Экскурсионный рассказ как один из главных методов работы экскурсовода с группой. Методические приемы экскурсионного рассказа.

1
0
Материал опубликован 1 February

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр» Нововаршавского муниципального района Омской области



Конспект занятия

с мультимедийным сопровождением по теме

«Экскурсионный рассказ как один из главных методов работы экскурсовода с группой. Методические приемы экскурсионного рассказа»



Разработчик:

педагог дополнительного

образования

М.Г. Степанова



Нововаршавка 2025


                                

Пояснительная записка к конкурсному ресурсу



Автор (ФИО, должность)

Степанова Марина Георгиевна, педагог дополнительного образования



Название ресурса:

«Экскурсионный рассказ как один из главных методов работы экскурсовода с группой. Методические приемы экскурсионного рассказа»



Вид ресурса

Методическая разработка занятия (система дополнительного образования)



Тип ресурса

Конспект занятия и мультимедийная презентация



Предмет, УМК



Цель ресурса

формирование у обучающихся понятия «экскурсионный рассказ», знакомство с методическими приемами экскурсионного рассказа



Задачи ресурса

сформировать навыки составления экскурсионного рассказа с использованием методических приемов экскурсионного рассказа ;

расширить кругозор обучающихся;

формировать умение работать в группе



Актуальность ресурса

Данный конспект занятия педагог использует при проведении занятий по программе туристско-краеведческой направленности (музейное дело). Оно входит в комплекс занятий по разделу «Экскурсионная деятельность музея. Методика проведения экскурсии». Без изучения темы «Экскурсионный рассказ как один из главных методов работы экскурсовода с группой. Методические приемы экскурсионного рассказа» усвоение знаний по разделу программы будет неполным.



Целевая аудитория

Обучающиеся 12-15 лет



Уровень изучения

Базовый



Тип урока

Открытие нового знания



Продолжительность урока

100 минут



Форма учебной деятельности учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная



Описание ресурса

Ресурс будет полезен педагогам дополнительного образования, работающим по программам туристско-краеведческой направленности (музейное дело).

Комплектация ресурса:

Пояснительная записка

Конспект занятия

Мультимедийное сопровождение (мультимедийная презентация, видео в форме ссылок

Карточки для работы на этапе закрепления



Средства обучения

проектор, экран, ноутбук или компьютер, презентация, фото для этапа закрепления (для работы в группах), бумага А4 для каждого ребенка, фломастеры



Источники информации

https://core.ac.uk/download/493137671.pdf

https://ya.ru/video/preview/8701775075593695395

http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20160114.pdf

https://www.kanal-o.ru/news/spokoinie_igri_dlya_peremenki_15_idei

https://ya.ru/video/preview/6410501543056641119

https://www.booksite.ru/forum/knigi/posobie.pdf



Ход занятия


b1738424727.jpg
Фото 3
c1738424703.jpg
Фото 2
v1738424676.jpg
Фото 1

Экскурсионный рассказ как один из главных методов работыPDF / 1.34 Мб


Организационный этап (5 мин.)

Приветствие.

Игра «Приветствие-пожелание»

Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Участники становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят чего-то пожелать и одновременно говорят пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

Проверка наличия учебного материала, необходимого для проведения занятия, у детей.


Этап актуализации опорных знаний. (10 мин.)

Ребята, здравствуйте, вы когда-нибудь были на экскурсии в музее? Вам понравилось, как экскурсовод вел экскурсию? Почему?

Какие способы использовал экскурсовод, чтобы экскурсанты его поняли? (Показывал и рассказывал).

На 1 слайде презентации видна тема занятия «Экскурсионный рассказ как один из главных методов работы экскурсовода с группой. Методические приемы экскурсионного рассказа». Детям предлагается прочитать называние темы.


Краткая беседа. Вопросы:

Что мы узнаем на сегодняшнем занятии?

Какова цель нашего занятия? После ответов показать слайд №2.

Для начала мы повторим: что такое экскурсия?


Экскурсия: (слайд №3)

1. Коллективное (реже индивидуальное) посещение чего-л. (музея, выставки, мемориала и т.п.); поездка куда-л. с образовательной, познавательной целью. Э. в Эрмитаж

2. Организованный тематический показ чего-л. (произведений искусства, памятников прошлого, каких-л. сооружений, механизмов и т.д.), сопровождаемый объяснениями.

3. Группа лиц, для которых производится организованный показ чего-л. Экскурсии школьников.


Кто такой экскурсовод? (слайд №4)

Экскурсовод — специалист, который проводит экскурсии, показывая достопримечательные места, памятники истории и культуры и рассказывая о событиях, связанных с ними.

Какие функции выполняет экскурсовод во время экскурсии? (Ответы детей).


Кто такой экскурсант? (слайд №5)

Экскурсант — участник экскурсии, то есть посещения достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Экскурсия проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.


Для чего нужны экскурсии? Экскурсии нужны для того, чтобы: (слайд №6)

Расширить кругозор. Человек получает возможность узнать новое, поднять свой уровень знаний и приобрести полезный опыт.

