Экскурсия на тему «Парад профессий»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лучик» г. Балашова Саратовской области»
ЭКСКУРСИЯ
Воспитатель:
Савкина Т.С.
Актуальность
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Мои наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых.
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям.
Для ознакомления детей с миром профессий был разработан цикл экскурсий «Профессии наших родителей».
Поэтому было решено провести экскурсии «парад профессий», как форма ранней профориентации.
Цель: формирование позитивных установок к разливным видам труда, социально – коммуникативное развитие в системе работы по ранней профориентации.
Задачи:
Обогатить и конкретизировать представление детей о профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;
Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной технике в трудовой деятельности человека;
Закреплять умение детей в игровой и продуктивной деятельности отражать свои впечатления;
Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей;
Воспитывать бережное отношение к труду и его результату;
Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Ожидаемые результаты:
Расширены и систематизированы представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
Сформированы первоначальные представления о профессиях и труде, как экономических единицах;
Заложены основы и мотивация к раннему профессиональному самоопределению.
Ожидаемые риски:
Ведение режима «жесткой» самоизоляции;
Отказ социальных партнеров от организованных форм взаимодействия;
Отсутствие поддержке со стороны родителей,(законных представителей) в вопросах ранней профориентации.
Барьеры рисков:
Отработка механизмом дистанционного формата организации педагогического взаимодействия;
Предварительная работа с социальными партнерами в системе договорной основы;
Экскурсия №1 «Пожарная часть»
(сентябрь)
Основные этапы:
Беседа с сотрудниками гос. пожарного надзора «спички – это не игрушки»;
Знакомство с пожарной машиной, со спец. одеждой пожарного;
Посещение «Пульта управления» и зоны «Пожарной дружины»;
Викторина «Огонь - друг, огонь - враг!»;
Отрытая дискуссия «Все о профессии пожарного»
Этапы закрепления:
1 СРИ «Пожарные на учение»;
2 формирование групповой книжки – малышки «Правила пожарной безопасности».
Экскурсия №2 «Тренажерный зал»
(октябрь)
Основные этапы:
1 знакомство со структурой спортивного объекта Стадион «Олимп» г. Балашова;
2 Открытый разговор «Тренер профессионал и помощник?»;
3 Мини тренировка в тренажёрном зале фитнес – клубе «Атлет», под руководством тренера;
4 Встреча со знаенитыми спортсменами г. Балашова: Екатерина К., Анастасия Ж.;
5 Игровой каламбур на открытом футбольном поле.
Этапы закрепления:
1 Малые детские Олимпийские игры;
2 Фотосушка мы за ЗОЖ»
Экскурсия №3 «Рынок»
(ноябрь)
Основные этапы:
Мультимедийная презентацию «На рынке»;
Пеший поход на рынок. Покупка овощей;
Открытый разговор «Интерес и сложности профессии продавец»;
Апробирование роли продавца;
Анализ «Товар на рынке»
Этапы закрепления:
1 Приготовление овощного салата;
2 Видеоэкскурсия «Продавец универмага»;
3 Презентация - игра «Монополия для дошколят»
Экскурсия №4 «Почта»
(декабрь)
Основные этапы:
1 Встреча с почтальоном на улице. Беседа «Откуда берутся письма?»
2 Знакомство с работниками почтового отделения
3 Оправка письма заболевшему другу;
4 Наблюдение «Работа сотрудников почтового отделения»;
5 Практикум «Как безошибочно доставить почту адресату».
Этапы закрепления:
1 СРИ «Почта»;
2 Челендж «Письмо Деду Морозу»
Экскурсия №5 «Кинотеатр»
(январь)
Основные этапы:
1 Обзор выставочных стендов «Новинки в кино в прокате»;
2 Беседа «Касса театра»;
3 Посещение кинотеатра: холл, буфет, кинобудка, архив, кинозал;
4 Просмотр мультпремьеры;
5 Знакомство с понятием «рекламный буклет»
Этапы закрепления:
1 Мультзал «Добрые сказки»;
2 Творческая мастерская «Пластилиновый мультик»
Экскурсия №6 «Лицей»
(февраль)
Основные этапы:
1 Встреча с друзьями – первоклассниками на перемене.;
2 Знакомство с учителем и посещением «Лицея»;
3 Совместный «урок вежливости»;
4 «Перемена непосед» - совместные игры»;
5 «Сто вопросов первокласснику» - блиц - общение.
Этапы закрепления:
1 Выставка рисунков «Школьная жизнь»
Экскурсия №7 «Музей»
(март)
Основные этапы:
1 Знакомство с игровым персонажем «Музейка»»
2 Посещение зала «Культура и быта земли Балашовской»;
3 КВН «Все обо всем»;
4 Апробирование роли экскурсовода, смотрителя;
5 Открытый диалог «Кем быть…?»
Этапы закрепления:
1 Семейный выходной «На музейную экскурсию всей семьей»
2 Фотовыставка «Родной и любимый город Балашов»
Экскурсия №8 «Библиотека»
(апрель)
Основные этапы:
1 Знакомство с основными помещениями и сотрудниками библиотеки;
2 Дискуссия «вежливый читатель»;
3 Акция «Книжкина больничка»;
4 Оформление детского читательского абонемента;
5 Игра – интервьюирование «Для чего человеку книга?»
Этапы закрепления:
1 Формирование зоны «Семейного абонемента»;
2 Акция «Подари книгу»;
3 Выставка книг «Умные книжки – умным детишкам»
Экскурсия №9 «Полиция»
(май)
Основные этапы:
1 КВН «Знатоки правил безопасности»;
2 Знакомство с инспектором ГИББД;
3 Практикум «»Городок безопасности»;
4 Знакомство со спец. техникой и его особенностями;
5 Игровой досуг «Красный, желтый, зеленый»
Этапы закрепления:
1 Оформление макета «рога»;
2 Создание безопасного маршрута «Дом – детский сад»
Дальнейшее развитие:
Данный цикл экскурсий может быть использован педагогической и родительской общественностью. Содержание может быть расширено на образовательное учреждение полностью. В дальнейшем планируем ввести в нашем детском саду «День открытых дверей», где родитель (законный представитель) расскажет о своей профессии.
Заключение
Цикл экскурсий «Парад профессий» реализовал поставленные задачи.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).
В ходе реализации цикла экскурсий ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы. Подготовлен и проведен праздник «Парад профессий».