Сценарий внеклассного мероприятия в 6 классе «Экология реки Пьяны»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г. Перевоза»
городской округ Перевозский
Нижегородская область
Сценарий внеклассного мероприятия в 6 классе
Экология реки Пьяны
Выполнила:
учитель биологии и химии
МАОУ «СШ №2г.Перевоза»
Лисенкова Н.И.
г. Перевоз
2020
Введение
Тема " Экология реки Пьяны" выбрана не случайно, так как в последнее время всё больше внимания уделяется экологическому воспитанию школьников.
Данное мероприятие разработано на привлечение внимания к проблемам сохранения одной из красивейших рек Нижегородской области — Пьяны, её важной роли в жизни населения, снабжения водой, продуктами питания, энергией, местами отдыха и проживания, усиление понимания необходимости совместных действий всех сторон по сохранению Пьяны. Тематика внеклассного мероприятия помогает готовить учащихся ОУ как к викторине по краеведению так и к олимпиаде по экологии.
Цели:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
средствами технологии мастерских
Образовательные:
Возродить традиции уважительного отношения к рекам;
сконцентрировать внимание детей на ценностях реки Пьяны;
дать понимание о возможных решениях проблем бассейна реки Пьяна, о том, как можно сотрудничать, чтобы сделать использование реки устойчивым;
углубить знания учащихся о природных ресурсах бассейна реки Пьяна
формировать умение комплексно рассматривать среду обитания человечества;
Развивающие:
Развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы;
развивать у учащихся умения работы с современными компьютерными технологиями;
развивать у школьников системное экологическое мышление.
Воспитательные:
Укреплять государственное, гражданское и национальное самосознание у школьников;
воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу реки Пьяны;
формировать активную жизненную позицию.
Оборудование:
Электронная презентация «Река Пьяна»;
интерактивная доска;
атласы Нижегородской области;
сборник стихов местных поэтов «Над рекою Пьяной»
бумага А-4;
фломастеры;
эпиграф к уроку.
Тетради, ручки.
Дополнительная литература:
Даринский А. В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение, 1979.
География Нижегородской области. Волго-Вятское кн.изд. 2005.
Краеведение. Пособие для учителя /Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.
были использованы материалы сайтов:
www.admkrai.kuban.ru
www.krasnodar.intergrad.ru
www.blue-marlin.ru
www.oopt.priroda.ru
Ход урока:
Этапы педагогическ. мастерской | Деятельность учителя | Деятельность учащихся.
|
I.Организационный момент | Приветствие уч-ся, проверка готовности рабочего места школьников к уроку. | Приветствие учителей, проверка наличия материала для работы на уроке. |
II. Индукция. (мотивация и целеполагание) | Сказка (направляет уч-ся на формулирование темы урока) Вопрос: Что бы вам хотелось узнать о реке Пьяне и ее экологических проблемах? (раскрывают план-схему урока). | Определяют тему урока. Отвечают на вопрос, формулируют цели урока. |
III. Изучение нового материала. | Разъяснение уч-ся о дидактическом материале, имеющемся на столах, о порядке заполнения афиш. | |
1.Самоконструкция. |
| Самостоятельная работа уч-ся по плану, который определили. |
2.Социоконструкция. | Предлагают обсудить результаты работы в группе | Обсуждают результаты работы в группах и записывают их на листах ватмана. |
3.Афиширование. |
| Вывешивают результаты работы группы и защищают свою работу. |
4.Рефлексия. | Предлагают на выбор: А) синквейн; Б) мини-сочинение; В) письма в будущее, в которых указать, что бы они хотели сохранить и от чего бы хотели избавиться. | Выбирают понравившийся вариант. |
IV.Домашнее задание | То же, что и рефлексия ( если выбрали синквейн, то д/з – письма в будущее и наоборот. | Выбирают понравившийся вариант. |
Конспект урока.
I.Организация класса.
(уч-ся сидят за столами по группам)
Учитель географии: Ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Вы знаете, что в присутствии гостей каждый человек старается показать себя с лучшей стороны. Я надеюсь, что вы тоже покажете сегодня свои лучшие качества. А почему у нас присутствуют гости? А присутствуют они потому, что у нас сегодня необычное мероприятие.
Учитель экологии. А необычный он по 2-м причинам:
1) это интегрированный урок экологии и географии;
2) мы сегодня проводим урок по технологии мастерских, где каждый – мастер, который изготавливает свой шедевр. А вашим шедевром, как известно, являются знания.
Учитель географии. Чтобы получить какой-либо результат, мастер должен все продумать до мелочей. И мы с вами тоже должны решить, что мы сегодня будем делать и каким образом.
Учитель экологии. Как вы думаете, с чего нужно начинать любое дело? (подведение к теме урока).
Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прхладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Фея Нейча подарила земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная.
Слайд (река Пьяна)
Итак, давайте попробуем определить тему нашего мероприятия.. (В случае затруднения учитель подводит уч-ся к слову «проблема»).
2. Сообщение темы и задач мероприятия.
Формулируется тема «Экология реки Пьяны» и открывается на доске.
Наши задачи:
-познакомиться с особенностями реки Пьяны ;
- научиться делать собственные выводы, принимать ответственные решения
Изучение нового материала.
