Урок-практикум по истории в 8 классе на тему «Экономическое развитие России при Екатерине II»

0
0
Материал опубликован 16 October 2022

Тема урока: « Экономическое развитие России при Екатерине II»

Тип урока: «открытие» нового знания

Форма урока: урок-практикум

Цель: охарактеризовать главные итоги экономического развития России при Екатерине II

Планируемые результаты:

Предметные:

В результате урока ученики смогут:

Дать характеристику развитию сельского хозяйства

Дать характеристику развитию промышленности

Дать характеристику развитию торговли, транспортных путей и денежной системы

Метапредметные:

Продолжить развитие читательских умений на основе работы с историческими текстами

Личностные:

Дать оценку экономической политики Екатерины II

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые

План урока:

Организационные момент (2 мин.)

Мотивационный этап (3 мин.)

Содержательно-деятельностный этап (30 мин.):

Развитие сельского хозяйства

Развитие промышленности

Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы

Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.)

Ход урока:

Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих)

Мотивационный этап.

Мотивационный этап урока построен на основе работы с историческими документами, которые выведены на слайд.

Документ №1: Из высказывания сенатора князя Д.М. Голицына: «Торговля в государстве довлеет быть вольная в народе, и в одни руки её отнюдь допускать не надобно, также и государевы торги прибыльнее, думаю, пресечь и отдать в народ». За введение каких порядков – капиталистических или крепостнических – выступает автор?

Документ №2: Объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости»: «На Четвертой Мещанской в доме №111 продаются две молодые девки, собой видные, бельё шьют, и гладят, и крахмалят, и стряпать мастерицы. Последняя цена им 1000 рублей. Тут же продаётся жеребец, да бык, да стая гончих собак, числом пятьдесят, по сходной цене». О каких порядках в России свидетельствует данное объявление?

На основе работы с этими историческими текстами формируется тема урока и его цель.

Содержательно-деятельностный этап

На данном урока формирование навыка читательской грамотности будет происходить при помощи материалов учебника, а также дополнительного материала, розданного учителем.

Учащиеся класса разделены путем случайной жеребьёвки на три группы, каждая из которых готовит характеристику своей отрасли развития экономики.

Развитие сельского хозяйства

Изучение вопроса, связанного с развитием сельского хозяйства происходит при помощи материалов учебника (параграф 19, п.1), а также двух дополнительных материалов (Текст №1 и Текст №2)

Текст №1

Вольное экономическое общество

В 1765г. Ближайшие к императрице сановники Г.Г. Орлов и Р.И. Воронцов выступили учредителями Вольного экономического общества. Оно было создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства. Стали издаваться «Труды» Общества, где печатались работы по агрономии, животноводству, организации хозяйства. Общество объявило конкурс на лучшее решение крестьянского вопроса. В нем приняли участие не только российские поданные, но и иностранцы. Одни (например, Вольтер) предлагали немедленно ликвидировать крепостное право и наделить крестьян землей. Другие (А.Я. Поленов) предлагали лишь смягчить крепостное право и, не отменяя его, выделить крестьянам землю в наследственное владение и обязать нести повинности в пользу помещика. Победителем конкурса стал француз де Лабей, предложивший освободить крестьян с небольшими наделами, чтобы они были вынуждены арендовать землю у помещиков. Но спешить с этим он не советовал. Однако никаких практических результатов ни этот конкурс, ни другие, объявленные Обществом позже, не имели – всё осталось, как было. Тем не мене он показал, что пути решения крестьянского вопроса становятся главной проблемой для власти.


Вопросы к тексту:

1.С какой целью было создано Вольное экономическое общество?

2. Выполнило ли оно поставленные задачи?

3. В чем вы видите главное значение деятельности Вольного экономического общества?

Текст №2

Дополнительный материал

Среди всех отраслей сельского хозяйства успешнее всего развивалось земледелие:

увеличился сбор зерна;

повысилось производство льна и конопли;

внедрялись новые сельскохозяйственные культуры (подсолнечник, картофель, бахчевые, виноград и т. д.).

Интенсивно разрабатывались богатейшие плодородные земли Северного Причерноморья.

В Приуралье и Сибири местное население постепенно переходило от кочевого скотоводства к осёдлому пашенному земледелию.

В нечернозёмной зоне широкое распространение получило «отходничество» - крестьяне шли на лесоразработки, нанимались на суда, на рыбные промыслы, на заводы.

Первые попытки применения прогрессивных методов, технологий, достижений аграрного производства.

Сельское хозяйство продолжает оставаться основой экономики страны, а сельские жители преобладали в составе населения.

Усиливался крепостнический гнёт:

на территории плодородного юга России барщина доходила до 5-6 дней в неделю;

в нечернозёмной зоне России оброк вырос в 3-5 раз и составил 4-5 руб. в год (стоимость пяти овец).


Вопросы к тексту:

1.Чем можно объяснить успехи развития сельского хозяйства?

2.За счет чего выросло дворянское землевладение?

3.Докажите, что время правления Екатерины II было временем апогея крепостного права?

4.Перечислите новые явления в с/х.

5.Какое противоречие сохранялось?

