Эколого-краеведческие игры «Эрудит-лото»

11
0
Материал опубликован 12 July 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Брянска

Эколого-краеведческие игры «Эрудит-лото»

Практико-ориентированный проект

Авторы:

Клеба Елизавета,

Лущик Никита,

Рассыльщикова Арина

7 класс,

руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и

литературы

Брянск

2017

1.1 Проектный продукт

Интеллектуальная игра «Эрудит-лото» (сборник)

Эта простая и в то же время интереснейшая интеллектуальная игра, впервые появившаяся на свет в Одессе, название ей дал всем известный  Борис Бурда. Правила её следующие: игрокам задается несколько вопросов (обычно десять) с четырьмя вариантами ответов. Ответы обсуждаются в команде в течение 1 минуты, затем отмечается правильный (на взгляд команды) ответ в специальной карточке-таблице крестиком или галочкой.  Карточек-таблиц раздается на команду столько, сколько игр будет на встрече. По окончании игры карточки сдаются члену жюри, который и объявляет итоги игры. За одну встречу можно провести от 3 до 10 игр, посвященных различным темам.

Команда__________________________________________

Эрудит-лото ______________________________________

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

а

                   

б

                   

в

                   

г

                   

Всего правильных ответов__________________________________


 

Содержание

Проектный продукт

1. Эрудит-лото «Мой любимый Брянск в древности»………………………..4

2. Эрудит-лото «Брянщина в годы Великой Отечественной войны»……….6

3. Эрудит-лото «Экология Брянской области»……………………………….9

4. Эрудит-лото «Десна-главная река Брянщины»………………………..…12

5. Эрудит-лото «Растения и животные Брянской области»………………....14

6. Эрудит-лото «Известные деятели искусства Брянской области»………..…17

7. Эрудит-лото «Интересно о Брянске»……………………………………. …..20

8. Аннотация к проекту……………………………………………………….....23

9. Этапы и методы работы над проектом…………………………………....24

10. Описание процесса исполнения………………………………………......26

11. Выводы…………………………………………………………………..…32

12. Список использованной литературы………………………………..…..34

13. Приложение……………………………………………………………..…35
 

Эрудит-лото «Мой любимый Брянск в древности»

1. Великий князь Роман Михайлович Брянский правил на нашей земле в

а) 8 веке

б)10 веке

в) 12 веке

г) 13 веке

2. Монастырь, расположенный против места впадения в Десну речки Свини, до 18 века назывался

а) Деснянским

б) Свенским

в) Свинским

г) Свинско-Деснянским

3. Этот былинный персонаж, противник богатырей, обладающий чудовищной силой, скрытой в его свисте, жил под Карачевом всего в 40 километров от Брянска. Его имя:

а) Бармолей

б) Соловей –разбойник

в) Змей-Горынович

г) Вольга Микулович

4. Какой герой, наш земляк, сражался на Куликовом поле в 1380 г.?

а) Дмитрий Донской

б) Челубей

в) Пересвет

г) Поляков

5. Это древнее поселение играло роль перевалочной и опорной базы, т.к. находилось на развилке двух древних и очень важных путей при впадении Болвы в Десну. Имя его:

а) Вщиж

б) Чашин Курган

в) курган Бессмертия

в) Городище

6. Это одно из древнейших сооружений Брянска. Стиль здания отражает архитектуру 17-18 веков, характерную для православных церквей. С древнейших времен эта церковь была главной церковью города. Упоминается в документах 1603 и 1613 гг. Сгорела в 1626 г. Это здание

а) Троицкая церковь

б) Рождественская церковь

в) церковь Покрова Святой Богородицы

г) Воскресенская церковь

7. Во время какой войны город Брянск не был занят врагами:

a) Великая Отечественная война

б) Северная война

в) Татаро-Монгольское иго

г) Русско –Шведская война

8. В 1794 году в селе Трубчино Трубчевского уезда случилось преступление, считавшееся хуже убийства. Это преступление

а) Святотатство над иконой

б) Выругаться в церкве

в) Осквернение батюшки

г) Украсть просфору из церкви

9. На какой горе Брянска в 20-е годы 19 века пришел в полное запустение в пучине ветхости мужской Петропавловский монастырь:

a) На Петровской

б) На Красной

в) На горе Попове

г) На Абрианцевой

10) В 1800 году поехал продавать пеньку в Ригу и привез оттуда диковинку –стенной календарь брянский купец …

а) Иван Преженцев

б) Петр Самойликов

в) Михаил Тарабукин

г) Иван Рабунской

Ответы

2.-б

3.-б

4.-в

5.-б

6.-в

7.-в

8.-а

9.-а

10.-а

Эрудит-лото «Брянщина в годы Великой Отечественной войны»

1. Первый авиационный налет на Брянск в 1941 г.фашисты совершили

а) 22 июня

б) 26 июня

в) 1 августа

г) 2 сентября

2. В августе 1941 г. в Орле начала работать специальная школа по подготовке диверсантов для действия в тылу врага. В Брянске был создан филиал спецшколы, который подготовил около 800 человек, в т.ч прославившихся впоследствии командиров Д.Кравцова, М.Ромашина, М.Дуку. В целях конспирации школа была названа

