Экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада

2
1
Материал опубликован 15 February 2022


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №25 «СОЛНЫШКО»












Проект

Экспериментальная деятельность в подготовительной̆ группе «Почемучки»













Выполнила:

Погодаева Е.С.











Чебаркуль, 2020




Аннотация

Данный проект рассчитан для проведения экспериментальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях среди воспитанников подготовительных групп, детей 6-7 летнего возраста. Непосредственными участниками проекта выступают воспитанники, их родители и воспитатели.

Целью проекта является практическое внедрение детского экспериментирования как средства образования и развития путем активизации познавательной активности детей. Посредством решения ряда задач воспитанники подготовительных групп усваивают навык проведения опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы, повышается их познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности, улучшается уровень их речевого развития, осуществляется углубление знаний, предусмотренные программой. У выпускника дошкольного образовательного учреждения более полно формируется картина окружающего мира, формируются коммуникативные навыки. У дошкольников происходит развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Участие родителей в экспериментальной деятельности способствует улучшению взаимодействия с ребенком. Обмен опытом дошкольниками способствует их личностному росту.

Для проведения проекта необходимо наличие материально-технической базы- мини-лаборатории экспериментирования в группе.

В результате реализации проекта происходит обновление и пополнение картотеки опытов и экспериментов, материального оснащения мини-лаборатории.

Сроки реализации проекта- два месяца.

Введение

Одно из задач современного образования является формирование у дошкольника представления о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает личностный рост воспитанника, становление его мировоззрения.

Огромную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность, организуемая на базе дошкольного учреждения, организуемая в форме экспериментальных действий.

Занимательные опыты побуждают дошкольников к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития ребенка. Активность ребенка может быть определена им самим или с помощью взрослых. Можно выделить несколько направлений опытно-исследовательской деятельности: живая природа, неживая природа, человек. Данная деятельность, как правило, организуется в свободное от занятий время либо в домашних условиях путем привлечения родителей, как непосредственных участников экспериментальной деятельности.

Паспорт проекта

Исполнители

- Воспитатель Панкратова Ольга Владимировна, Погодаева Екатерина Сергеевна

- Воспитанники и родители детского сада

Цель

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства образования и развития путем активизации познавательной активности детей

Задачи проекта

- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность

-вовлечь родителей в непосредственную опытно-экспериментальную деятельность

Объект

Процесс развития познавательной активности детей 6-7 лет в экспериментировании

Предмет

Экспериментирование дошкольников с предметами и веществами в домашних условиях

Вид проекта

групповой; краткосрочный; опытно-исследовательский

Участники проекта

воспитатели группы «Почемучки», воспитанники группы «Почемучки» и их родители

Продукт проекта

Обновление и пополнение уголка экспериментирования

Методы обучения

Словесные, практические, наглядные

Предполагаемый результат

Дошкольник умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы

Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Дети проявляют познавательный интерес к занятиям, улучшено речевое развитие

Углублены знания, предусмотренные программой

Усвоены основы целостного видения окружающего мира

Сформированы коммуникативные навыки

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам

Сроки реализации проекта

Январь- февраль 2020

Актуальность.

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Обладая такими качествами, личность становится успешной с современном обществе. Формирование ее начинается на первой ступени образования- дошкольного. Именно в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско- творческое отношение к миру.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.Ф.Афанасьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Н.Н. Поддьяков дал следующее определение понятию «детское экспериментирование»: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения . Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей. Что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.

Это нетрадиционный подход в образовании дошкольников позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Именно поэтому внедрение детского экспериментирования в процесс образования и воспитания дошкольника является необходимым.

Ресурсы.

В проекте использованы следующие ресурсы:

Информационные: знакомство родителей с проблемой в ходе личных бесед и консультаций; подбор методических материалов.

Организационные: организация мини-лаборатории для экспериментальной деятельности дошкольников в группе;

Материально-технические: пополнение мини-лаборатории материалами для опытной деятельности путем привлечения родителей воспитанников (готовые наборы по экспериментированию, материалы и оборудование для мини-лаборатории ).