Почувствовать причастность к земле, культуре и истории. Знакомясь с природой родного края, его историей, традициями и культурой, люди начинают ощущать причастность к судьбе своего народа и страны.

Отдохнуть и сменить обстановку. Слушая гида и гуляя с экскурсионной группой, человек отдыхает от рутинных хлопот и полностью забывает о них.

Повлиять на внутреннее развитие. Посещая экскурсии, человек учится общаться, быть толерантным к чужим традициям, устоям и укладу жизни.

Экскурсии развивают наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение самостоятельно находить нужные знания на поставленные вопросы, применять на практике теоретические знания. Экскурсии разнообразят формы организации учебной деятельности, делают изучение предмета интересным и увлекательным.


Объяснение нового материала (15 мин.)

Какие способы использует экскурсовод для передачи информации экскурсантам? (Ответы детей).


Экскурсионный рассказ условно принятое в экскурсоведении название устной части экскурсии: сообщения и пояснения, которые экскурсовод делает в ходе экскурсии; это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им в форме монолога и в соответствии с требованиями устной публичной речи. Это один из главных методов работы экскурсовода с группой. (слайд №7)


Основные цели экскурсионного рассказа: (слайд №8)

передача информации;

создание интереса;

вовлечение слушателей.


Рассказ включает в себя следующие элементы: (слайд №9)

вступительное слово экскурсовода перед началом экскурсии;

предоставление информации об объектах показа;

ответы на вопросы экскурсантов во время проведения экскурсии.


Примеры вопросов для вовлечения аудитории (слайд №9)

1. Что вы знаете об этом месте?

2. Как вы думаете, почему это важно?

3. У кого есть интересные истории, связанные с этим местом?

Основу рассказа составляет индивидуальный текст экскурсовода, который составлен на базе контрольного текста экскурсии.


Основными требованиями, которые предъявляются к рассказу, являются (слайд №10)

тематичность;

конкретность;

связанность;

логичность;

краткость;

убедительность;

доступность изложения;

законченность суждений;

связь с показом;

научность.


В процессе беседы проанализировать с детьми требования, предъявляемые к экскурсионному рассказу.

Рассказ в экскурсии – это преимущественно монологическая речь, которая переходит к диалогу только в момент ответа на вопросы либо подведения итогов и построения выводов в конце экскурсии.


В экскурсионной практике можно выделить шесть особенностей рассказа. (слайд №11)

Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

Рассказ экскурсовода не может быть отвлечен от объектов показа, которые расположены на маршруте.

Использование в рассказе зрительных доказательств.

Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам.

Конкретность экскурсионного рассказа.

Утверждающий характер рассказа.

Рассказ об экспонате не должен превышать десяти минут, а вся экскурсия – одного часа.

Оптимальную группу составляют не более десяти человек.

На экскурсии необходимо создавать эффект погружения в эпоху: «Представим, что мы вошли…», «Представим, что мы находимся…», «Представим, что мы перенеслись...».

Таким образом, особенности рассказа на экскурсии состоят в том, что они, главным образом, основаны на зрительных восприятиях, то есть выводы экскурсантов и их впечатления строятся на основе не только услышанного, но и увиденного.


Примеры вопросов для вовлечения аудитории: (слайд №12)

Что вы знаете об этом месте?

2. Как вы думаете, почему это важно?

3. У кого есть интересные истории, связанные с этим местом?


Закрепление нового материала (15 мин.).

Просмотр фрагментов видео экскурсии с профессиональным экскурсоводом. (слайд №12)


https://ya.ru/video/preview/6410501543056641119


По ходу просмотра делать паузы и анализировать с детьми особенности экскурсионного рассказа.

Перед началом просмотра задать установку для внимательного просмотра с целью анализа видео во время просмотра.


Перемена (10 мин.)


Подвижные игры для перемены


Игра «Смена номеров»

Описание игры: играющиеся становятся по кругу, плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре становится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места, становится водящим.


Игра №7 «»Путаница

Описание игры: дети выстраиваются в линию или круг. Ведущий подает команды: «Садимся!», «Встаем!», «Прыгаем на одной ноге!» и другие. А иногда делает что-то совсем другое. Задача игроков – строго выполнять команды, не обращая внимания на ошибочные действия ведущего. Тот, кто ошибается, выбывает. В итоге остается один победитель.



Объяснение нового материала (20 мин.).

Методические приемы экскурсионного рассказа (слайд №13, 14, 15, 16, 17)

Методические приёмы экскурсионного рассказа используются для того, чтобы сделать рассказ в экскурсии более эффективным. К наиболее употребительным приёмам экскурсионного рассказа относятся следующие.

Приём экскурсионной справки заключается в сообщении кратких данных об объекте: названия, назначения, года создания, создателей, краткой внешней характеристики.

