ТЕХНИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ ГРУППЫ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ
Хохлов А.А. Как подготовить и провести экскурсию по
экологической тропе: Методические рекомендации.- Киров: Изд-во ВГПУ, 1999- 23 с.
Уровень проведения экскурсии во многом зависит от ее организованности. Прежде всего, задолго до начала самой экскурсии будущих экскурсантов ее организаторы должны создать определенное проверить их исправность, установку магнитофонной ленты на нужное место записи, регулировку громкости и т. д. Качественное решение и, наоборот, не решение данных организационных вопросов значительно влияет на эффективность экскурсии.Во время экскурсии необходимо выбрать такой темп передвижения от одной точки стояния до другой, чтобы группа не растягивалась. Во время перехода экскурсовод обычно не ведет показ, рассказ. На месте стоянки вначале необходимо дождаться всех участников экскурсии, расставить их так, чтобы всем было видно и слышно, только после этого продолжить экскурсию. На всем протяжении экскурсий необходимо постоянно следить за временем, но делать это ненавязчиво. Обычно экскурсовод стоит к группе лицом. Показ осуществляется взмахом руки. При показе мелких деталей (часть растения, вкрапления в породу и т. д.) можно показать небольшой указкой.
При ответах на вопросы экскурсантов необходимо учитывать их значимость. Если вопросы касаются всей группы, необходимо отвечать так, чтобы все слышали. Если вопросы носят частный характер, то можно ответить негромко во время перехода или по окончании экскурсии.
В ходе проведения экскурсии экскурсоводу не запрещается пользоваться карточками-конспектами. Карточки должны быть такого размера, чтобы их можно было держать в руке, и оформлены так, чтобы легко было прочесть написанное.
Во время экскурсии порою необходимо показать дополнительный материал, который в данное время в природе отсутствует, например, осенью изображение цветка шиповника, фотографию пролетевшей рядом птицы и т.д. С этой целью у экскурсовода должно быть все необходимое. Такой дополнительный материал часто называют «портфелем экскурсовода». Содержание его зависит от темы экскурсии, сезона проведения, целей и задач экскурсии. Фотографии или цветные иллюстрации должны быть.
КАРТОЧКА экскурсионного объекта природы
ФОТОГРАФИЯ ОБЪЕКТА
Наименование объекта (отдельное дерево, пещера, водопад, река, роща и т.д.) …………………………….. …………….
Название объекта
Географическое местонахождение ……………………………………
Характеристика
Время происхождения
Сезонные явления
Растительный мир
Животный мир
В чем заключается ценность объекта
Хозяйственное значение
В каком состоянии находится объект Что необходимо предпринять для его сохранения Легенды, поверья, связанные с объектом.
Литература
Рубцова З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися. - М., 1998.
Экскурсия как педагогический процесс: Метод, рекомендации / Сост. А.Д. Жарков. - М., 1983. ^
Элементы педагогики в экскурсионной работе: Метод, рекомендации / Сост. А.Е. Иванов, Б.И Хозиев, А.А. Малышев.- М1, 1976.