Родительское собрание во 2 младшей группе «Экологическое воспитание»
Родительское собрание во 2 младшей группе
Цель: Создать условия для сотрудничества родителей, воспитанников, воспитателей, их эмоционального положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; повысить уровень экологической компетентности родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде. Вовлекать родителей в работу группы, детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
План проведения:
Вступительное слово.
воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.
Экологическое воспитание детей с раннего детства – одна из актуальных тем нашего времени. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у детей основ экологической культуры.
О том, какая работа проводится с детьми по экологическому воспитанию в группе расскажет Светлана Александровна(Презентация)
Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.
Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.
На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.
Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.
В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.
Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.
2.Как говорил известный эколог » (В. А. Алексеев).
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе. .
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
Давайте же, родители, подумаем и мы,
-Как заложить в детишках фундамент доброты.
Как научить их край любить,
Природу охранять.
Всегда защитниками быть
И никого не обижать!
Сейчас мы посмотрим познавательный фильм ,который поможет нам повысить экологические знания и применить их в воспитании детей.
Просмотр Фильма
После просмотра
Вывод: У нас с вами одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя.
2.Игры с деревом.
«Загадки-шутки»
1.Когда человек бывает деревом? (когда он со сна)
2.На что похожа половина яблока? (на вторую половину)
3.Чем кончаются как день , так и ночь? (мягким знаком)
4.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
5.Каким гребешком никто не чешется (петушиным)
6.Что находится между рекой и берегом? (И)
7. Какой месяц короче всех? (май, всего три буквы)
8. Может ли кулик прикусить себе язык? (у птицы нет зубов)
3.физминутка
4.Решение экологических задач
Оцените ситуации, что в них сделано не так.
Первая ситуация.- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, — предложил Ваня. Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, — возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала.
(Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара).
Вторая ситуация.Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Третья Ситуация Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей).
Четвёртая ситуация.Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:-Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. -Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, — предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками).
Пятая ситуация.Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?(Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет. )
Шестая ситуация.Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок — попросил Сережа родителей.-Нельзя их ловить, — сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?(Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.)
Седьмая ситуация Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.-Давай поймаем ее, — попросил Витя.-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.-От них, все равно, ни какой пользы — ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?
(Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.)
Восьмая ситуация В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?(Колокольчики — краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же,в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков. )
а вот как поступила мама в стихотворении Асадова,согласны ли вы?
4.Прослушивание стихотворение Асадова "Царица -гусеница"
— Смотри, смотри, какая раскрасавица.
Мальчишка смотрит радостно на мать –
Царица – гусеница! Правда нравится?
Давай её кормить и охранять.
И вправду, будто древняя царица,
Таинственным сказаниям сродни,
На краснобоком яблоке в тени
Сияла золотая гусеница.
Но женщина воскликнула:- Пустое!-
И засмеялась: — Ах ты мой сверчок!
Готов везде оберегать живое,
Да это же вредитель, дурачок!
В четыре года надо быть мужчиной!
Соображай. Ты видишь: вот сюда
Она вползёт, испортит сердцевину,
И яблоко хоть выброси тогда.
Нет нам с тобой такое не годится.
Сейчас мы глянем что ты за герой –
Она стряхнула с ветки гусеницу:-
А ну-ка размозжи её ногой!
И мальчик мину напуская злую
И подавляя в тайне тошноту,
Шагнул ногой на тёплую, живую
Жемчужно-золотую красоту…
— Вот это славно! Умница, хвалю –
И тот стремясь покончить с добротою,
Вскричал со зверски поднятой ногою.
Кидай ещё! Другую раздавлю!
Мать с древних пор на свете против зла.
Но как же этой непонятно было,
Что сердцевину яблока спасла,
А вот в мальчишке что-то загубила.
воспитатель:Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
5.Загадки
Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
6.Игры с бусами экологического содержания
«Дорожка»
Бусы в кучку соберём
И ладошками сгребём,
Пальчиками их поманим-
«Дорожку» длинную растянем.
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).
«Тучка»
Снова «дорожка»,
Лежит и молчит.
Две «ямки», две «горки»,
И «тучка» летит!
«Птичка»
Пальчик указательный
«Дорожку» оживит.
«Птичка» машет крыльями, по небу летит!
«Цветочек»
Выложим мы вновь «дорожку»,
Потянем в стороны немножко-
И вот мы сделаем кружочек,
А превратим его в «цветочек»!
«Бабочка»
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
воспитатель: как вы думаете почему рисование бусами полезно для детей ?
7.Итог
Дорогие и уважаемые, родители! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх обсудили ситуации, которые так важны. Наша задача: обогащать и расширять знания детей.
Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Спасибо за внимание!
Шарандина Валентина Владимировна
Панюкова Ольга Васильевна
Нигириш Светлана Владимировна
Третьякова Марина Михайловна
Татьяна
Мельникова Светлана Федоровна