Приём описания предполагает более подробное знакомство с объектом и требует большего времени, чем справка. Чем большей весомостью обладает объект, тем больше его характеристик может быть выделено для описания. Время, отведённое на описание объекта, обычно составляет 2–3 минуты.

Приём объяснения позволяет установить причинно-следственные связи объекта с окружающим миром и миром человека. Так, для архитектурного объекта раскрытие внутренних структурных связей предполагает выявление всего, что связано с личностью зодчего, местом объекта в его творчестве и т. д. Особенность данного приёма состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер.

Приём комментирования (репортажа) актуален там, где присутствует действие, развитие, динамика. Этот приём применяется для ознакомления с изменяющимися объектами и ситуациями, причём изменения должны происходить на глазах экскурсантов. На этом основании приём комментирования ещё называют приёмом репортажа: репортаж – жанр журналистики, который оперативно сообщает о каком-либо событии, которое в данный момент происходит перед глазами репортёра или комментатора. Этот приём делает говорящего и аудиторию очевидцами и участниками события. Сложность использования данного приёма состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.

Приём цитирования. Цитаты в экскурсии выполняют различные функции. К цитированию прибегают для создания выразительного зрительного образа, используя для этого описания объектов из художественной прозы и поэзии, для подкрепления высказанного мнения, для воссоздания картины событий, для сохранения особенностей языка и описания определённого исторического события, для ознакомления с чьим-то авторитетным мнением. Приём цитирования способствует оживлению экскурсионного материала, создаёт эффект достоверности, присутствия заочного свидетеля, погружения в атмосферу эпохи, о которой идёт речь. Как правило, цитаты не должны быть длительными, чтобы время цитирования не превышало 30–40 секунд.

Приём литературного монтажа является вариантом приёма цитирования. Рассказ строится на наборе отрывков из различных литературных произведений (воспоминаний, статей) и документальных материалов, раскрывающих подтему экскурсии или один из вопросов подтемы.

Приём отступления. Его суть заключается в том, что в ходе экскурсии экскурсовод, не выходя за рамки темы экскурсии, намеренно прерывает линию рассказа: читает стихотворение, рассказывает содержание кинофильма или художественного произведения. Задача данного приёма – снять усталость экскурсантов, разрядить обстановку, поэтому его ещё называют приёмом освежающего отступления.

Приём вопросов–ответов. Важнейшим условием хорошей экскурсии является активная вовлечённость экскурсантов в познавательный процесс, другими словами, наличие обратной связи в коммуникации экскурсовод–группа. На помощь приходит приём вопросов–ответов, использование которого преследует несколько целей. Во-первых, это действенное средство удержать рассеивающееся внимание экскурсантов, особенно детей. Во-вторых, любой диалог сокращает психологическую дистанцию между конкурсантами и повышает комфортность коммуникации. Наконец, вопросы экскурсовода, особенно предполагающие ответ, делают экскурсантов активными участниками и даже соавторами экскурсии.


Характер вопросов может быть самым разнообразным, тем не менее, их можно разделить на две группы: (слайд № 18)

1) вопросы, не рассчитанные на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии; на эти вопросы экскурсовод сразу же или через некоторое время сам даёт ответ, продолжая рассказ по теме;

2) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; эти вопросы удерживают внимание экскурсантов, вносят разрядку в обстановку и помогают лучше уяснить тему.

Часто вопросы задают и сами экскурсанты, что свидетельствует об установлении обратной связи.

Итак, методические приёмы экскурсионного рассказа строятся на описании внешнего и внутреннего вида объекта, объяснении его связи с окружающим миром и миром человека, они призваны преобразовывать словесные образы в зрительные, а также быть психологическим регулятором общения экскурсовода с группой.


Закрепление нового материала (20 мин)

Работа в группах.

Создание собственного экскурсионного рассказа по фото (изображение в бумажном варианте).


План создания экскурсионного рассказа:

Вступление.

Основная часть.

Заключение.


Защита работ группами (при этом происходит работа по отработке навыка экскурсионного рассказа и показа – фото при защите видны на слайдах). Анализ выступлений детьми разных групп.


Подведение итогов (5 мин.)


Вопросы обучающимся:

Что такое экскурсионный рассказ?

Назовите методы экскурсионного рассказа.

Назовите приемы экскурсионного рассказа.

В конце занятия провести рефлексию с помощью методик «Ладошки» и «Три «М».


Методика «Ладошки».

Обучающиеся обводят фломастерами свою ладошку на листах формата А4, которые им выдает педагог. Каждый палец имеет свое значение:

на большом пальце написать то, что было важным и интересным;

на указательном – что я научился делать;

на среднем – с чем надо разобраться;

на безымянном – что я вообще не понял;

на мизинце, как самом маленьком, – чего мне не хватило, о чем я еще хотел бы узнать по теме…


Методика «Три «М».

Обучающимся предлагается назвать три момента занятия, которые у них получались особенно хорошо получались в процессе работы на занятии, предложить одно действие для улучшения работы на следующих занятиях.


Педагог прощается детьми и благодарит их за работу на занятии.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.