Методическая разработка классного часа по теме «Экскурс в мир профессий»
Цели мероприятия:
Ознакомление учащихся с житейским способом выбора профессий.
Информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
Помощь в определении своих интересов и способностей.
Задачи:
Провести игру: «Знаете ли вы?»
“Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
Провести игру: “Самая – самая”.
Изучить житейский метод выбора профессии.
Провести игру: “Угадай профессию”.
Выявить и перечислить профессиональные качества.
Оборудование: карточки с названиями профессий, презентация «Моя мама учитель»
Слово учителя.
В мире появляются много новых профессий. Проверьте себя, знаете ли вы их. Только один ответ наиболее точно описывает профессию.
1. Логист:
- тот , кто занимается логикой;
- специалист по организации транспортировки продукции; ( +)
- организатор конференций и научных саммитов.
2. Веб – мастер:
-тот кто работает на компьютере;
- разработчик программ;
- разработчик проектов сайтов. (+)
3. Маркетолог:
-тот, кто работает на рынке ценных бумаг;
- специалист по изучению рынка; (+)
- тот, кто изучает товарные марки и бренды.
4. Фандрайзер:
- тот, кто ищет деньги и возможности для организаций; (+)
- фанат, которого нанимает «звезда»;
- специалист, изучающий пути развития предприятия.
5. PR – агент:
- тот, кто связан с политикой;
- специалист по рекламе и связям с общественностью; (+)
- посредник между организациями и людьми.
Подсчитайте, сколько у вас правильных ответов. Если больше трех, то мир современных профессий – ваш мир, вы ориентируетесь в этом потоке информации и стремитесь принимать решения о своем будущем на основе имеющейся информации. Если вы ответили правильно на 2-3 вопроса, то есть много профессий, о которых вы знаете мало. Недостаток информации может стать препятствием в выборе профессии. Если вы ответили правильно лишь на один вопрос, то стоит подумать над тем, достаточно ли вашей любознательности и компетентности для выбора профессии.
-Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
Я предлагаю вам разделить.
2. Игровая разминка.
На доске написаны буквы: К, П.
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
К |
П |
Контролер |
Проводник |
Киноартист |
Плотник |
Крановщик |
Пилот |
Кочегар |
Пожарный |
Киномеханик |
Полицейский |
Космонавт |
Полярник |
Кабельщик |
Пограничник |
Кровельщик |
Печник |
Каменщик |
Пиротехник |
Вторая игра: "Самая - самая ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
3. Слово учителя. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
Востребованность на рынке труда.
Доходность.
Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
Положительное влияние на семейную жизнь.
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.
4. Игровая разминка. А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.
Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий: пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.
5. Профессиональные качества”.
Давайте настроимся на серьезную работу.
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется учителем на доске).
врач |
учитель |
юрист |
экономист |
Гуманность |
Любовь к детям |
Честность |
Терпение |
Тактичность |
Гуманность |
Порядочность |
Собранность |
Интуиция |
Образованность |
Эрудированность |
Информированность |
Ответственность |
Терпение |
Знание законов |
Коммуникабельность |
Точность |
Находчивость |
Непредвзятость |
Точность |
Собранность |
Самосовершенствование |
Информированность |
Образованность |
Сила воли |
Эрудированность |
Тактичность |
Находчивость |
Информированность |
Интуиция |
Ответственность |
Тактичность |
Образованность |
Воспитанность |
Собранность |
Интуиция |
Жизнерадостность |
Информированность |
Коммуникабельность |
Ответственность |
Милосердие |
Коммуникабельность |
Интуиция |
Порядочность |
Ум |
Милосердие |
Умение оперировать цифрами, информацией |
А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:
Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию.
Физическая подготовка |
Физическая подготовка |
Дисциплина |
Смелость |
Решительность |
Знание психологии |
Находчивость |
Находчивость |
Самосовершенствование |
Выдержка |
Собранность |
Самосовершенствование |
Ответственность |
Собранность |
Отвага |
Решительность |
Патриотизм |
Воображение |
Знание техники и оружия |
Артистичность |
(военные специальности) |
(клоун) |
Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.
Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
7. Подведение итогов
8. Просмотр презентации «Моя мама учитель»
Субботина Светлана Львовна
Казанцева Татьяна Сергеевна