а) школа юных ветеринаров

б) школа пожарников

в) школа кулинаров

г) школа юных художников

3. Военная необходимость заставила изменить ассортимент выпускаемой продукции на многих предприятиях Брянской области. Так, Клинцовская текстильная фабрика стала выпускать

а) валенки

б) корпуса авиабомб

в) армейское сукно

г) шапки-ушанки

4. В августе 1941 г., когда немцы уже заняли Сещу, Дубровку, Клетню, наиболее уязвимым было шоссе Рославль-Брянск. Сюда стали выдвигаться части армии, сформированной на территории Орловской области на базе 2-го стрелкового корпуса Брянского фронта. В составе Брянского фронта, с 10 ноября Западного фронта эта армия участвовала в Московской битве и Ржевско-Вяземской операции 1943 года. Командующим был назначен генерал-майор М.П.Петров. Назовите эту армию.

а) 50-я армия

б) Цетральный фронт

в) 3-я армия

г) 13-я армия

5. Уже в начале июля в Брянске началась подготовка к партизанской борьбе. Первый партизанский отряд возглавил Д.Е.Кравцов, погибший в одном из первых боев. Потом этот отряд возглавил М.И.Дука. Брянским сельским районным отрядом командовал М.П.Ромашин. В Орджоникидзеграде также формируется крупный отряд, который возглавляет:

а) А.Д.Бондаренко

б) Д.В.Емлютин

в) И.А.Гудзенко

г) А.И.Виноградов

6. Самой крупной операцией брянских партизан стал взрыв 300-метрового моста через Десну у пос. Выгоничи, в результате чего движение по железной дороге Гомель-Брянск на месяц оказалось парализованным. Этот мост называется

а) Литейный

б) Первомайский

в) Голубой

г) мост через Болву

7. Около 200 уроженцев Брянщины удостоены этого звания, а танкист Д.А.Драгунский, летчик П.М.Камозин и комбриг А.А.Головачев удостоены этого звания дважды. Назовите это звание.

а) кавалер ордена Славы трех степеней

б) медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза

в) орден Мужества

г) медаль «За отвагу»

8. Он был одним из тех, кто разработал знаменитый танк Т-34. Во время войны он руководил модернизацией грозной машины. Он дважды Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии СССР и лауреат Ленинской премии. Его имя

а) профессор, доктор технических наук Н.С.Черняков

б) академик, профессор, генеральный конструктор конструкторского бюро «Мотор» А.В.Титов

в) генерал-лейтенант инжерено-технической службы И.И.Иванов

г) генерал-майор А.А.Морозов

9. В этой песне есть такие слова:

В лесах врагам спасенья нет:

Летят советские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Назовите эту песню.

а) «Лесная поляна»

б) «Шумел сурово Брянский лес»

в) «Дорога на Берлин»

г) «Юбилейный марш машиностроителей»

10. Этот знаменитый ветеран Великой Отечественной войны умер в 2015 г. на 92-м году жизни. Он выжил в тяжелейших боях под Элистой, освобождал Крым и воевал в Берлине. После войны почти 30 лет посвятил воинской службе в Украине, затем на Урале и под Челябинском. Последние 20 лет ветеран был начальником областного штаба движения юных патриотов в Брянске. Его имя

а) летчик И.А.Хованский

б) генерал-полковник С.Г.Трофименко

в) полковник артиллерии в отставке С.Б.Маркушевич

г) заместитель начальника погранвойск СССР, генерал-полковник И.П. Вертелко

Ответы

1.-б

2.-б

3.-в

4.-а

5.-г

6.-в

7.-б

8.-г

9.-б

10.-в

Эрудит-лото «Экология Брянской области»

1. Официальный документ, в который включен список находящихся под угрозой исчезновения, а также весьма редких растений и животных Брянской области. Это

а) Закон Брянской области об охране окружающей среды

б) Закон об охране здоровья населения Брянской области

в) Красная книга Брянской области

г) Закон Брянской области об отходах производства и потребления.

2. Это крупная птица внешне похожа на белого аиста, но в отличие от него крылья и вся верхняя часть тела, голова и шея — черные. Включен в Красные книги России, Белоруссии и Украины. На территории Брянской области места гнездования охраняются в заповеднике «Брянский лес». Это

а) журавль

б) черный аист

в) цапля

г) рябчик.

3. На территории Брянской области действует проект Минприроды России по восстановлению поголовья этих животных. Посильную помощь в осуществлении этого весьма важного экологического проекта государству оказывает Всемирный фонд дикой природы. Сегодня эти животные живут в заповеднике «Брянский лес». Это

а) бурый медведь

б) зубр европейский

в) лось

г) косуля.

4. Этот цветок невероятной красоты поистине достоин поклонения. Поэтому в народе это растение называют «царица вод». Извлечённое из естественного водоёма корневище этого растения цветоводы-любители нередко поселяют в садовом пруду, чтобы иметь возможность любоваться царственными цветками на протяжении всего садового сезона.  Несмотря на заманчивость разведения, это растение культивированию поддаётся плохо - из-за нужды в незначительном, но обязательном токе воды. Занесено в Красную книгу Брянской области и России. Назовите это растение.

а) калужница болотная

б) осока пузырчатая

в) рдест плавающий

г) кувшинка снежно-белая.

