Урок на тему «Путешествие по станциям ЗОЖ»
Тема: Путешествие по станциям ЗОЖ
Цель: дать представление обучающимся об основных составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование у детей правильного отношения к основным компонентам здорового образа жизни;
- развитие навыков здорового образа жизни.
- воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть на занятии.
Обратите ваше внимание на экран. (слайд1) Я хочу подарить вам цветок, но этот цветок непростой. Это цветик – семицветик, каждый лепесток которого содержит пожелание, и вы можете сами выбрать один лепесток с пожеланием, которое вам кажется необходимым. Прежде чем вы выберете себе лепесток, давайте подумаем, что же для человека самое главное в жизни? Варианты ответов предлагают дети
2. Беседа о ЗОЖ Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в «Путешествие по станциям ЗОЖ». А что такое ЗОЖ – это здоровый образ жизни, какие составляющие входят в это понятие мы узнаем посетив его станции.
Ребята, покажите мне ваши лепестки? Объясните, пожалуйста, почему многие из вас выбрали лепесток здоровье?
Что такое здоровье? Прочитайте высказывание людей, посовещайтесь в парах и выберите верное утверждение. (слайд 2)
Здоровье - это отсутствие у человека болезней.
Здоровье - это постоянно хороший аппетит и румянец на щеках, хорошее настроение.
Здоровье - это состояние полного физического и душевного благополучия.
3. Викторина «Эрудит»
Прежде чем, мы отправимся в путешествие по станциям ЗОЖ, нам необходимо совершить мозговой штурм и ответить на вопросы викторины «Эрудит»
1. Что, согласно известному лозунгу, является залогом здоровья? (чистота)
2. Как называется наука о здоровье? (валеология)
3. Каких людей называют травниками? (люди собирают и лечатся с помощью лекарственных трав)
4. В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
6. В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (калории)
7. Защитные силы организма. (иммунитет)
8. Какое вещество содержится в моркови, придавая ей оранжевый цвет и назовите витамин роста? (каротин, А)
10. Какой витамин содержится в следующих ягодах: шиповник, чёрная смородина, черника, голубика, земляника, брусника, рябина.(витамин С)
11. Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
- Молодцы, ребята станция «Эрудит» успешно пройдена.
4 . Станция «Гигиена»
А сейчас ребята мы отправимся на станцию, название которой вы узнаете, после того как отгадаете загадки.( слайд4)
Белая река
На щетинку затекла,
По капле выходит –
Со стен всё микробы выводит.
(Зубная паста)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И чистит зубы нам и вам вечером и
По утрам.
(Зубная щётка)
Целых 45 зубков
Для кудрей и локонов
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расчёска)
Серебряная труба,
Из трубы бежит вода,
Вода бежит и льётся
На дно колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой.
(Умывальник)
Вафельное, полосатое,
Гладкое, лохматое,
Мягкое ,пушистое
Белое иль красное
Всегда под рукою важное
Что это такое?
(Полотенце)
Для чего нужны все эти предметы? (ответ детей)
Для того чтобы содержать в чистоте свое тело. Каким одним словом можно назвать все эти процедуры, которые мы совершаем ежедневно?
Верно. Гигиена – одно из составляющих ЗОЖ. Надо обязательно следить за гигиеной, ведь недаром говорят «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным». Станция, на которой мы находимся, называется «Гигиена».
5. Станция «Спорт»
Для того, чтобы нам двигаться дальше, я предлагаю поработать в команде. Разделитесь на две команды. Каждой команде необходимо выполнить два задания.
Задание 1. «Собери пословицу» В таблице «заблудились» пословицы, соединив цифры в нужном порядке, вы сможете собрать и прочитать пословицы и объяснить их смысл. ( приложение1 «Собери пословицу»)
Правильный ответ:
1.В здоровом теле – здоровый дух.
2.Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья.
Обратите ваше внимание на экран и сравните с правильными ответами.
Теперь переходим ко второму заданию, и отгадайте следующий составляющий ЗОЖ. (слайд 5)
Задание 2. Следующее задание «Назови вид спорта»
Необходимо к каждой букве слова спорт, назвать вид спорта, название которого начинается на первую букву и каждую последующую букву слова спорт.