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный.

Изучение и анализ методической литературы по теме

Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для осуществления экспериментальной деятельности при непосредственном участии родителей

Проведение анкетирования среди родителей.

В анкетировании приняли участи 20 родителей воспитанников из 25. Результаты:

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

17-да, 3-нет

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу(19);

б) отвечаю первое, что приходит в голову(1);

в) говорю, что у меня нет времени (0).

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы (5);

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)(15).

в) редко проявляет исследовательскую активность(0).

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

Песок, вода, ткани, бумага, огонь, растения, свет.

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?

Часто- 7, иногда-10, никогда-3

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность (7);

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы (13);

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной (0).

7. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

Да- 20

8. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать?

Да-20, нет-0.

9. Хотели бы Вы стать участником в экспериментальной деятельности вместе со своим ребенком при условии оказания помощи воспитателем?

Да- 13. Нет- 7.

Вывод: воспитанники группы «Почемучки» испытывают интерес к опытам и экспериментам, в домашних условиях исследуют свойства органического и неорганического мира. Родители детей хотят поддержать интерес своих детей в исследованиях, но нуждаются в помощи со стороны воспитателя в организации данного процесса.

II этап – основной.

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Изучение разнообразия опытов по трем направлениям: живая природа, неживая природа, человек.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организован «Уголок экспериментирования».

Определены виды опытов и экспериментов:

«Вырасти кристалл» (Каченя Дарья)

«Растения «пьют» воду», «Вода и воздух» (Андросенко Александр)

«Светящееся яйцо» (Кандакова Арина)

«Изменение прозрачности воды» (Семухина Арина)

«Бурлящая лава», «Цветные червячки», «Полимерный снег» (Панкратова О.В.)

«Достань монетку из воды, не намочив рук», «Вулкан» (Погодаева Е.С.)

«Яйцо в бутылке» (Левушкин Лев)

«Не перемешивающиеся цвета», «Невидимые чернила» (Вернеев Александр)

«Рисунки на молоке» (Филюшкин Никита)

Распределение опытов среди воспитанников. Проведение консультации для родителей, в ходе которой определены цели, задачи опыта, необходимые материалы, предполагаемый результат и сроки проведения опыта. Предоставление родителям рекомендаций:

«Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»,

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников!».

Проведение воспитателями группы опытов с детьми («Бурлящая лава», «Цветные червячки», «Полимерный снег» (Панкратова О.В.)

«Достань монетку из воды, не намочив рук» (Погодаева Е.С.)).

Реализация родителями с детьми в домашних условиях опытов по заданным темам и предоставление фото- и видеоотчетов.

Рассказ детьми в группе о проделанной работе и обмен впечатлениями с товарищами.

III этап – заключительный.

· Определить эффективность проведенной работы;

· Провести анализ полученных результатов.

В ходе проведенной работы были получены следующие результаты:

Ребята научились проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы (вода, растения, воздух, молоко, соли и тд).

Повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности у участников проекта и детей, не принявших участие

В ходе рассказа о проделанной работе участниками перед воспитанниками группы отработан навык составления рассказа.

Углублены знания об окружающем мире, формирование целостной картины мира

Сформированы коммуникативные навыки

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам

Вывод

С целью практического внедрения детского экспериментирования как средства образования и развития детей был проведен проект «Экспериментальная деятельность в группе «Почемучки»». Данный проект позволил активизировать познавательную деятельность воспитанников, были достигнуты поставленные задачи. Дети узнали много нового и интересного: вода имеет свойство растворять вещества, при этом меняет цвет, растения пьют воду и могут менять цвет в зависимости от цвета воды, молоком можно написать тайное письмо, уксус расщепляет яичную скорлупу, вареное яйцо может попасть в бутылку и многое другое.

Благодаря проекту родители стали непосредственными участниками образовательного процесса, осуществляемого в детском саду.