5. Количество этих птиц сокращается вместе с сокращением дубов в наших лесах, поэтому он занесен в Красную Книгу Брянской области как исчезающий вид. Именно в коре дуба, куда зимой прячутся членистоногие, эти птицы добывают себе пропитание. Это

а) рябчик

б) дятел

в) сойка

г) воробей.

6. Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом

а) охраны окружающей среды

б) охраны атмосферного воздуха

в) особо охраняемых территорий

г) охраны полезных ископаемых

7. В этом районе Брянской области расположен самый крупный в России и единственный в ЦФО завод по уничтожению химического оружия. Завод был построен, несмотря на неблагоприятные условия размещения. Завод находится в

а) Севском районе

б) Почепском районе

в) Клетнянском районе

г) Стародубском районе

8. Этот памятник природы (региональный, ботанический) образован с целью сохранения разновозрастных насаждений дуба черешчатого. Представляет собой лесной массив, состоящий из широколиственных, хвойных и смешанных участков леса. Здесь же произрастает три вида растений, занесенных в Красную книгу Брянской области, и одного вида животного, занесенного в Красные книги РФ и Брянской области. Эта особо охраняемая природная территория называется

а) Орловские дворики

б) Хотылево

в) Брасовские дубравы

г) Салтановские глухариные тока

9. Это насекомое семейства Рогачи считается самым крупным жуком, самцы достигают в среднем 70—74 мм.  Встречается в дубравах и широколиственных лесах с примесью дуба, искусственных насаждениях – парках, садах.  Жители Европы в древности использовали его в качестве амулетов и оберегов. Свое имя он получил за грозные «рога» служат ему вовсе не для охоты на других насекомых, а для «рыцарских турниров» с себе по­добными. При этом они всегда соблюдают определен­ный кодекс чести: ищут поединка только с равными противниками, из­бегая малышей-недомерков. Занесен в Красную книгу как исчезающий вид.

а) жук-олень

б) дозорщик-император

в) большой дубовый усач

г) обыкновенный отшельник

10. Долгое время это полезное искомаемое использовалось только как топливо, использовалось на крупнейших электростанциях области: Брянской районной (БРЭС), Клинцовской, Суражской ТЭЦ. Сейчас используется и как долгодействующее удобрение, в качестве подстилки для скота. Его запасы в нашей области в полтора раза больше, чем суммарный запас Курской, Орловской, Тульской и Калужской областей вместе взятых. Назовите это ископаемое

а) фосфориты

б) мел

в) торф

г) керамзит

Ответы

1.-в

2.-б

3.-б

4.-г

5.-б

6.-в

7.-б

8.-в

9.-а

10.-в

Эрудит-лото «Десна-главная река Брянщины»

1. Какая самая крупная и длинная река в Брянске?

а) Десна

б) Свень

в) Лубна

г) Цон

2. В предвоенные годы Десна была судоходна до Брянска. В середине – конце 20 столетия уровень воды в реке снизился, транспортное значение Десны заметно упало. Не является причиной снижения уровня воды в реке:

а) потепление климата

б) вырубка водоохранных лесов

в) уменьшение притока поверхностных и подземных вод

г) добыча песка и торфа

3.Какая река не протекает на территории Брянской области?

а) Судость

б) Ипуть

в) Нерусса

г) Пропать

4.Сколько рек в Брянской области?

а) 10.000 рек

б) 5.678 рек

в) 2.867 рек

г) 1.894 рек

5. В какой области берет начало Десна?

а) Кулужской

б) Курской

в) Орловской

г) Смоленской

6.В какую реку впадает Десна?

а) Днепр

б) Ока

в) Волга

г) Снов

7. Что означает название реки Десны?

а) правая река, правый приток

б) длинная река

в) красивая река

г) чистая река

8. Какой из городов не расположен на Десне?

а) Брянск

б) Чернигов

в) Новгород-Северский

г) Смоленск

9. Какая река не является притоком Десны?

а) Болва

б) Судость

в) Рессета

г) Нерусса

10. Какова длина реки Десны?

а) 100км

б) 6000 км

в) 1187 км

г) 456км

Ответы

1.-а

2.-г

3.-г

4.-в

5-г

6.-а

7.-а

8.-г

9.-в

10.-в

Эрудит-лото «Растения и животные Брянской области»

1.Из-за охотничьей активности людей к 1923 году поголовье их сократилось до пятидесяти особей. Назовите это животное.

а) бык

б) зубр

в) лось

г) медведь

2.Эта птица носит титул самой быстрой не только среди птиц, но и вообще среди всех представителей животного мира. Назовите ее.

а) сапсан

б) орел

в) сокол

г) беркут

3.Это птица отряда тетеревиных, меняющая белую окраску зимой на пеструю в летнее время. Кто это?

а) белая куропатка

б) тетерев

в) колибри

г) беркут

4.Это насекомое гнездится в норах грызунов. Семья развивается в одном поколении. Взрослые особи собирают пищу - нектар и пыльцу на цветущих травянистых и кустарниковых растениях семейства сложноцветных. В связи с освоением человеком степей, их распашкой и применением пестицидов, места обитания этого насекомого практически уничтожены. Назовите насекомое.

