Методическая разработка «Экологическое воспитание-шаг в экологической культуре»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Республиканский центр дополнительного образования
Методическая разработка
«Экологическое воспитание-шаг в экологической культуре».
Автор: Касаева Жанна Тузаровна
педагог дополнительного образования
Содержание
1.Титульный лист
2.Аннотация
3.Пояснительная записка
4.Содержание
5.Литература
Аннотация
Формирование экологической культуры заключается в ответственном отношении к природе, которое должно стать важнейшим в системе общего образования. Преодолеть потребительский подход к природе и осознать то, что преступления, которые совершаем мы против неё сегодня, обернуться завтра для каждого из нас неразрешимыми проблемами со здоровьем, ухудшением качества воды, засоренностью почвы и воздуха.
В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. Воспитывать экологическую культуру необходимо уже в младшем школьном возрасте, когда с первыми знаниями по предметам объясняется детям их собственная уникальность, ребенок должен осознать себя как личность и свое место в обществе и природе. Пути реализации этих проблем представлены в данной работе.
Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования и школьным учителям в помощь проведения экскурсий, практических работ, творческих занятий в формировании экологической культуры младших школьников.
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед собой множество задач. В зависимости от политических и экономических предпосылок они разные, но есть задача, скорее проблема, стоящая перед всем мировым сообществом, это ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и решение этих проблем не терпит отлагательств. Учащения природных катастроф и высокая степень заболеваемости детей, даже в младенческом возрасте, связаны с масштабным загрязнением окружающей среды с неконтролируемым распространением химических соединений технического и биологического происхождения. А нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды.
Актуальность
Экологический кризис, экологическая катастрофа эти словосочетания стали самыми часто произносимыми терминами в последние годы. Но бездействие в основном связано не только с недопониманием проблемы, но с большими социальными и экономическими преобразованиями, большими капиталовложениями для решения многих вопросов объединения усилий всего человечества. В настоящее время охрана природы это дело не только специалистов разных областей знаний, но каждого человека. Принято считать, что среду загрязняют заводы и фабрики, но и другая деятельность человека вносит свою лепту. К предприятиям современного производства предъявляются большие требования по защите среды, и очистные сооружения сегодня более высокого класса чем двадцать-тридцать лет назад, но все же это только частично решает проблему. Что же так усугубляет положение и как каждый может улучшить ситуацию?
Этот вопрос должен поставить перед собой каждый взрослый, а задача педагогов помочь детям в доступной форме понять суть вопроса и делать маленькие шажки в решении больших проблем.
Цель: формировать элементарную экологическую культуру младших школьников, соблюдение нравственных принципов природопользования и пропаганда изучения и охраны природы своего края.
задачи:
создать условия для экологического образования
воспитывать ответственное отношение к окружающей среде
познакомить с экологическими проблемами родного края доступными способами пониманию младших школьников
Вот как описывают экологическое состояние планеты ученые:
МИРОВОЙ ОКЕАН. Сейчас Мировой океан - гигантская мусорная корзина. Каждый год сюда выбрасывается миллиарды тонн мусора. Это привело к оскудению живых форм Мирового океана, увеличению зон экологического бедствия, бурному цветению водорослей. 70% нерестилищ океана стали непригодными для разведения мальков, 20 видов ценных промысловых рыб уничтожены.
КЛИМАТ. Накопление углекислого газа приводит к парниковому эффекту - повышению температуры у поверхности Земли. Средняя температура Земли составляет 15'С. За последние 100 лет температура изменилась на 0,5'-0,6'С. Это влияет на таяние ледников, нарастающее опустынивание, повышение уровня воды в Мировом океане. Это может поставить под угрозу существование всей цивилизации.
ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ. Большое количество озона содержится на высоте 20-25 км. Роль озонового слоя велика, он поглощает вредное ультрафиолетовое излучение Солнца, поражающее все живое. В последние годы замечено ослабление озонового слоя в результате попадания химических соединений. Особенно разрушающее действие оказывают на него фреоны, используемые в промышленности и в быту.
Промышленность выбрасывает в атмосферу миллионы тонн двуокиси серы и окислов азота. В результате соприкосновения с парами воды образуются кислотные дожди и кислотные туманы (последние более опасны). Они уничтожают все живое в водоемах, приводят к усыханию лесов, оказывают вредное влияние на людей, животных, растительность, интенсивное использование природных ресурсов способствует истощению подземных вод, усыхают водоемы в результате антропогенного воздействия человека, горят леса, качество и количество питьевой воды снижается -это далеко не весь перечень проблем, которые грозят человечеству экологической катастрофой. Эти проблемы не обошли стороной и республику Северная Осетия-Алания.