На данный момент данный проект реализуется в группе «Почемучки». Родителями воспитанников приобретены наборы для экспериментирования: «Мини-центрифуга», «Солнечный автомобиль», «Чернила для шпионов». После публикации видео- и фотоотчетов участников проекта в официальной группе повысился интерес родителей и детей к экспериментированию. Нами намечен план дальней работы в данном направлении.


Приложение №1

Анкета для родителей


«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»


Уважаемые родители!


Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

________________________________________________________________


5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?________________________________________________________________


6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________

9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать? Почему?________________________________________


Благодарим Вас за сотрудничество!


Приложение №2

Яйцо в бутылке.

Краткое содержание: Опыт с яйцом. Яйцо в бутылку. Фокус с яйцом. Опыты для детей дошкольного возраста. Опыты и эксперименты в детском саду. Простые опыты по физике. Простые фокусы и их секреты.

Яйцо в бутылке

Это многим хорошо известный, классический опыт, которому уже более ста лет. Тем не менее, мы приводим его здесь, т.к. он очень зрелищный, и его легко можно провести в домашних условиях.

Вам потребуются:

- сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера

- стеклянная бутылка из-под сока с достаточно широким горлышком

- полоска бумаги

- спички или зажигалка

- растительное масло

Обращаем ваше внимание на то, что для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы яйцо было ненамного больше горлышка бутылки.

План работы:

1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.

2. Подожгите бумагу и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы!

3. После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки.

4. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.

Выполнил Левушкин Лев (видеоматериал)


Приложение №3

Вулкан

Необходимые материалы:

Макет вулкана

пищевая сода;

лимонная кислота;

средство для мытья посуды;

пищевой краситель (по желанию);

противень с высокими бортиками или контейнер.

Насыпьте две чайные ложки соды в горлышко вулкана и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды.

t1644911250aa.jpg

Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и увидите как из жерла потечет густая окрашенная пена. Дети будут в восторге от эффектного извержения вулкана!

t1644911250ab.jpg

Выполнила Панкратова О.В.

Приложение №4

Достань монетку из воды, не намочив рук


Материалы и оборудование:

Тарелка

Прозрачный стакан

Свеча

Спички

Подкрашенная вода

Монетка



На дно тарелки положить монетку. Налить подкрашенную воду.

t1644911250ac.jpg

Как достать монетку, не намочив рук?


t1644911250ad.jpg

На середину тарелки поставим свечу и зажжем ее.

Накроем горящую свечу стаканом. Вода начинает подниматься вверх, пока полностью не окажется в стакане.

t1644911250ae.jpg

Таким образом, можно взять монетку, не замочив рук.

Выполнила воспитатель Погодаева Е.С.


Приложение №5

Рисунки на молоке

Материалы и оборудование:

Молоко (вода не подойдет!) – чем больше жирность молока, тем лучше

Красители – можно использовать красители от пасхального набора.

Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды (мы использовали «Фейри»

Ватные палочки либо спичка с намотанной на кончик ваткой

Глубокая пластиковая тарелка

Пипетка

В тарелку налить немного молока так, чтобы дно было закрыто. Молоко должно быть комнатной температуры. В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (можно для удобства пользоваться пипеткой).

Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока (не нужно смешивать). Обратите внимание ребенка на то, что ничего не происходит.

После этого возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло.

Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся, не нужно перемешивать!

А далее начинается самое интересное –волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Ребенок в восхищении от волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться.

t1644911250af.jpg


t1644911250ag.jpg


t1644911250ah.jpg

Выполнил Филюшкин Никита



Приложение №6

Изменение прозрачности воды

Материалы и оборудования:

Вода

4 стакана

Чайная ложка

Сахар, краситель, крахмал, кофе.

В стаканы налить на половину воды. Добавить в каждый стакан вещество и размещать.