а) бабочка Переливница

б) шмель

в) муха

г) степной шмель

5.Травянистый многолетник, находящийся под угрозой вымирания из-за повреждений животными и смены светлых лесов теневыми. Укажите название этого светло-зеленого или желтовато-зеленого растения с густодернистым корневищем без побегов.

а) папоротник

б) осока теневая

в) тысячелистник

г) толокнянка

6. Из-за содержания в нем ядовитых веществ может вызывать покраснения и образование волдырей на коже. Растет в малоосвещенных местах, на почве с большим количеством питательных элементов. Встретить этот кустарник можно в пойменном лесу или на опушках леса. Как его называют?

а) жасмин

б) малина

в) волчье лыко

г) горицвет

7. Без них трудно себе представить настоящий лес. Своим клювом-долотом он быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Он не успокоится, пока не выберет всех насекомых. Он занесен в Красную книгу России как сокращающийся в численности. Его имя

а) ворона

б) дятел

в) филин

г) дрозд

8. Когда эта птица находится в полете, хорошо видны белые перья, покрывающие грудку и половину крыльев. Создается впечатление, что птица одета в черный фрак и белоснежную рубашку.   Все эти птицы однолюбы. Селятся в старых лесах, подальше от человека. Занесен в Красную книгу. Эта птица

а) ворон

б) журавль

в) грач

г) черный аист

9. Какая птица не относится к семейству ястребиные

а) обыкновенный осоед

б) черный коршун

в) лебедь-шипун

г) болотный лунь

10. Многолетнее травянистое сорное растение, высотой до 50 см. Его назфывают по-разному: кульбаба, молочай, пустодуй, еврейская шапка, зубной корень, русский цикорий. Произрастает во всех районах России, кроме Арктики.

а) барбарис обыкновенный

б) ромашка

в) одуванчик лекарственный

г) бессмертник песчаный

Ответы

1-б

2-а

3-а

4-г

5-б

6-в

7-б

8-г

9-в

10-в

Эрудит-лото «Известные деятели искусства Брянской области»


 

1. Он автор таких шлягеров, как «Футбольный матч», «В лесу прифронтовом», «В городском саду играет духовой оркестр» и популярной во всем мире «Катюши». Родился в городе Почеп в 1903 г. Его имя занесено в Музыкальную энциклопедию, а также вышедший в 2001 г. «Биографический словарь». Он удостоен звания Народного артиста СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии. Его имя

а) Марк Белодубровский

б) Матвей Блантер

в) Игорь Дубинин

г) Юрий Формин

2. Они родились в Жуковском районе, потом жили в Бежице, где их отец работал токарем на заводе. Народные художники СССР, известные мастера деревенской темы в русском изобразительном искусстве. Это

а) братья Могилевцевы

б) братья Морозовы

в) братья Фомины

г) братья Ткачевы

3. Он родился 25 декабря 1971 года в Брянске. Актер театра и кино, один из участников телевизионного скетч-шоу «6 кадров». Кроме упомянутого шоу, снимался в сериале "Воронины", а также отдельных эпизодах "Улиц разбитых фонарей" и "Папиных дочек".

а) Андрей Кайков

б) Иван Охлабыстин

в) Максим Аверин

г) Гоша Куценко

4. И.С.Тургенев видел в этом поэте «одного из самых замечательных поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением Пушкина». Его Дом-музей ежегодно во второе воскресенье июня становится местом большого поэтического праздника. Тысячи людей приезжают сюда из разных городов и читают стихи.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег.

Бегут и блещут, и гласят.

Его имя

а) Толстой

б) Тютчев

в) Некрасов

г) Фет

5. «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе. Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости». Эти слова великого русского писателя выдают в нем необыкновенного знатока и любителя природы. И пусть он родился в Москве, а детство его прошло в Киеве, пусть за свою жизнь он исколесил всю страну, именно в брянских лесах зародилась огромная привязанность писателя к природе средней полосы. Вот почему начиная с 2002 г., ежегодно, в первую субботу июня в с. Ревны Навлинского р-на Брянской области проводится литературный праздник «Липовый цвет», посвященный его творчеству. Имя этого писателя

а) Пришвин

б) Соколов-Микитов

в) Бианки

г) Паустовский

6. Он, выдающийся композитор-авангардист, скрипач, музыковед, педагог, родился в г. Сураже Черниговской губернии в семье железнодорожного служащего. Закончил Московскую консерваторию, во время революции 1917 г. стал директором музыкальной школы в Ельце. Позднее стал вдохновителем Ассоциации современной музыки, однако вскоре был признан композитором, чуждым советской власти, осужден. Суть новаций этого композитора заключалась в создании особой системы высотной организации музыки — двенадцатитоновой серийности. Его имя вместе с именем Наума Габо — российского и американского художника, скульптора и архитектора, теоретика искусства, одного из лидеров мирового художественного авангарда, также уроженца Брянщины, стал носить ежегодно проводимый фестиваль современного искусства.

а) Блантер

б) Рославец

в) Белодубровский

г) Шагал

7. Этот художник родился в Трубчевске Брянской области. Его работы находятся в Могилевском художественном музее, Рязанской картинной галерее, частных собраниях России и за рубежом (Японии, США, Канаде).