На основе работы с первым пунктом плана формируются умения по поиску и извлечению необходимой информации из текста, а также на осмысление и оценивание содержания.

Развитие промышленности

Изучение этого пункта проходит при помощи учебника (параграф 19, п.2) и дополнительного материала (Текст №3)

Текст №3

Дополнительный материал

Основой промышленности оставалось мануфактурное производство.

К концу XVIII в. в стране насчитывалось около 1200 крупных мануфактур, что было вдвое больше, чем в середине столетия. Самые существенные сдвиги произошли в металлургии, а также в набиравшей силу текстильной промышленности. Наряду с уральской металлургией происходило становление липецкой металлургии. Общее число предприятий в этой отрасли промышленности увеличилось за вторую половину XVIII в. более чем в три раза, в конце века их стало около 2100. На крупных предприятиях работало по 2-5 тыс. рабочих. Первоклассное русское железо на европейских рынках потеснило шведский металл. Русская металлургия основывалась на крепостном труде.

В текстильной промышленности тоже наблюдался большой рост количества крупных предприятий с 231 в 1760-е гг. до 1 082 в конце века, но они основывались на вольнонаёмном труде. Признанными центрами текстильной промышленности стали Москва, Петербург, Ярославль, Кострома, другие города русского Центра. Новые текстильные предприятия появились на Украине и в Воронежской губернии.

Существовали и строились предприятия в других отраслях промышленности стекольные, канатные, пороховые, судостроительные, винокуренные.

Вольнонаёмный труд шире применялся на мелких предприятиях, которые основывались людьми разных сословий, в том числе разбогатевшими государственными и даже крепостными крестьянами. Они уходили на заработки по разрешению своих хозяев и местных властей, наживая капиталы в новой сфере.

Постепенно вольнонаёмный труд проникал в судостроение и горную промышленность. К концу века во всех отраслях промышленности, а также на транспорте (на реках и озёрах бурлаки, грузчики, корабельщики, а также на гужевом транспорте) трудилось около 0,5 млн. человек.


Вопросы к тексту:

1.Чем объяснить быстрый рост мануфактур во второй половине XVIII века?

2.Используя карту и материал учебника, определите, какие новые отрасли промышленности появились в этот период?

3. Какой труд стал применяться на мануфактурах?

Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы

Изучение последнего пункта плана происходит при помощи материалов учебника (параграф 19, п.3) и дополнительного материала (Текст №4)

Текст №4

Дополнительный материал

Успехи в развитии сельского хозяйства и промышленности вели к расширению торговли как внутренней, так и внешней. Больше стало сельских торжков и ярмарок, что говорило о постепенном втягивании крестьян в рыночные отношения. Усилился товарообмен между городом и деревней.

Торговля в городах стала ежедневной, а не по выходным дням, как прежде.

Крупнейшими торговыми центрами страны были Москва и Петербург. Новые крупные ярмарки возникли на Украине и в Сибири.

Крупнейшей из них была Нежинская ярмарка

Основными центрами внешней торговли были Рига и Санкт-Петербург. Началось строительство южных портов — Одессы, Херсона и др.

Доходы России значительно увеличились. Это объяснялось расширением территории страны и ростом её населения, которое платило налоги, поступлением денег в казну от продажи продукции казённых заводов, развитием торговых связей со странами Запада и Востока и увеличением таможенных сборов. Значительно возросли и расходы России. За 1720 1790-е гг. они увеличились более чем в два раза.

Почти половина расходов шла на содержание армии и флота. Войны, которые вела Россия с Турцией и Швецией, вторжение русских войск в Польшу стоили огромных денег. Около 20% бюджета страны шло на поддержание государственной экономики: строительство и функционирование казённых заводов, различных казённых заведений. Около 12% бюджета страны предназначалось на оплату органов управления и суда. Реформы местного управления, появление новой армии чиновников тяжким бременем легли на плечи страны. Около 9% всех российских доходов шло на содержание императорского двора. Рост расходов приводил к дефициту бюджета. Чтобы покрыть его, правительство Екатерины II стало выпускать бумажные деньги. Они быстро обесценивались, и вскоре за один бумажный рубль на рынке давали лишь 68%, стоимости металлического рубля. Всё более очевидным становилось, что императорская Россия жила не по средствам. Финансовая сфера чутко отражала увеличивавшийся разрыв в материальном положении между основной массой российского народа и его верхами, привилегированными слоями населения.


Вопросы к тексту:

1.Какие новые черты в торговле появились во второй половине XVIII века?

2.Охарактеризуйте финансовое положение страны.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия проводится при помощи игры Да/Нет (Текст №5)

Текст №5

В России времени правления Екатерины II наблюдается рост налогов.

Вольное экономическое общество (ВЭО) полностью решило крестьянский вопрос.

В России во время правления Екатерины II сельское хозяйство находилось в состоянии упадка.

По производству чугуна Россия вышла на первое место в мире.

В России во время правления Екатерины II промышленность не развивалась.

К итогам правления Екатерины II можно отнести отмену крепостного права.

На российских мануфактурах во второй половине XVIII века использовался вольнонаемный труд



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.