «Зеленый дом».
Познакомить с комнатными растениями и необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло). Игра «Узнай по описанию». (Приложение № 2)
7.2. Как ухаживать за комнатными растениями.
Опытно- исследовательская работа об уходе за комнатными растениями, потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.
7.3. Сказка о цветке-недотроге.
Закрепить знания о комнатных растениях. Ролевая игра на развитие высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, развития речи.
1.8. Времена года. Весна.
8.1. Любить Землю – матушку.
Беседа о богатстве природы родного края. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранить. Воспитывать экологическую грамотность обучающихся. Проверочная работа. (Приложения № 3, 4)
8.2. Весенний лес.
Познакомить обучающихся с особенностями жизни леса в весенний период: становится теплее, снег тает, образуется много воды, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава. Формировать реалистические представления о жизни лесных животных и птицах: от спячки просыпаются ёж и медведь, заяц и белка меняют шерсть, все звери выводят потомство; птицы поют, строят гнёзда. В весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зелень. Учить детей поддерживать воображаемую ситуацию.
8.3. Весна.
Закрепить основные признаками весны. Коллективная работа «Панно из цветной бумаги». Общие сведения, методы обработки бумаги. Техника безопасности. Инструменты. Технология выполнения панно.
8.4. Мы – друзья природы.
Разработать заповеди друзей природы. Викторина «Друг природы».
9. Практическая деятельность.
9.1. Посадка семян гороха.
Практическая работа, с последующим наблюдением.
9.2. Тополь, береза, ель весной.
Наблюдение за деревьями. Учить узнавать деревья по их веткам, коре, почках, запаху.
10. Итоговые занятия.
10.1.Что мы узнали и чему научились за год. Обобщить и закрепить знания об окружающем мире. Экологические задания (Приложение № 5)
10.2. Необыкновенное путешествие по временам года. Закрепить представления о временах года, викторина «Круглый год».
Список литературы для педагогов и обучающихся
1. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: / О.А.Воронкевич. - М.: Детство-пресс, 2004г.
2. Давыдова Г.Г., Познаю себя [Текст]: / Г.Г. Давыдова, М.В. Корепанова. - Волгоград, 1999г.
3. Зайцев, Г.И. Уроки Айболита [Текст]: / Г.И. Зайцев. - М.: Акцент,1996г.
4. Козлова, С.О., Мой организм [Текст]: / С.О.Козлова, О.П. Князева. - М.: Владос, 2001г..
5. Люцис, К.К. Растительный мир в картинках [Текст]: / К.К.Люцис. М.: Владос, 2004г.
6. Неволина, Е.С. Большая книга животных [Текст]: / Е.С. Неволина - М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003г.
7. Тамбиев ,А.Ф. Экологическая азбука для детей. Животные [Текст]: / А.Ф.Тамбиев . - М.: Школьная пресса, 2000г
8. Шорыгина, Т.А. Деревья. Какие они? [Текст]: / Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2001г.
9. Шорыгина, Т.А. Домашние животные. Какие они? [Текст]: / Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2002г.
10. Шорыгина, Т.А. Какие звери в лесу? [Текст]: / Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2000г.
11. Шорыгина, Т. А. Какие месяцы в году? [Текст]: / Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2002г.
12. Шорыгина, Т.А. Насекомые. Какие они? [Текст]: / Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2001г.
13. Шорыгина, Т.А. Птицы. Какие они? [Текст]: / - Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2000г.
14. Шорыгина, Т.А. Фрукты. Какие они? [Текст]: / - Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2003г.
15. Шорыгина, Т.А. Цветы. Какие они? [Текст]: / - Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2001г.
16. Шорыгина, Т.А. Экологические сказки для малышей [Текст]: / Т.А. Шорыгина. М.: Прометей, 2003г.
17. Я познаю мир: Детская энциклопедия: экология, география, животные, медицина, растения [Текст]: / - М.: Издательство АСТ, 1997г.
18. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
19. Детская справочная литература.
20. Справочники, атласы, энциклопедии об окружающем мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: учебно–методическое пособие / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития, 2003г.
2. Атлас родной природы (серия книг) [Текст]: / учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002г.
3. Большая энциклопедия школьника [Текст] / Пер. с англ. И. Горелик - М.: РОСМЭН, 1999г.
4. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113; Коррекция и развитие познавательных процессов у учащихся на уроках в специальной школе VIII вида: методические рекомендации / Автор-сост. Л.П. Уфимцева. – Красноярск, 2000г.
5. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема / под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. - М, 1997г.
6. Захлебный, А.Н. На экологической тропе [Текст] / А.Н.Захлебный. - М., 1981г.
7. Захлебный, А.Н.. Экологическое образование школьников [Текст] / А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Е.Н.Кудрявцева и др.; под ред. И.Д.Зверева, Т.И.Суравегиной. – М,: Педагогика, 1983г.
8. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования [Текст] / И.Д.Зверев. - М.: Просвещение, 1993г.