а) Андреев

б) Бурдин

в) Матюшин

г) Борисов

8. Этот памятник построен в честь великого русского поэта, дипломата и публициста, который родился и провел свое детство в нынешней Брянской области (в то время Орловская губерния). Жители Брянска гордятся своим именитым земляком. Одним из знаков почтенияк поэту стал памятник, установленный в сквере перед областным театром драмы А.К. Толстого. О каком памятнике идет речь?

а) А.К. Толстого

б) Ф.И.Тютчева

в) И.А.Крылов

г) М.Ю.Лермонтов

9. Этот поэт родился в 1917 г. в селе Белый Колодезь Новозыбковского района Брянской области. Автор стихотворений, получивших широкую известность, среди них «Наш Брянск», строчки которого воспринимаются как поэтический гимн нашему городу. Назовите имя поэта.

а) И.А.Швец

б) Г.В.Метельский

в) В.К.Соколов

г) Н.М.Грибачёв

10. Это человек-эпоха, человек-легенда, его жизнь и творчество составляют значительную часть жизни и культуры Брянского края второй половины ХХ – начала XXI века (род.1922). Член Союза писателей России , автор более 30 книг, заслуженный работник культуры России, лауреат литературной премии имени А.К. Толстого «Серебряная лира» и Всероссийской премии имени Ф.И. Тютчева «Русский путь», дипломант Всероссийского конкурса «Спасибо тебе, Солдат», Почётный гражданин города Брянска, ветеран Великой Отечественной войны. Основал парк-музей имени А.К. Толстого и 34 года был его директором.

а) П.Л.Проскурин

б) А. К. Якушенко

в) В.Д. Динабургский

г) В.С.Чаплина

Ответы

1.-б

2.-г

3.-а

4.-б

5.-г

6.-б

7.-г

8.-б

9.-а

10.-в

Эрудит-лото «Интересно о Брянске»

1. На берегах какой реки расположен город Брянск?

а) Десна

б) Припять

в) Сейм

г) Нерусса

2. Какое почетное звание носит Брянск?

а) Город трудовой славы

б) Город воинской славы

в) Город-герой

г) Город Первого салюта

3. Как называют жителей Брянска?

а) Брянчане

б) Брянчанцы

в) Брянцы

г) Брянсканцы

4. Какой город старше- Москва или Брянск?

а) Москва старше

б) Брянск старше

в) одного возраста

г) науке неизвестно

5. Какой трюк летчик Валерий Чкалов совершил в Брянске?

а) пролет под мостом

б) мертвая петля

в) плоский штопор

г) Кобра Пугачева

6. Какая самая высокая точка Брянска?

а) Чашин Курган

б) Курган Бессмертия

в) Петровская гора

г) Покровская гора

7. Какой район существует в Брянске?

а) Вермишелька

б) Макаронка

в) Пшенка

г) Перловка

8. В чем особенность Краеведческого музея Брянска?

а) он покрашен в ярко-красный цвет

б) он полностью деревянный

в) он стоит задом наперед

г) он построен из экологически чистых материалов

9. Благодаря чему получил известность парк-музей имени А. К. Толстого в Брянске?

а) этот парк был заложен пионерами-героями

б) в этом парке собраны уникальные скульптуры из дерева

в) в этом парке собраны уникальные породы деревьев

г) это один из самых старых парков России

10. Что изображено на одной из памятных монет, выпущенных Банком России в 2010 году?

а) Музей Ткачевых

б) Корпуса БМЗ

в) Герб Брянска

г) Черный аист

Ответы

1.-а

2.-б

3.-в

4.-б

5.-а

6.-г

7.-б

8.-в

9.-б

10.-в

1.2 Аннотация

В прошедшем учебном году мы играли в интеллектуальные игры «ЧГК», «Своя игра», «Мудрая сова» и «Шрек». И очень увлеклись ими. Нам пришла идея создать самим свою игру. Мы хотели быть оригинальны, изучали различные виды игр в сети интернет и остановились в конце концов на «Эрудит-лото». Нам захотелось побольше узнать о своём родном крае и поделиться этими знаниями с одноклассниками, поэтому все наши игры было решено посвятить вопросам краеведения и экологии Брянщины. Так родилась идея проекта.

1.3 Целевая аудитория

Созданный продукт адресован прежде всего ребятам, играющим в интеллектуальные игры, а также всем, кто интересуется вопросами краеведения и экологии родного края, готовится к олимпиадам и просто хочет расширить свой кругозор.

1.4 Цель проекта

Составить сборник эколого-краеведческих интеллектуальных игр «Эрудит-лото „Моя родная Брянщина”».

Ожидаемый результат

Созданный продукт поможет лучше узнать историю и экологию Брянской области, расширит кругозор, поможет подготовиться к интеллектуальным командным играм.

1.5 Задачи проекта

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить имеющуюся научную литературу, в которой представлен интересный материал об истории и природе Брянщины;

2) составить сборник интеллектуальных игр эрудит-лото;

3) провести встречу игр для интеллектуального клуба «Мудрая сова» на базе гимназии;

4) опубликовать сборник игр на сайте гимназии, на сайтах детского творчества.

1.6 Этапы и методы работы над проектом

Этапы

работы

Решаемые задачи

Содержание работы и деятельность участников

Предполагаемый

результат

Подготовительный (10 дней)

Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, определить практическую направленность проекта.