С…..( стрельба ,сумо ,самбо)
П…..(плавание, пейнтбол, паркур)
О….(ориентирование)
Р…..(рафтинг, регби)
Т…..(теннис, тэквандо, танцы)
Итак, давайте посмотрим на доску, сколько видов спорта можно подобрать к слову «Спорт - это одно из составляющих ЗОЖ».
Следующая станция «Будь здоров!» Давайте немного отдохнем.
6. Станция «Отдых»
Валеологическая пауза.
Презентация «Будь здоров!». [5] Сейчас мы отдохнем, ведь правильный отдых и систематическое выполнение спортивных упражнений являются залогом здоровья
Выполнение обучающимися движений за мультипликационными персонажами презентации.
7. «Станция Питание»
Для того чтобы перейти на следующую станцию необходимо расшифровать анаграмму.
Кто знает, что такое анаграмма? Анаграмма – это зашифрованное слово, в котором перепутан порядок букв, расставив буквы в нужном порядке, вы узнаете слово, которое было зашифровано. Отгадав слово, мы сможем отправиться на следующую станцию. (слайд7)
ИТАНИПЕ (Питание) Совершенно верно, мы прибыли на станцию «Питание»
- Как, вы думаете, питание можно отнести к одному из составляющих ЗОЖ? Почему?
- А как правильно питаться, мы с вами узнаем, выполнив задания.
Задание 1. Перед вами карточки с правильным и не правильным питанием, выберите из предложенных вариантов те, которые на ваш взгляд можно отнести к правильному питанию. (Приложение 2 Карточки «Питание»)
Задание 2 . Следующее задание «Веселый молочник».
Из имеющихся букв, соберите слова. Дам вам небольшую подсказку, в этих буквах спрятаны названия молочных продуктов.
1. СМ+Е+ИМ+МИ+Т+Н+А (сметана)
2.ФИЛ- КЕМ+ФИЛ –Л+Р(кефир)
3.Т + ОР+ ВА – А + ОГ (творог)
4. МА+О –КО+ЛО (молоко)
5.С+ЖО+КА-НЕ (снежок)
6. РЯ+ЖЕ+НО+КА –И (ряженка)
Ответьте на вопрос, для чего нужны нашему организму молочные продукты?
Молочные продукты содержат большое количество кальция, а для чего нам необходим кальций? Кальций необходим нашим зубам и костям, для того чтобы они были крепкими.
8 . Станция «Режим дня»
Скажите, что же такое распорядок дня? (режим дня) Совершенно правильно, вы отгадали название нашей следующей станции «Режим дня».
Из чего состоит ваш режим дня? (Подъем, завтрак, и т.д.)
Сейчас на каждую группу я вам раздам составляющие режима дня, а вы должны собрать свой режим дня. Детям раздается разрезанный вариант режима дня.
Обратите ваше внимание на экран.(слайд8)
Перед вами режим дня, которого рекомендуется придерживаться для сохранения полноценного здоровья и оптимальной работоспособности.
Как вы думаете, необходимо ли придерживаться режима дня в повседневной жизни? Почему? (Ответ детей)
Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Правильное чередование труда и отдыха, питания, саморазвития и уход за собой.
Правильный режим дня способствует: поддержанию здорового функционирования организма, значительному снижению утомляемости.
А теперь давайте вернемся к режиму дня, которого придерживайтесь вы, можно ли ваш режим дня назвать правильным? Исправьте ошибки и добавьте то, что является правильным.
9. Станция «Конечная»
Наше путешествие по станциям ЗОЖ, подходит к концу. Мне бы хотелось узнать, все ли из вас поняли, что такое ЗОЖ и из чего он состоит.
Прием «Кластер». Перед вами на доске слово ЗОЖ к каждой стрелочке нужно добавить по слову, которое относится к ЗОЖ. (приложение 4 Карточки «Компоненты ЗОЖ).
ЗОЖ
Здоровье
Спорт
Питание Гигиена
Режим дня
Молодцы ребята, вы прошли все наши задания и станции. Понравилось ли вам наше путешествие? Ответ детей.