Природа с щедростью одарила нас великолепными пейзажами белоснежных гор, бурными реками, пенящимися водопадами, альпийскими лугами, широко раскинувшимися лиственными лесами и множеством минеральных источников. Но особая гордость — это горный воздух, «вкус» которого нельзя забыть. Но наряду с этим природным великолепием есть много экологических проблем решение которых предстоит нам и следующему поколению. Так на территории республики находится 34 промышленных предприятия, которые активно загрязняют окружающую среду. Последствия их деятельности ощущается не только в воздушном бассейне, но и в недоочищенных технологический водах, сбрасываемых в Терек. Большой проблемой является загрязнение воздушного бассейна выхлопными газами. Экологами подсчитано что выхлопные газы содержат около 200 вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу, оказывая отрицательное влияние на человека, растения, почву. Но самой большой проблемой является повышенное содержание тяжелых металлов в почве г. Владикавказ. Их содержание превышает норму в десятки раз. Если прибавить к этому проблемы переработки бытового мусора, то складывается полная картина недалекой экологической катастрофы. Это малая доля проблем. В этой обстановке особое значение имеет воспитание более экологически грамотного поколения чем предыдущие.
Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Достерёг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольдт, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж. Руссо в книге "Эмиль, или о воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г. Песталоцци в работе "Шингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. {2}
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Младший школьный возраст сенситивен к учебе и вне учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность взрослых, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая примеру, и безоглядно готовы действовать. Поэтому именно этот возраст является особенно благоприятным для воспитания экологической культуры и нравственного развития личности. Необходимо детям в раннем возрасте объяснить, что человек не может существовать вне природы, ибо является её частью. Экологическое культура - составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Экологические представления формируются на занятиях в творческом объединении. Умению понимать себя и окружающий мир необходимо учить так же как пониманию математических формул. Для реализации поставленных задач большое значение имеет проведение экскурсий.
Экскурсии могут быть как выездные: в дендрарий, в заповедник, так и в ближайший лес, в парк, на территорию Экологического центра. Это не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление. Экологические игры на природе способствуют развитию внимания, зрительной памяти, наблюдательности, что позволяет тоньше воспринимать окружающую среду.
Можно провести игру–Поставь на своё место.
Цель игры проверить как дети различают плодовые, овощные, сорные, декоративные растения. Для этого детям раздаются карточки с произвольным набором растений, например, лебеда, пырей, абрикос, гладиолус, мокрица, сурепка, крапива, картофель, одуванчик, осот, алыча, огурец, кольраби, томат, флокс, морковь, чистотел, ежевика, гранат, ива, груша и т.д. Получив карточки дети должны сгруппировать растения в четыре колонки.
Плодовые Сорные Декоративные Овощные
Игра «Вспомнить все».
Цель игры- выявить самых наблюдательных.
Во время пребывания на природе выбирается небольшой участок где растут травы, кустарники, деревья, есть камни, коряги. На этот участок обращаем внимание детей, но не просим запомнить. Через некоторое время просим перечислить каждого увиденное.
Природа родного края изучается в игровой форме. Например, родилась горная речка (название) и побежала она по ущелью (название) и стали в нее вливаться маленькие ручейки, ведь вместе им веселее, вместе они сила, и понеслась река мимо сел и городов (названия). Детям в помощь предлагается красочная карта республики. В процессе игры дети запоминают название рек, ущелий, населенных пунктов.
Очень важен эмоциональный отклик на различные проблемные ситуации, которые предлагаются детям во в время игры.
Например, почувствуй себя муравьем или птенцом.
Обучающиеся закрывают глаза и представляют себя маленькими, трудолюбивыми, но беспомощными перед опасностью разорения муравейника или гнезда. Предлагается представить ситуацию: спасти свою жизнь. Вживаясь в образ как правило, дети обещают никогда не вредить животным. Эта незатейливая игра дает возможность детям почувствовать, как хрупок мир природы и как много они могут изменить если будут правильно себя вести.
По завершении экскурсии можно предложить нарисовать детям природоохранные знаки и плакаты (эти работы потом принимают участие в Республиканских конкурсах). Тематика предлагается педагогом или самими детьми.
Не загрязняй лес
Забирай мусор с собой после отдыха
Убирай за своим питомцем после прогулки
Не ломай ветки
Не уничтожай пауков
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых и т.д.
Хорошей традицией нашего творческого объединения стало сочинение экологических сказок. Дети представляют невероятные сюжеты и средства достижения цели для спасения животных, растений, жителей морей и океанов. Тематика иногда задаётся педагогом, но чаще дети сами выбирают свой объект обожания.
Но самым любимым мероприятием обучающихся является конкурс лучшего фоторепортера «Это недопустимо»
Цель конкурса воспитать экологическую культуру младших школьников.