Проводим анкетирование учащихся 6-8-х классов, знакомимся с его результатами, делаем выводы. (Приложение 1). Работаем в Интернет. Составляем библиографический список литературы для изучения и ознакомления.

Обсуждаем первые итоги проделанной работы и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап».

Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая направленность и новизна проекта осмыслены. Все свои идеи мы начали записывать в лист «Банк идей».

Планирование

(2 дня)

Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и продукты.

Знакомимся с книгами из библиографического списка. Составляем примерный план работы, указав ответственных за выполнение.

Обсуждаем итоги проделанной работы и заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

С книгами ознакомились, материал для составления Эрудит-лото отобрали, план работы составили.

Разработка (3 месяца)

проекта

Составляем игры, отражающие различные направления: история, география, культура, традиции и т.д. Брянщины.

Компилируем отобранный материал, составляем игры, презентацию, в которой наглядно представляем эрудит-лото. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю, одноклассникам, собираем и анализируем отзывы, вносим коррективы в соответствии с полученными результатами.

Игры составлены, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов учителя и одноклассников внесены.

Оформление

результатов (10дней)

Закончить оформление сборника игр, сделать презентацию, знакомящую с проектным продуктом.

Редактируем и оформляем сборник в соответствии с результатами опытно-экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. Заполняем листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)»

Портфолио практико-ориентированного проекта оформлено.

Презентация

проекта (от 10 дней)

Опубликовать сборник в электронных СМИ, принять участие в Фестивалях детского творчества «Южный полюс» и «Апельсин, в городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска.

Уточняем условия публикации и готовим сборник игр в соответствии с положением о публикации.

Уточняем положение о городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска.

Публикации проекта в

электронных СМИ, участие в

фестивалях и

конкурсах проектов.

Оценивание

(1 день)

Изучить критерии оценки практико-ориентированных проектов, критерии городского конкурса проектов среди учащихся ОУ г. Брянска.

Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта.

Заполняем листовку «Осмысление и оценка проекта»

Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен.

Методы работы над проектом: изучение и анализ научной литературы для определения теоретической и практической базы проекта; сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, анкетирование, социологический опрос.

1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение

Для реализации проекта потребуется:

Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;

программное обеспечение, бумага;

электронные ресурсы Интернета;

книги, посвященные истории и экологии Брянщины.

Описание процесса исполнения

1.Определение темы проекта.

Все мы любим заниматься решением логических задач, отвечать на вопросы викторин и играть в командные интеллектуальные игры. Особенно мы заинтересованы их поиском в журналах, газетах и Интернете. В прошлом учебном году мы участвовали в различных играх, организуемых в нашей гимназии, и подумали, что могли бы создать свои собственные. Никита предложил создать викторины для одноклассников, посвященные вопросам истории и географии нашей страны. А Лиза предложила поискать различные другие игры в интернете, ведь сейчас их очень много, а викторина-это слишком просто и обычно. Мы долго обсуждали, на какой игре остановиться, и в конце концов решили, что это будет эрудит -лото. Эта игра появилась сравнительно недавно, ее автором является всем известный Борис Бурда, в этой игре нас многое привлекло (условия и правила игры). Арина предложила сузить тематику игр и остановиться на темах, посвященных родному краю. Мы подумали и начали работать над нашим новым проектом Эколого-краеведческие игры «Эрудит-лото»

2. Работа с научной литературой.

Определившись с темой проекта, мы приступили к изучению научной литературы. В школьной библиотеке нам предложили для ознакомления очень интересные книги. Во-первых, это историко -краеведческие очерки о Брянске, повествующие о его истории, и его сегодняшнем дне, о его людях, его промышленности, культуре, образовании, медицине, спорте, топонимике, памятных местах известного ученого и общественного деятеля Якова Соколова «Брянск-город древний» [9, 2 с.].

Во-вторых, это книга очерков «Старый город. Новый Брянск» Н.Ребровой и Ю.Соловьева. Основой этой книги стала серия телевизионных очерков об отдельных ярких страницах «биографии» города Брянска. Журналист Наталья Реброва собрала воедино исторические материалы, использованные в телепроекте «Старый город» (2009-2010), чтобы составить увлекательные и богато иллюстрированные повествование о важных вехах истории родного Брянска на книжных страницах [8, 2 с.].