Вывод: вода изменила свой окрас. Кофе- коричневая, краситель- голубая, сахар- полупрозрачная, крахмал- мутная. В воде вещества растворяются, изменяется цвет.

t1644911250ai.jpg


t1644911250aj.jpg

Выполнила Семухина Арина




Приложение №7


Бурлящая лава

Материалы и оборудование:

Лимонная кислота

Гидрокарбонат натрия

Банка с крышкой

Масло

Краситель

Стаканчик

Перчатки

Насыпьте в стаканчик лимонную кислоту и гидрокарбонат натрия и тщательно перемешайте чайной ложкой.

Откройте банку с маслом, высыпьте в нее получившуюся смесь.

Заполните стаканчик с водой на 2/3 (100-150мл) и добавьте 10-15 капель красителя.

Вылейте содержимое стаканчика в банку.



t1644911250ak.jpgt1644911250al.jpgt1644911250am.jpg



Приложение №8

Полимерный снег

Материалы и оборудование:

пищевая сода

жидкое мыло(белого цвета)

стакан

краситель

Взять меньше трети стакана жидкого мыла. Влить жидкое мыло в чашку и постепенно досыпаем в чашку соду – 6 ложек, краситель, тщательно размешивая, доводя до однородной рыхлой массы.

t1644911250an.jpg t1644911250ao.jpg







Приложение №9

Разноцветные червячки

Материалы и оборудование:

одноразовый шприц;

два деревянных шпателя;

две пробирки с альгинатом натрия;

прозрачный пакет с белыми гранулами хлорида кальция;

перчатки.

Растворите химические вещества в разных емкостях. Наберите в шприц альгинат натрия и осторожно выдавите его в хлорид кальция. Подождите 10-15 секунд и осторожно извлеките полупрозрачные «макаронины». Чем дольше вы их не вынимаете, тем толще и плотнее они становятся. Если добавить в раствор пищевой краситель, «червячки» станут цветными.

t1644911250ap.jpg t1644911250aq.jpg t1644911250ar.jpg








Приложение №10

t1644911250as.jpg






















Приложение №11

t1644911250at.jpg

Приложение №12

t1644911250au.jpg












Приложение № 13

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?»

Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

Оборудование: на каждого ребенка - 2 яйца, 2 бумажные салфетки, 1 текстильная салфетка, ложечка, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, блюдце 2 шт., яичная скорлупа, клей, заготовки для аппликации.

Предварительная работа: Опыт «Яйцо и газированная вода» Опустить яйцо в газированную воду, чтобы посмотреть, что произойдет с яйцом.


Ход занятия:

В: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, подарим им свое тепло и улыбку.

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!

В: Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

В: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». (достает из корзинки яйцо и показывает детям).

В: Ребята, что такое яйцо?

1 ребенок: Яйцо — это продукт, который употребляют в пищу.

2 ребенок: Яйцо — это заключённые в скорлупу белок и желток, из которых развивается зародыш птиц.

3 ребенок: Яйцо — это предмет овальной формы.

В: Правильно, молодцы! Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега.

В: Ребята, скажите, а откуда берутся яйца?

Д: Несут куры.

В: Их несут только куры?

Д: Нет. Их несут все птицы

В: Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.

Дидактическая игра «Чье это яйцо»

Курица – куриное

Черепаха – черепашье

Утка – утиное

Змея – змеиное

Гусь – гусиное

Перепелка – перепелиное

Крокодил – крокодилье

Пингвин – пингвинье

Страус – страусиное

В: Вам ничего не показалось странным в нашей игре?

Д: Показалось, оказывается, яйца несут не только птицы, но и рептилии.

В: Об этом я узнала из «Большой энциклопедии о животных». Вы молодцы и отлично справились с заданием.

В: Ребята, хотите больше узнать о яйце?

Д: Конечно!

В: Тогда я вас приглашаю пройти в нашу мини-лабораторию.


В: Давайте мы с вами побудем учеными и проведем несколько опытов. Для проведения этих опытов, нужно вспомнить правила поведения в лаборатории, при проведении экспериментов. Вы их помните? (ответы детей).