9. Зверев, И.Д. Природа, школа и семья: о формировании экологической культуры школьников / И.Д.Зверев //Семья и школа. – 1985г. - № 6
10. Зотов, В.В. Лесная азбука [Текст]: / В.В.Зотов. – М.: «Орбита - М», 2005г.
11. Зотов В.В. Лесная мозаика [Текст]: / В.В.Зотов. – М.: Просвещение, 1993г.
12. Кайгородов, Д.Н. О природе: Программа ее изучения [Текст] / Д.Н.Кайгородов. – СПб., 1994г.
13. Красная книга Российской Федерации [Текст]: / – М., 2001г.
14. Рыбальский, Н.Г. Экологическое воспитание и образование [Текст] / Н.Г.Рыбальский, Е.Д.Самотесов, И.В.Игнатович. – М.: РЭФИА, 1995г.
15. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Электронный ресурс] / Н.А.Рыжова. – Режим доступа: Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы.-Кн.2 М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002г.
16. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л.П.Симонова. – М.: Академия, 2000г.
17. Суравегина, И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения к природе [Текст]/ И.Т.Суравегина . - М., – 1986г.
18. Шевыряева, Т.В.Организация экологического образования в специальных коррекционных школах VIII вида / Т.В.Шевыряева // Методический и практический журнал. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004г.. - № 4.
19. Шевыряева, Т.В. Формирование нравственно-экологической культуры учащихся специальных общеобразовательных коррекционных школ VIII вида //Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: психолого-педагогические науки. - М., 2001г.
20. Ягодовский, К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе [Текст] / К.П.Ягодовский. – М., 1995г.
Приложение 1
Правила поведения школьников на экскурсии
- Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь.
- Все движения должны быть по возможности бесшумны - необходимо слушать голоса леса.
- По первому знаку педагога все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться около педагога в два ряда широким полукольцом. Продолжить движение с разрешения руководителя.
- Разговоры недоступны. Вопросы руководителю задавать вполголоса.
- Растения не следует собирать. Лучше записать в блокнот их характерные признаки и зарисовать.
- Во время выполнения заданий группы расходятся на расстояния в пределах видимости или слышимости педагога.
- Не следует ловить животных (насекомых, земноводных, пресмыкающихся).
- Не следует фотографировать птичьи гнезда во избежании раскрытия их для хищников. Тем более нельзя трогать яйца и гнезда.
- Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.
- Прежде чем углубиться в лес, нужно определить, в какой стороне находится солнце и где оно будет через два часа. Чтоб не заблудиться, надо запомнить заметные ориентиры на своем пути: ручьи, обрывы, камень у дороги, упавшее дерево и т.д.
Приложение 2
Калейдоскоп проектов
«Птичья столовая»
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой».
Подготовительный этап - накопление корма и изготовление кормушек. Далее дети поочередно (на школьной территории) ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней.
Приложение 3
Экологическая фирма «Зеленый дом»
Цель - увеличивать количество растений в домах, помочь людям найти себе «зеленых друзей» среди комнатных цветов.
Проверочная работа «Растения весной»
Задание 1.
В каком выражении допущена ошибка?
Весной на деревьях набухают почки.
Весной появляется первая травка.
Весной появляются раннецветущие растения.
Весной в жизни растений никаких изменений не происходит.
Задание 2.
Какие растения называют раннецветущими?
Те, у которых сначала появляются цветы, а потом распускаются листья.
Те, которые появляются ранней весной.
Те, которые зацветают ранней весной.
Приложение 4
Проверочная работа «Птицы весной»
Задание 1.
Почему весной к нам возвращаются перелетные птицы?
Потому, что в теплых краях наступает зима
Потому, что в наших краях становится тепло и опять появляется много корма?
Задание 2.
Для какой птицы люди строят весной домики?
Для грача
Для воробья
Для дрозда
Для жаворонка
Для скворца
Для галки
Задание 3.
Какое выражение правильно?
Первыми к нам прилетают грачи, затем скворцы, а потом жаворонки.
Первыми к нам прилетают скворцы, затем грачи, а потом жаворонки.
Грачи, жаворонки, скворцы к нам прилетают одновременно.
Задание 4.
Какая птица не стоит собственного гнезда?
Дрозд
Зяблик
Пеночка
Чайка
Стриж
Кукушка
Приложение 5
Экологические задания
Цель: закрепить знания о многообразии растений и животных. Правильный ответ следует подчеркнуть.
Задание 1.
К деревьям относятся растения, у которых:
а) несколько одревесневших стволов;
б) один одревесневший ствол;
в) один гибкий, сочный стебель.
К кустарникам относятся растения, у которых:
а) один одревесневший ствол;
б) несколько гибких, сочных стеблей;
в) несколько одревесневших стеблей.
Задание 2.
Хвойные растения имеют:
а) цветок; б) плод; в) семена
К лиственным деревьям относятся растения:
а) сосна; б) лиственница; в) береза
К хвойным деревьям относятся растения:
а) сосна; б) лиственница; в) ель
К лиственным кустарникам относятся растения:
а) можжевельник; б) акация; в) лещина
К травам относятся растения:
а) клевер; б) брусника; в) зверобой