Экскурсия по теме «Природный камень на станциях первой линии Петербургского метро»
Автор: Васильева Татьяна Сергеевна, Санкт-Петербург
Цель урока: показать на краеведческом материале значение горных пород и минералов.
Ожидаемые результаты:
- личностные результаты: формирование чувства гордости за родной город;
- метапредметные результаты: умение оформлять результаты экскурсии в виде творческого отчёта;
- предметные результаты: усовершенствование навыков определения горных пород и минералов.
Методика проведения экскурсии: для жителей Санкт-Петербурга экскурсию желательно проводить в реальных условиях, в этом случае она занимает не больше 1 академического часа, не считая времени. которое потребуется для проезда до первой остановки метро, и времени, которое потребуется на возвращение домой. Для жителей Ленинградской области можно организовать виртуальную экскурсию. Однако во втором случае целесообразно дать опережающее домашнее задание по группам, и таким образом провести экскурсию, используя презентации учащихся. Также в этом случае количество станций можно увеличить с пяти до семи-восьми.
Первая линия Петербургского метрополитена, также известная как Кировско-Вы́боргская, или красная линия, соединяет через центр юго-западные и северо-восточные районы города. В настоящее время проходит через Калининский район и заканчивается уже в Ленинградской области. В её состав входит 19 станций. Длина — 29,57 км, среднее время поездки по всей линии — около 45 мин. Имеются как участки глубокого, так и участки мелкого заложения.
Первый участок был открыт 15 ноября 1955 года. Он был протяжённостью 10,8 км, включал в себя 6 станций – от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» (станция «Пушкинская» на этом участке была открыта позже).
Начнём мы нашу экскурсию со стации «Автово», которая была открыта в числе первых в 1955 году. Для этого нам предстоит отправиться на пр. Стачек, дом 92. И наземный, и подземный вестибюли построены по проекту архитекторов Е.А. Левинсона и А.А. Грушке. Эта первая в нашем городе станция без эскалаторов. В нижний вестибюль ведёт широкая лестница из красного мрамора. Эта великолепная порода образована кварцем, полевым шпатом и слюдой. Гранит отличается большой износоустойчивостью, поэтому на большинстве станций его использовали для мощения полов. Красный гранит для станции «Автово» был привезён с Урала. «Изюминкой» подземного вестибюля являются колонны. 16 из них облицованы стеклянными панелями, а 30 – светлым уральским мрамором. Мрамор образуется в результате метаморфизма известняка, он состоит из кальцита с примесями других минералов и органических соединений. Так как мрамор гораздо менее прочен, чем гранит, его используют для облицовки стен и колонн.
Теперь мы сядем на электричку метро и доедем до следующей станции – «Кировский завод», которая также была открыта в первую очередь, в 1955 году. Станция построена по проекту архитектора А.К. Андреева. Зал станции отделан дымчато-серым мрамором "Сванетия" из месторождения Коркодинское, которое находится в Грузии.
Теперь мы вновь сядем на электричку и проедем четыре станции в сторону центра города, чтобы выйти на станции «Пушкинская». Она была открыта 30 апреля 1956 года. Многие специалисты называют её самой красивой станцией метрополитена в мире. С 2011 года станция «Пушкинская» считается выявленным объектом культурного наследия. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. А. Петрова и Л. М. Полякова. Пилоны подземного зала облицованы белым уральским мрамором. Пол выложен тёмно-красным гранитом, который доставлялся в Ленинград с Украины. Так же на полу зала присутствуют узоры, сделанные из чёрного и белого камня. Пол проходов на перроны выложен гранитом. На путевых стенах плитка белого и чёрного цветов. Станционные стены покрыты мрамором, украшены колоннами и изящными вентиляционными решётками.
Проехав ещё одну остановку, мы окажемся на станции «Владимирская». Её открыли в 1955 году, архитекторы: Г. И. Александров, А. И. Прибульский и А. В. Жук. Весь зал станции был облицован белым уральским мрамором. Однако во время реконструкции в 2005 году мрамор на полу был заменён на более прочный тёмный гранит, привезённый с Корельского перешейка.
Мы можем видеть, что в оформлении первых станций нашего метрополитена использовались по преимуществу два вида камня – это мрамор и гранит. Мрамор – это метаморфическая горная порода, состоящая в основном из кальцита CaCO3. Гранит – это кислая магматическая интрузивная горная порода, образованная полевым шпатом, кварцем и слюдой. Вплоть до семидесятых годов прошлого века использовали только привозной камень: гранит доставляли с Украины, а мрамор везли из Грузии или с Урала.
Станции, открытые в 1975 году и позже, облицовывали уже местными камнями. Граниты привозили с Карельского перешейка (месторождения Возрождение, Каменногорское и Каарлахтинское), мрамор везли из Рускеальского месторождения нашей области. габбро-диабазы – из Ропручейского месторождения, а кварциты – из Шохтинского месторождения.
Теперь мы посетим ещё две станции, в отделке которых использовался камень, привезённый из Ленинградской области. Станция метро «Академическая» открыта в в 1975 году. Авторы проекта – архитекторы А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, В. Г. Хильченко. Основу облицовки составляет красно - розовый и серый гранит. Так же присутствует твёрдый камень известковой породы - белый мрамор, из которого выполнены стены кассового зала.
Завершим мы нашу экскурсию на станции «Гражданский проспект», открытой в 1978 году. Станция построена по проекту группы архитекторов: А.С. Гецкин, Е.И. Валь, В.Н. Выдрин, Г.Н. Булдаков, Л.Е. Кисельгоф. Станция оформлена строго, стены и колонны украшает желтовато-бежевый мрамор, пол выложен плиткой.
На этом наша экскурсия закончена. Благодарим всех за внимание!
Домашнее задание: составить творческий отчёт об экскурсии.
Литература:
1. Соколов А.М. Станции Ленинградского метро, Л.: Лениздат, `957
2. Краткий геологический словарь для школьников / Под ред. Г.И. Немкова. – М.: Недра, 1989. – 176 с.
Интернет-ресурсы:
1. Википедия – свободная энциклопедия.
Панкова Ирина Николаевна
Панкова Ирина Николаевна