Эпиграфом будут слова : (Слайд №1)
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
Э.Огнецвет
Вступительное слово заведующей отдела экологии и природопользования Перевозского муниципального района Кондратьевой Т.В.:
Перевозский район невозможно представить без реки Пьяны, которая является подлинной жемчужиной природы. Богат и разнообразен ее растительный и животный мир, чарующая красота вдохновляет поэтов. художников. Богатства родной природы нужно не только разумно и бережно использовать, но и заботиться о сохранении их для будущих поколений. В 2006 году в целях устойчивого развития реки Пьяны и охраны водных ресурсов было создано речное партнерство - Водный совет. В него вошли Бутурлинский, Гагинский, Перевозский, Пильнинский и Сергачский районы, по территории которых протекает Пьяна, а также Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области и Верхневолжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Водный совет разработал межрайонную программу, в соответствии с которой осуществляются, в частности, мероприятия по улучшению экологической обстановки в бассейне Пьяны.
Пьяна имеет большое стратегическое и экономическое значение. Река эта трансграничная, связывает территории Мордовии, Нижегородской области и Чувашии. Это позволяет нам сообща требовать достойного к ней внимания на федеральном уровне .
В Перевозском районе идет активная реализация программы мероприятий по улучшению экологической обстановки в бассейне Пьяны, в том числе по очистке этой реки.
В решение проблем бассейна реки Пьяны активно вовлечено население Перевозского района разного возраста, включая и учащихся. Школьники разносят жителям города листовки с призывом беречь Пьяну, текст которых они сами и составляют. По берегам Пьяны будут установлены соответствующие аншлаги. А рекреационные зоны планируется оборудовать всем необходимым для удобного сбора и вывоза мусора С 2000 года школьная ученическая бригада МАОУ «СШ №2г.Перевоза» «Город нашей мечты» летом тщательно вычищают прибрежную часть Пьяны от мусора. Слайд с фото.
Усилен и контроль за соблюдением санитарных норм в водоохранной зоне.
Летом в Танайковской основной общеобразовательной школе работает туристско-экологическая профильная смены летнего оздоровительного лагеря. Дети под руководством педагогов занимаются мониторингом водных ресурсов реки Пьяны, они проводят исследовательскую работу, анализируя состояние воды в различных местах Пьяны, совершая одновременно увлекательное туристическое плавание на плотахпо реке. Школьники также занимаются очисткой берегов Пьяны. Даже дошкольники Перевозского района охвачены экологическим воспитанием. В детских садах оборудованы экологические комнаты, в которых проводятся занятия по экологии родного края.
Выступления учащихся:
Территория реки очень сильно преобразована человеком. Строительство Ичалковской ГЭС, водопой крупно-рогатого скота, расширение зон отдыха, несоблюдение правил поведения в них, выбросы и попадание в воду ядохимикатов т.д. Поэтому вопросы охраны природы реки Пьяны стоят для нас очень остро.
Учитель географии. Ребята! Что бы вы хотели обсудить по теме «Экология реки Пьяны»?
Учащиеся высказываются:
1) причины экологических проблем;
2) пути их решения;
3) перспективы.
(учитель направляет мыслительную деятельность уч-ся, по мере дискуссии открываются надписи на доске).
Учитель экологии. Итак, мы начинаем работу нашей мастерской.
Следующим этапом нашей работы будет самоконструкция. Каждый из вас самостоятельно подумает над планом нашей работы, какие мысли он вынесет на обсуждение в группе.
Затем вы работаете в группе по этим проблемам и результаты своей работы оформляете в виде афиши. Для этого вы можете использовать дополнительный материал, имеющийся у вас на столах.
Учитель географии. А девизом нашей работы будут слова:
Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй сам себя, тебя никто не будет поправлять.
(Звучит классическая музыка. Уч-ся работают самостоятельно, затем в группах, защищают свои афиши. Мастер корректирует их работу, он имеет право высказывать свое мнение.)
Выступления учащихся по истории названия реки, географическому положению Пьяны, заказнике Ичалковский бор, памятниках природы Борнуковская пещера. Слайды№2,3,4,5,6.
Следующий этап – вернисаж. Вы выставляете работу группы на всеобщее обозрение и защищаете ее.
Учащиеся рисуют животный мир, рыбалку, купание, соревнования на байдарках, природоохранные знаки, посвященные реке Пьяне, говорят об экологических акциях, проводимых учащимися родной школы и выступают с комментарием. Слайды №7,8,9.
Учитель экологии: Если бы вы были представителями законодательной власти Перевозского муниципального района, Нижегородской области какие бы вы внесли предложения в законодательство по вопросам охраны реки Пьяны?
Учащиеся проводят обсуждение в группах и выступают со своими предложениями.
Учитель географии. А сейчас мы предлагаем вам следующее на выбор: (о Пьяне)
А) синквейн;
Б) мини-сочинение;
В) письма в будущее, в которых указать, что бы вы хотели сохранить и от чего бы хотели избавиться.
Г) выступить с фразой, начинающейся словами: «Я прожил этот час не зря, потому что …».
Учащиеся работают в группах, обсуждают задания, выбирают то что им нравится и затем выступают со своей работой.
Ребята оценивают лучшие работы учащихся, комментируя свою оценку.
Победители награждаются призами.
Ребята! Вот и подошло к концу наше мероприятие. Подведем итоги нашей работы и дадим ей оценку. (Работа каждого учащегося оцениваетя им самим, группой, мастером) Я надеюсь, что вы многое сегодня для себя открыли, и многое еще предстоит открыть.
Учитель географии:
Хочется завершить наше мероприятие стихотворением нашей ученицы Элины Шиминой (Э.Шимина читает стихи):
Родной Перевоз, любимая Пьяна!
Прозрачная синь нам радует взгляд.
Родной Перевоз, добрая Пьяна!
По-матерински, тепло ласкает ребят.
Ты, житель Припьянья, традициям мудрым,
Законам природы внимай, не перечь.
Давайте все вместе, единым народом
Родную природу любить и беречь.
Учитель экологии. Я думаю, что все, присутствующие здесь на уроке присоединяются к этому призыву. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!