12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Понятовская Анжелика Геннадьевна32
Россия, Омская обл., Омск

ЗООТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ

Понятовская А.Г,

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

https://orcid.org/0000-0002-1985-7464

Аннотация: Инвалидность является проблемой всего общества в целом. Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий государственных и общественных органов, частных инициатив, групп самопомощи в целях интеграции их в общество.

Как уверяет современная медицина, лечить, а главное предупреждать многие болезни сейчас можно разными способами. К одному из таких недостаточно распространённых методов относится – зоотерапия.

В средние века зоотерапия была предана забвению, чтобы вновь возродиться уже в конце восемнадцатого века. Именно тогда, в одной из английских психиатрических лечебниц было создано специальное отделение, где параллельно с лекарственными препаратами и медицинскими процедурами, больные имели возможность общаться с животными.

Ключевые слова: инвалидность, адаптация, зоотерапия, анималотерапия, мобилизация, реабилитация, социальная работа,

Неоднозначное представление об инвалидности, невозможность для социума обеспечить адекватные условия социализации инвалидов, несоответствие возможностей последних потребностям инвалидов, несовпадение поведения инвалидов общественным ожиданиям – это и многое другое делает инвалидность реальной проблемой, которая не может игнорироваться как государством, так и обществом.

В настоящее время детскую инвалидность, или ограничение возможностей у детей, необходимо рассматривать как социальную проблему, связанную с наличием структурных нарушений, обусловленных внешними и внутренними факторами, недугов или повреждений, которые могут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для многих видов деятельности, а в итоге и к социальной дезадаптации или замедленной социализации. Многогранность и сложность феномена детской инвалидности обусловили неоднозначность оценки его в научной литературе и создание социальной, медицинской и правовой моделей детской инвалидности. Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Особый интерес представляет реабилитация детей инвалидов, поскольку именно они без посторонней помощи не смогут пройти основные этапы социализации.

В последние годы наметилась тенден­ция улучшения социальной поддержки детей с ограниченными физическими и умст­венными возможностями. Этому способство­вали обстоятельства, среди которых основными являются укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми c инвалидностью на регио­нальном уровне, определенная трансформа­ция массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в меди­цинском аспекте, динамичный рост числа цен­тров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

На современном этапе в нашей стране существует большое количество реабилитационных учреждений различного профиля для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Это дает возможность для разработки и внедрения новых социальных технологий оздоровления и реабилитации, которые учитывают индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка с особенностью развития. Кроме того, хочется отметить, что основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана с обеспече­нием социального, эмоционального, интеллек­туального, физиологического и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и достижением макси­мального успеха в раскрытии потенциала ре­бенка для обучения.

Оптимизация реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - одна из главных задач, которую пытаются решить педагоги, психологи и социальные работники, работающие с ними. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими, физиотерапевтическими и педагогическими методами помощи детям в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы нетрадиционной медицины, например, зоотерапия, использующая для решения важнейших задач психического и физического развития детей работу с животными.

Зоотерапия это одно из направлений психотерапии. Такое лечение называется анималотерапией, или анимотерапией, от латинского слова «animal» – животное.

Ещё со времен Гиппократа было известно, что животные благотворно влияют на душевное, физиологическое и физическое состояние человека. Лечебный эффект достигается именно за счёт положительных эмоций.

Одним из самых доступных видов зоотерапии является общение с собаками – канистерапия (от лат. canis — собака) — является одним из самых востребованных видов анималотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных.

В Древней Греции и Древнем Риме существовало понятие «собака-целитель». В храмах Аполлона жили специальные храмовые собаки. Обычно маленькие или среднего размера, они всегда находились рядом со страждущими, бродили или лежали рядом с ними, зализывая их раны. 

Другим доступным видом является – фелинотерапия (лат. felis — кошка) — это методы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи контактов с представителями семейства кошачьих.

Дельфинотерапия. Много веков дельфины удивляют людей своей доброжелательностью, высоким уровнем интеллекта и готовностью помочь. А вот, как направление зоотерапии, человек начал применять дельфинотерапию относительно недавно.

Лечение певчими птицами. Ученые установили, что кенари (поют именно кенари) своим пением снимают депрессию и неврозы, помогают при язве и гастрите, улучшают настроение. А волнистые попугайчики своим воркованием уменьшают боли сердца.

 Лечение аквариумными рыбками. Красивый аквариум – это окно в совершенно другой мир: водоросли, моллюски за которыми очень интересно наблюдать, ну и конечно же – рыбки. У подобного вида терапии есть и еще один плюс – минимальное количество аллергенов.

Большое место в этом направлении занимает иппотерапия, предоставляющая возможность использовать лошадь в качестве посредника между ребенком с особенностями в развитии и инструктором. Термин произошел от греческого hippos – лошадь, корни иппотерапии лежат в античной Греции. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на состояние человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Также он отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект подобных занятий и советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это уменьшает у человека «темные мысли» и рождает «мысли веселые и ясные».

Это один из видов терапии, который осуществляется без страха, боли и принуждения. Само присутствие лошади создает благоприятное состояние для проведения занятий. Круг заболеваний, при которых применяют иппотерапию, очень широк поэтому, его можно использовать не только с детьми с ограниченными возможностями, но со всеми людьми желающих улучшить свое физическое и психо-эмоциональное состояние. Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное улучшение физического состояния, что, дает возможность обучать клиента правильному построению основного поведенческого фона. Главным психологическим фактором, применения иппотерапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями становится повышение самооценки у таких детей. Кроме того, у ребенка повышается уровень психологического и эмоционального состояния, благодаря которому повышается эффективность реабилитации, а также улучшается процесс социализации и адаптации.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что сторонников этого направления с каждым годом становится все больше. Конечно, как и при любом лечении существуют и противопоказания к применению зоотерапии, например, аллергия на шерсть, перья, перхоть или слюну животных, инфекционные и воспалительные заболевания кожи и дыхательных путей.

Контакты с животными могут быть противопоказаны пациентам с онкологическими заболеваниями, людям страдающим эпилепсией, а также склонным к припадкам ярости или гнева. Кроме того, круг применения этого вида лечения весьма органичен, и очерчен он исключительно теми расстройствами, в основе которых лежат психические или нейрогенные нарушения.

Таким образом, в рамках социальной работы создаются условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Но должна проводиться просветительская работа, направленная на разрушение стереотипа инвалида как неполноценного члена общества.


Список литературы / References

Прядко, Л. А. Система социальной защиты населения в Российской Федерации. Материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 2016.

О. Арнольд. «Животные, которые нас лечат». Издательство: Аквариум-Принт, 2004.


Список литературы на английском языке / References in English

1. Pryadko, L. A. The system of social protection of the population in the Russian Federation. Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference, Omsk, 2016.

2. O. Arnold. "The animals that we treat." Publishing house: Aquarium-Print, 2004.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.