Большой интерес вызвала у нас и книга известного исследователя истории Брянска Волохова Виктора Петровича «Брянск: Очерк прошлого и настоящего одного из старейших русских городов». Эта книга вышла в середине прошлого века, но не утратила своей актуальности и сегодня: рассказы о далеком прошлом нашего города, о том времени, когда Брянск был «городом-крепостью над Десной», когда Брянское княжество было под властью Литвы и многие другие интересные факты мы узнали именно из этой книги. И пусть многое из того, о чем мы прочитали, не вошло в наш сборник эрудит-лото, но мы расширили наши знания об истории Брянщины, нам захотелось узнать еще больше. Именно из этой книги мы узнали, что на территории современного Брянска в далекие времена образования Киевской Руси жили вятичи, которые упорно сопротивлялись установлению власти киевских князей и введению христианства. «Соловей-разбойник, обитавший в Брянских лесах, был, по-видимому, одним из тех вятичских старейшин или князей, которые еще долгое время после походов Святослава и Владимира продолжали отстаивать свою независимость» [1, 8 с.]. Также мы узнали и том, что конце XI века, когда начинается распад Киевского государства, территория, на которой располагался Брянск, отошла к обширному и сильному Черниговскому княжеству [1, 9 с.]. очень интересно и понятно описано в книге время царствования Романа Брянского, когда наш город, в отличие от других соседних городов, подвергавшихся нападению татар, процветал (13 век). «Глухие леса, где не было «дороги прямоезжей», затрудняли продвижение татарских войск. Сыграло, видимо, свою роль и то обстоятельство, что Брянск в момент нашествия не представлял для завоевателей особой ценности ни как стратегический пункт, ни как объект грабежа. Зато сюда из окрестных русских городов, разоряемых татарами, устремились крестьяне, ремесленники, бояре, княжеские слуги и воины, избежавшие гибели и плена. Роман охотно привечал и этих людей» [1, 14 с.]. Узнали мы и о том, что в 17 веке Свенская ярмарка, наряду с Макарьевской стала самой знаменитой на Руси [1, 37 с.], о том, что в петровское время Брянск стал быстро расти как город купцов и ремесленников. «Приросту населения, особенно ремесленного, способствовало то, что город служил базой снабжения русских войск во время азовских походов и в войне со шведами. В 1696 году, вскоре после овладения Азовом, Петр, по просьбе Мазепы, распорядился начать строительство судов в Брянске для казацкой флотилии, которая должна была продолжать борьбу с крымскими татарами и турками. Своих мастеров в Брянске не было, и сюда прислали 7 запорожцев-специалистов во главе с Василием Богушем, а в помощь им пригнали из окрестных уездов несколько сот крестьян» [1, 39 с.].

О трудовых подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны, о строительстве оборонительных сооружений на брянской земле, о работе брянцев на предприятиях города, эвакуированных на Урал и в Сибирь, о трудностях тех дней, о стремлении дать фронту всё для того, чтобы приблизить час победы, мы узнали из книги известного в Брянске журналиста и краеведа Ивана Михайловича Полозова «Тыл-фронту». Из книги мы узнали о том, как эвакуировался в июле 1941 г. бежицкий завод «Красный Профинтерн» в Красноярск, как в Новосибирск эвакуировались три школы- Брянская, Людиновская и Клинцовская, а в Уфу-детский сад из Бежицы (более 500 детишек и десять нянечек). [7,2 с.]. Книга помогла нам понять и представить многое из того, что было неизвестно ранее.

А вот о том, как Наполеон пытался захватить Брянск, мы узнали из книги очерков «На земле Пересвета». «Учитывая важное значение Брянска, Трубчевска, Стародуба и других городов Брянщины, Наполеон предпринимал неоднократные попытки захватить их. Заняв Смоленск, он тут же послал крупный отряд на Брянск, чтобы уничтожить арсенал. Но захватчики встретили решительное сопротивление партизанского отряда из жителей Рославльского и Брянского уездов и вынуждены были остановиться». И после захвата Москвы французы предпринимали попытки захватить Брянский арсенал, но французы были отброшены [6, 39 с.].

Любопытной оказалась и книга Исайчикова Ф.С. «По старому Брянску с почтовой открыткой». В этой книге рассказывается о том, что каждый город имеет свой образ, с одной стороны, основанный на конкретных фактах , а с другой- на преданиях и мифах. Образ этот не является закостеневшим, он растет, развивается, обрастает новыми чертами и подробностями. Первоначально он воплощается в устных преданиях, позже запечатлевается в художественной литературе и исследованиях. [5, 2 с.].

Также с интересом мы полистали и книгу известного брянского журналиста и краеведа Деханова В.Г. «Страницы из жизни старого Брянска», состоящую из документальных очерков, включающую документы Государственного архива Брянской области и воспоминания жителей нашего города. В книге рассказывается о различных сторонах жизни города Брянска, начиная с древних времен и до 1918 года [3, 2 с.]. Мы нашли много сведений о топонимике Брянска, узнали о интересных людях города с древнейших времен и начала прошлого века.

О дружбе и взаимопомощи в борьбе с гитлеровцами на оккупированных территориях славянских народов России, Белоруссии, Украины мы узнали, прочитав книгу Дандыкина Т.К. «Не ставшие на колени» [2, 2 с.]. Это книга дружбе и взаимопомощи в борьбе с гитлеровцами на оккупированных территориях славянских народов России, Белоруссии, Украины. Еще мы узнали, что когда появлялись фашистские захватчики, советские люди поднимались на борьбу. В ряды народных мстителей нередко вступали семьями, рабочими коллективами. Всего в годы войны в тылу немецко-фашистских войск сражались с врагом более 6200 партизанских отрядов и подпольных групп.

Большую помощь в составлении эрудит-лото оказала и книга «Всемирная брянская история» Юрия Фаева. Эта книжка составлена из коротких рассказов о повседневной жизни брянцев в XVIII и XIX веках. Каждый сюжет – законченная история об одном событии, а все они, как кусочки мозаики, соединяются в некую общую картину ушедшей брянской жизни [10, 2 с.].

3. Составление сборника игр.

