План проведения родительского собрания «Экологическое воспитание в семье» (1–4 классы)
Приложение 8
2 часть ПДП
План проведения родительского собрания (структура)
№ | Содержание родительского собрания | Описание |
Тема | Экологическое воспитание в семье | |
Цель | Создание условий, способствующих взаимодействию школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников. | |
Задачи | 1. Познакомить с проблемой экологического воспитания младших школьников. 2.Определить причины отсутствия экологического воспитания у младших школьников. 3.Способствовать сплочению родительского коллектива и школы, создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, сотрудничества в воспитании бережливого отношения младших школьников к окружающему миру. | |
Форма проведения родительского собрания (описание родительского собрания) | Родители заходят в класс, я предлагаю им выбрать стикер, соответствующий их настроению (желтый, зеленый) и предлагаю присесть. Начиная родительское собрание, приветствую родителей. - Сегодня мы собрались вместе, чтобы продолжить разговор о воспитании наших ребят. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя». - Как вы думаете, о чем пойдет разговор на собрании? (Родители выдвигают предположения, о том, что речь пойдет о воспитании бережного отношения к природе, об экологических проблемах, об экологическом воспитании и т.п.) - Вы правы, наш разговор будет посвящен вопросам экологического воспитания младших школьников. По мнению И. Д. Зверева, «экологическое воспитание – это становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие». Цель экологического воспитания - формировать экологическую культуру, основой которой является ответственное и осознанное отношение к окружающей среде. - Недавно я, выглянув в окно, стала свидетелем такой ситуации: «Мальчик вынул конфету из кармана, развернул ее и съел, а обертку, где стоял, там и бросил». - Данный поступок предлагаю рассмотреть в группах. Прошу разделиться на 2 группы по цветам стикеров: 1-ая группа рассмотрите данную ситуацию со стороны обучающегося, что стало причиной его действий. А 2-ая группа – рассмотрите данную ситуацию со стороны родителей, какие упущения в воспитании были допущены ими? Родители выполняют задания. Проверяем, обсуждаем. 1-ая группа: 1)обучающийся не подумал о своем действии; 2)считал, что это нормально (папа же тоже так делает, когда выкуривает сигарету); 3)куда мне ее деть, а может никто и не заметит? 2-ая группа: 1) родители не объяснили (не привили) о правилах (правила) поведения в обществе; 2) не обращают внимания на действия свои и своего ребенка (не видят в этом проблемы); 3) поел и ладно. - Вот вы и определили некоторые из причин отсутствия экологического воспитания. На современном этапе развития общества экологические проблемы приобретают особую остроту. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды, к сокращению численности многих видов растений и животных. В государственной политике Российской Федерации уделяется большое внимание к формированию экологической культуры, экологического образования и воспитания населения на всех его возрастных уровнях, особенно в период обучения в школе. Президентом утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Отражением политики государства являются Федеральные Государственные образовательные стандарты. Методологической основой разработки и реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему общественных и личностных ценностей. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания ценность природы определяется как: общечеловеческая ценность жизни; осознание себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранения и приумножения ее богатства. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное, созерцательное отношение к ней, а действенная активная работа по ее сохранению и улучшению. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, поэтому так важно начинать формирование экологической культуры в детстве. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? - экологические знания; - практические навыки в общении с природой; ответственность за принимаемые решения в отношении с природой; - чувство любви к природе; - эстетические переживания. Большую роль в экологическом воспитании играет семья, ведь именно в ней проходит большая часть жизни человека. Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, парк, город, село, река, лес и др. Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. - Что же необходимо сделать для организации совместной деятельности родителей и школы? Как мы можем объединить свои усилия? (Родители выдвигают предположения о проведении совместных мероприятий, акций, о необходимости составить план работы, о разработке экологических проектов, выборе форм и методов работы. Учитель фиксирует на доске предложения родителей и подводит их к необходимости разработки совместной памятки, которая ляжет в основу работы по экологическому воспитанию учащихся класса.) Работа в группах. Учитель организует работу родителей в группах, для этого выдает рабочие листы. Цель работы в группах: создать памятки по организации совместной деятельности в рамках работы по экологическому воспитанию детей. Обмен информацией. Представители от каждой группы рассказывают о результатах своей работы, например, о разработке памяток (Чему должны научить обучающихся совместно родители и школа?): «Правила поведения на прогулке», «Правила поведения на природе», «Правила поведения в классе», и др. Объединение информации. Предложить родителям объединить памятки в одну большую и придумать ей название, разместив на дерево, прикрепленное на доске. Подведение итога. Только совместными усилиями школы и семьи мы можем добиться основной цели экологического воспитания – формирование экологической культуры и социальной ответственности детей за природу. В основе организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности детей по экологическому воспитанию должны лежать задачи по усвоению нравственных ценностей, определяемых Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, а именно: -жизнь и эволюция; -природа родного края; -заповедная природа; -планета Земля; -экологическое сознание. Это то, что вы сегодня и постарались отразить при разработке совместной памятки. Предложения: Считать экологическое воспитание важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей. Рекомендовать родителям и классному руководителю определить пробелы в экологическом воспитании каждого ученика класса и провести работу по их устранению. Ознакомить обучающихся класса с правилами составленными родителями. - «Природа для меня – огонь, вода, ветер, камень, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек в природе – это разум великого существа, накопляющего силу, чтобы собрать всю природу в единстве» – писал М.М. Пришвин. Так давайте осознаем важность дара человека – способности принимать решения, осознаем сами и научим этому своих детей. Помните: мы несем ответственность за жизнь на Земле. | |
Современные интерактивные технологии | Технология МДО с элементами родительского всеобуча, технология РКМЧП «Проблемная ситуация», прием «Незаконченные фразы». | |
Материалы и оборудование | Компьютер, презентация, конспект родительского собрания, плакаты с высказываниями о природе, материалы для работы в группе. | |
Научные источники, используемые в ходе родительского собрания | Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание школьников // Начальная школа. – 2016. – №10. – С. 15-16. Зверев, И.Д. Формирование ответственного отношения к природе / И.Д. Зверев. – М: Просвещение, 2013. – 146 с. Пришвин М.М., Незабудки https://ruslit.traumlibrary.net/book/prishvin-nezabudki/prishvin-nezabudki.html «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ | |
Рефлексивный анализ | Разговор получился серьезным, думаю, что он не оставил вас равнодушным. Давайте оценим нашу совместную деятельность. Родители на листочках продолжают фразы: «Сегодня на собрании я понял(а), что…» «Мне показалось интересным…» |
Зубова Ольга Алексеевна