Статья «Эксперимент Учителя»

8
3
Материал опубликован 4 October 2017 в группе

М.А. Старшов

ЭКСПЕРИМЕНТ УЧИТЕЛЯ

Давным давно, более шестидесяти лет назад, я жил на квартире и учился в железнодорожной школе небольшого северного городка. Учился без напряжения, неплохо, в девятом классе успевал работать комсомольским секретарём школы. Но тут мама догадалась, что с моим уровнем подготовки у меня не очень большая вероятность поступить в институт, и каким-то чудом ей удалось добиться моего перевода в лучшую школу нашего родного города Саратова. Помню различную реакцию моих учителей. Физичка, которой явно не по душе были мои бесконечные вопросы, злорадствовала и предрекала мне жалкую участь на новом месте. А математик Мадия Мухамадиевна только что не била меня головой об стену: «Ты с ума сошёл! Получай аттестат и езжай, куда хочешь!». Но в кармане уже лежал билет на самолёт, и я не стал с ней спорить…Проведя перевыборное комсомольское собрание в середине октября, через три дня впервые вошёл в новый класс мужской школы большого города. В этом классе я оказался двадцать первым учеником, а всего в школе было семь десятых классов и полторы сотни десятиклассников.

Пару дней проблем не заметил, но сосед по парте предупредил: «Завтра контрольная по геометрии с тригонометрией». Просмотрев свои тетрадки, спокойно пришёл назавтра в школу, но задачи были совершенно ни на что не похожи. Когда Николай Иванович раздал проверенные работы, увидел свою оценку – три вторых. Понял так, что по геометрии ещё чуть плаваю, а с тригонометрией провал полный. Вскоре подоспела контрольная и по алгебре, с таким же позорным результатом.

В те времена ничего не слышал ни о каких репетиторах. Мог рассчитывать только на себя.

И вот тут начал свою игру обожаемый всеми мальчишками учитель (так и хочется написать с большой буквы!). Не помню, сколько было уроков математики в неделю, но зато твёрдо знаю, что на каждом из них Николай Иванович много раз называл мою фамилию – стоило только кому-нибудь ошибиться или возникало какое-нибудь общее затруднение, он поднимал меня с места. Выждав несколько секунд моего молчания, махнёт так рукой: Садись! И до следующей похожей ситуации.

Вернусь немного назад – во время моего перелёта через полстраны, была ночёвка в столице Коми Сыктывкаре. Вечером на прогулке по городу увидел потрясающий для меня тогдашнего книжный магазин. В огромном доме весь первый этаж был наполнен бесконечными книжными полками! И был я там, кажется, единственным посетителем. И купил я в этом изобилии одну - единственную книжечку, ничем не примечательную, в белой бумажной обложке. Это был сборник задач по математике для поступающих в вузы Моденова. Это я понял гораздо позже, какое сокровище привлекло моё внимание, а в тот момент ничего не слышал ни о книге, ни об авторе. Но почему-то решил купить.

Так вот дома я упорно пробивался через тернии этой замечательной книги, которую знали и ценили все мои знакомые ровесники, участники математических олимпиад, а я попал на неё как бы волей судьбы.

Но что заставляло Николая Ивановича непрерывно держать меня в поле своего учительского внимания? Ему же с первого дня была очевидна моя дремучесть по сравнению с его учениками, воспитанными им в любви к математике. Скорее всего, он видел не только немоту, но и острое желание найти ответ при каждом вопросе. И он добился результата. Уже через два месяца, около нового год я сам вдруг осознал, что вошёл примерно в первую семёрку своих новых товарищей по математике. А класс был сильный и дал три золотых медали и две серебряных.

А летом на вступительном экзамене в университет устный экзамен меня потряс и потому запомнился навсегда, хотя был одним из семи, которые пришлось тогда сдать. Быстро подготовив ответ по билету, долго ждал своей очереди отвечать и слушал, на чём «засыпаются» другие. Казалось – мне бы эти вопросы, а что будут спрашивать меня, кто знает. А первый же вопрос услышал совсем неожиданный: Вы где взяли этот билет? Отвечаю: Вот здесь. – По нему только что отвечали! – Не знаю, я не слышал, хотя давно подготовился.

Тогда экзаменатор молча просматривает мой листочек, рисует на свободном месте какой-то чертёж: Докажите! И уходит из комнаты. Придя в себя, нашёл ответ и долго ждал его возвращения. Наконец, появляется: Ну, как? Показываю листок. Внимательно изучает, и спрашивает: Какую школу кончали? – Девятнадцатую. – У кого учились? – Добрынченко.

Молча берёт ручку и пишет «отлично». Не стану же объяснять ему, что всю жизнь буду жалеть, что учился-то я у Н.И. Добрынченко всего полгода… Но даже этого короткого времени было достаточно для успешного прохождения конкурса на физический факультет. Количественно этот конкурс был не очень страшным, немного более трёх человек на место, но впечатлял по качеству – во всех представленных аттестатах не было ни одной тройки. Тем не менее, после экзамена по математике письменной и устной, кажется, конкурентов уже и не осталось. Эксперимент педагога принёс прекрасный результат.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А я-то все гадаю, откуда у Вас, Михаил Александрович, такая въедливость? А все родом из детства!

4 October 2017

Замечательная история! Наверное, в жизни каждого человека есть свой Учитель.

4 October 2017

Огорчаете, Надежда Владимировна, я-то думал, что это только мне повезло! Интересно, а кто выучил матильду поклонскую?

4 October 2017