В течении двух недель дети должны представить фото или видео тех видов, которые они считают недопустимыми в нашей жизни. И какого же бывает удивление педагогов и родителей, когда мы видим крупным планом то, мимо чего бежим впопыхах каждый день. Это груды мусора, разбитые скамейки, взрослых орущих на детей прямо на улице, пивные банки около детских садов, сломанные ветки деревьев и т.д.
«Я не думала, что мой ребенок столько видит» - сказала в сердцах мама мальчика- фоторепортера. Дети видят очень много, иногда и очень неприглядные стороны жизни. И такие мероприятия воспитывают это не только детей, но и родителей, которым нужно быть очень тактичными и терпеливыми.
Но все вышесказанное невозможно если дети не будут здоровы. Выражение великого Шопенгауэра: «Здоровье перевешивает все остальные блага настолько, что здоровый нищий счастливее богатого короля» актуально как никогда. Сегодня, когда все болезни катастрофически молодеют, а хронические заболевания есть уже у детей школьного возраста, наша главная задача сохранить здоровье детей. Поэтому здоровье сберегающие технологии активно пропагандируются в течении всего года. Это и минутки здоровья, которые дети проводят по очереди, и игры на силу и выносливость на открытом воздухе, а также небольшие детские доклады на заданную тему.
Свежий воздух — это важно
Как держать осанку
Я чистюля
Правильная организация моего дня
Мой дом -моя крепость
В природе нет ничего лишнего- это главная мысль, которую я как педагог стараюсь донести до каждого ребенка. И каждая такая экскурсия не только обогащает новыми знаниями и впечатлениями, но и дает возможность собрать гербарный материал, который дети сушат, раскладывая в раскладушки, а иногда и в старые книги, приобретая таким образом первый навык научной работы. И надо сказать относятся к этому занятию очень ответственно.
В ходе экскурсии, обучающиеся собирают природный материал, который является сырьем для наших поделок, как правило это сухие ветки, плоды, семена, коряги. Увидеть прекрасное в обычном- это то к чему мы стремимся вместе с воспитанниками творческого объединения. Невзрачные коряги в детских руках превращаются в мифические животные, а опавшие листья в прекрасные розовые букеты. Эстетическое восприятие окружающего мира способствует формированию творческих способностей, развитию художественного вкуса, ибо нет лучшего учителя чем природа. Буйство красок осени, хрустальная чистота зимних пейзажей и весенние грозы формируют у детей воображение, которое обязательно раскроется в творческих работах.
Много поделок выполняется из бросового материала. Весной после установления теплой погоды, когда выезды на природу становятся массовыми, в зонах отдыха множество упаковок, которые оставляют отдыхающие.
В это время года рекомендуется провести конкурс «Вторая жизнь упаковки»
Цель этого мероприятия наглядно показать младшим школьником всю неприглядность и невозможность такого поведения в природе.
В ход идет все что когда-то было упаковкой, предметом быта, частью какой-то вещи. К этой работе привлекаются и родители. Так из старых колес вместе с папами мальчики мастерят замечательные садовые фигуры. При невозможности представить работу на конкурс из-за объёма, воспитанники делают фоторепортаж: как я это делал. Коробки из-под молока становятся мультяшными персонажами, а из пластиковых бутылок в технике папье-маше дети делают куклы, сказочные персонажи.
Целые композиции лепятся детьми из глины. Глина является одним из самых любимых материалов, её «теплота» и пластичность позволяет детям раскрыть свои скрытые художественные способности.
Пейзажи из золотой соломы всегда привлекают внимание детей, и взрослых взрослых. Материалом для работы может послужить солома овса, ржи, а также луговых трав. Скашивать солому необходимо в стадии молочно-восковой спелости. Наиболее предпочтительной является средняя часть. Перед использованием солома подвергается горячей обработке (30-40 минут). После чего разрезается вдоль и проглаживается утюгом или разглаживается механически кольцами ножниц, а также любым удобным предметом. При работе важно обратить внимание на направление волокна соломы. Определенным расположением ее достигается эффект света и тени. Эта техника способствует развитию мелкой моторики рук, учит терпению и усидчивости. Все работы сопровождаются этикетками где указывается название, автор, возраст, материал из которого выполнена работа.
В конце года организуется большая выставка из поделок, букетов, икебана, плакатов и листовок, а также текстов сказок где каждый ребенок выражает свою мечту и волю в улучшении окружающей среды. На творческий отчет приглашаются дети, педагоги и обязательно родители.
И это и есть экологическая культура-стремление улучшить, не навредить, поселить в сердце каждого ребёнка веру в свои силы сделать мир лучше, чище и прекраснее.
Литература
Экологическими тропами Северной Осетии.Б.М.Бероев.Владикавказ,1993г.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986;
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, 1996
Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированное™ учебной деятельности. - 1993;
Урсул А. Д. Ускорение, интенсификация, экология. //Философские науки,1988
Урсул А. Д. Перспективы эко развития. //Философские науки. -1991,