Заключение
Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Одним из важных аспектов является системное и комплексное применение на занятиях профилактических методик: массовые спортивно - оздоровительные мероприятия, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии и проведение здоровьесберегающих игровых форм занятий, что способствует формированию развития познавательного интереса обучающихся к бережному отношению к своему здоровью.
Список использованных источников
Воронкова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: [Текст] \ - Феникс,2007.-140с
Новиков М.И. Формирование представления о здоровом образе жизни:[Текст]\ - Айрис-Пресс,2006г- 100с
Тришкина Л.Ю. В здоровом теле-здоровый дух. Сценарии праздников: [Текст]\-Феникс,2007 -110с
Трофимова М.В. Учимся играть вместе: Текст\ -Феникс,2005- 16с
Презентация «Будь здоров!» [Электронный ресурс].-http://www.myshared.ru/slide/1239815
Приложение 1
Собери пословицу
1.В |
5.ТЕ |
8.ОР |
3.РО |
12.УХ |
6.ЛЕ |
10.ЫЙ |
7.ЗД |
2.ЗДО |
9.ОВ |
4.ВОМ |
11.Д |
1.ВОЗ |
5.ЦЕ |
8.ДА |
3.СОЛ |
17.ЗЬ |
11.ЛУ |
7.ВО |
12.Ч |
18.Я |
16.РУ |
9.НА |
6.И |
14.ИЕ |
10.ШИ |
2.ДУХ |
13.Ш |
15.Д |
4.Н |
Приложение 2
Карточки «Питание»
Карточка 1
1. Не переедать, мыть руки перед едой, есть много конфет , не чистить зубы, постоянно есть чипсы и сухарики, соблюдать режим питания, тщательно пережевывать пищу, раздражительность, не употреблять витамины, есть свежие продукты, не мыть руки перед едой
Карточка 2
Тщательно мыть фрукты и овощи перед едой, ежедневно питаться в одно и то же время с интервалами 3,5 – 4 часа, можно есть в большом количестве чипсы и сухарики, пить соки натуральные, не пить кока-колу и спрайт, обязательно во время обеда съедать первое блюдо, не мыть руки перед едой
Карточка 3
Ведет малоподвижный образ жизни, любит долго спать, употреблять в пищу молочные продукты, курить, раздражительный, бледный, здоровый румянец на щеках, угрюмый, не любит ходить пешком, есть много овощей и фруктов, употреблять в пищу рыбу, не употреблять в больших количествах газированные напитки, не мыть руки перед едой, пить кока-колу и спрайт
Карточка 4
Употреблять витамины, не употреблять жирную пищу, угрюмый, веселый, курить , на завтрак есть молочные каши, в рацион питания включать творог, не есть мясо и рыбу, пить какао и молоко, не есть свежие фрукты, употреблять в больших количествах газированные напитки, не мыть руки перед едой, пить кока-колу и спрайт
Приложение 3
Режим дня
1 – подъем
2 – завтрак
3 – утренний душ
4 – зарядка
5 – дорога в школу
6 – уроки в школе
7 – обед
8 – выполнение домашнего задания
9 – прогулка
10 – ужин
11 – вечерний туалет
12 – полдник
13 – сон
Приложение 4
Карточки «Компоненты ЗОЖ»
Компоненты, относящиеся к ЗОЖ:
Молоко
Витамины
Мыть руки перед едой
Гимнастика по утрам
Тщательно пережевывать пищу
Пить натуральные соки
Есть молочные каши
Съедать первое блюдо в обед
Интервалами 3,5 – 4 часа между приемами пищи
Утренний душ
Питаться три раза в день
Есть натуральные фрукты и овощи.
Компоненты не относящиеся ЗОЖ:
Курить
Чистить зубы один раз в неделю
Употребление жирной пищи
Лежать на диване
Есть много конфет
Газированные напитки
Не любить ходить пешком
Чипсы и сухарики
Долго спать
Наркотики
Не употреблять молочные продукты
Пить постоянно кофе
1 группа
СМ+Е+ИМ+МИ+Т+Н+А
ФИЛ- КЕМ+ФИЛ –Л+Р
Т + ОР+ ВА – А + ОГ
2 группа
МА+О –КО+ЛО
С+ЖО+КА-НЕ
РЯ+ЖЕ+НО+КА –И