Когда мы закончили изучение научной литературы и сделали необходимые выписки на карточках, мы приступили к созданию игр. Никита и Лиза предложили сделать игры, посвященные рекам Брянской области и теме Великой Отечественной войны в истории нашего края. Арина решила сделать игру, посвященную известным людям нашей области. Читая различные источники, мы, все более погружаясь в тему, хотели составить все больше и больше игр. Сначала решили сделать три, потом пять, сейчас, на момент описания процесса исполнения, у нас их 7, но, думаем, что на этом не остановимся!

4. Экспериментальная работа.

Экспериментальная работа с играми проводилась в течение каникул (в б/о «Гвоздика», куда наш клуб «Мудрая сова» выезжал в полном составе) и в течение 2016-2017 уч. г. на базе МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска. (Приложение 2). После проведения игр мы просили участников написать отзывы с замечаниями и предложениями, оценить вопросы и сами игры. (Приложение 3). С учетом отзывов мы редактировали наши игры.

п/п

Мероприятие

Дата

1.

Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой.

24.05.16

2.

Формулировка темы.

25.05.16

3.

Анкетирование одноклассников.

26.05.16

4.

Работа с материалами сайта http://project.1september.ru

27.05.16

5.

Работа в библиотеке и Интернете. Систематизация материала о родном крае.

1-5.06.16

6.

Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителем проекта.

6. 06.16

7.

Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы.

7.06.16

8.

Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителем проекта.

8.06.16.

9.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам.

9.06.16.

10.

Составление сборника игр. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта.

9-26.06. 2016

11.

Поиск иллюстративного материала для составления презентации. Составление презентации. Совершенствование игр. Беседа с руководителем проекта, редактирование презентации.

26-29.06

2016

12.

Презентация полученного продукта в рамках конкурса по интеллектуальным играм в б/о «Гвоздика» в г. Анапа

01-10. 07.2016

14.

Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование игр и его презентации с учетом замечаний и пожеланий.

в течение сентября 2016

18.

Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ

октябрь 2016-март 2017

19.

Рефлексия.

после участия в конкурсах

Выводы

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии, публикации нашего словаря в электронном СМИ «Педагогический мир», периодическом издании СМИ «TEENET.RU», Фестивале детского творчества «Южный полюс», Международном детском творческом фестивале «Апельсин».

В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие

знания истории, географии, краеведения нашего края;

умения: понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; выступать перед аудиторией;

навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа и использования полученной информации в самостоятельной работе, работы в группе.

Авторы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности, наметили пути профессиональной ориентации. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием этих способностей.

Проект дал возможность проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел: составленный сборник игр расширил наши представления о родном крае, помог осознать нашу связь с малой родиной, с ее прошлым и настоящим, подготовиться к олимпиадам и творческим конкурсам.

Работая над проблемой, мы получили шанс лучше понять себя, оценить свои возможности и даже почувствовать процесс своего взросления.

Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:

- работать в группе сложно: трудно слушать собеседника и вести диалог; непросто признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; в совместной деятельности со сверстниками очень проблематично осуществлять взаимный контроль, сохраняя при этом дружеские отношения;

-очень сложно понять причины неуспеха деятельности, еще сложнее действовать в ситуации неуспеха;

-при демонстрации результатов проектной деятельности необходимо шире привлекать аудиторию посредством проблемных вопросов, обращения к личному учебному опыту и опыту одноклассников.

Список использованной литературы

Волохов В.П. Брянск: Очерк прошлого и настоящего одного из стаоеших русских городов.-Тула, 1968.-192 с.

Дандыкин Т.К. Не ставшие на колени.- Брянск: ГУП «Брянское обл. Полиграф. Объединение», 2005.-312с.

Деханов В.Г. Страницы из жизни старого Брянска: Документальные очерки и историческая мозаика, документы и воспоминания. –Брянск, 2013 г.-224 с.

Дозорцев С.С., Дозорцев М.С. Брянск. Историко-экономический очерк. 1986.-175с.

Исайчиков Ф. С.- По старому Брянску. По старому Брянску с почтовой открыткой. Издательство: ТОО « Злата», г. Брянск ,1996 г.-98 с.

На земле Пересвета. Сборник /Сост. Н. Родичев.- М.: Современник, 1984.-461 с.

Полозов И.М. Тыл-фронту. Брянск: Издательство благотворительного фонда им. св. блгв. кн. Олега Брянского, 2001.-60 с.

Реброва Н, Соловьев Ю. Старый город. Новый Брянск. Очерки о событиях тысячелетней истории и современном развитии города Брянска.-Брянск. Издательский дом «Город 32», 2011.-320 с.

Соколов Я.Д. Брянск-город древний: историко-краеведческие очерки.-Брянск: ЗАО «Издательство «Читай -город», 2006.-640 с.

Фаев Ю. «Всемирная брянская история». Короткие рассказы о повседневной жизни брянцев в XVIII и XIX веках- Брянск Издательство «ООО Баско» 2008.-240 с.

Приложение 1

Анкетирование учащихся 6-8 классов «Нравится ли вам играть в интеллектуальные игры?»

Анкетирование учащихся 6-8 классов «Какие темы интеллектуальных игр вам наиболее интересны?»

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.