Дети повторяют правила и проходят за столы для проведения опытов.

Опыт №1 «Сырое или вареное яйцо?»

На столе лежат два яйца, одно сырое, а другое вареное

В: Ребята, как вы думаете, как можно узнать какое яйцо: сырое или вареное?

(Ответы детей).

В: Чтобы узнать какое яйцо его нужно покрутить. Я сейчас попробую это сделать, но очень аккуратно, чтобы сырое яйцо не разбилось.

Что вы видите?

Д: Вареное яйцо крутится быстро, а сырое вращается очень медленно.

В: Да, ребята, в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

Какой можно сделать вывод?

Д: Вареное яйцо –крутится, сырое –нет.

В: Давайте, как настоящие ученые, запишем свои наблюдения в карту наблюдений.

В: Перейдем к следующему опыту.

Опыт №2 «Тонет, не тонет»

В: Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Давайте узнаем!

У вас на столах два стакана с водой. Берем первый стакан с водой из-под крана (пресной) водой, аккуратно опускаем яйцо. Что мы видим?

Д: Яйцо утонуло, лежит на дне стакана.

В: Берем другой стакан с водой и ложкой добавляем в него соль (3 чайные ложки). Хорошенько размешиваем, достаем ложкой яйцо из первого стакана и аккуратно опускаем яйцо в соленую воду. Что мы видим?

Д: Яйцо плавает.

В: Почему? (ответы детей) Потому, что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды.

Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности. Занесем наши наблюдения в дневник.

В: Следующий опыт.

Опыт №3 «Что внутри»

В: Ребята, возьмите в руки яйцо, придвиньте к себе пластиковую тарелочку и аккуратно, ложечкой разбейте яйцо посередине, вылейте содержимое в тарелочку. Смотрим, из чего же состоит яйцо?

Д: Из белка и желтка.

В: Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка - желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо – жидкое и в руки взять сложно. Желток – это важный компонент, в котором формируется будущий цыпленок. Белок – это среда, которая питает зародыш, в белке содержится много витаминов и жизненно важных веществ.

А как называется внешняя оболочка яйца?

Д: Скорлупа.

В: Давайте ее рассмотрим. Какая она?

Д: Хрупкая, ломкая, тонкая.

В: Возьмите лупы и через лупу рассмотрите скорлупу. Что вы заметили?

Д: Яйцо как будто в маленьких дырочках.

В: Как вы думаете, для чего нужны эти крошечные дырочки?

Д: Чтобы цыпленок внутри яйца дышал.

В: Верно, это поры, через которые поступает воздух.

Вывод: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа – защитная оболочка яйца, белок - густая масса, желток- середина яйца в тонкой пленке).

В: Нужно внести свои наблюдения в дневник, зарисуйте схему строения яйца.

Опыт№4 «Яйцо и газированная вода»

Вторая часть опыта «Что стало с яйцом» (первая часть опыта проводилась за 4 дня «Погружения яйца в газированную воду»).

В: Ребята, давайте вспомним, что мы делали с этим яйцом?

Д: В понедельник, мы положили яйцо в стакан, залили его Кока-Колой и до сегодняшнего дня наблюдали, что же с ним произойдет.

В: Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить?

Д: Что станет с яйцом.


Воспитатель предлагает детям посмотреть, что стало с яйцом. Дети объясняют увиденное

Д: Яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа стала мягкой.

В: Яйцо стало скользким и противным. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …

В: Какой можно сделать вывод?

Д: Кока-Кола разрушила скорлупу, краска осталась на поверхности яйца, значит нужно чистить зубы и не пить газировку.

В: Давайте это зарисуем в нашем дневнике.

В: Ребята, скорлупа, содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях: как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки (показ иллюстраций).

В: Ребята, вы, как настоящие ученые, провели опыты, сделали записи в дневниках наблюдений, а теперь я предлагаю вам побывать в роли народных умельцев и сделать красивую аппликацию из яичной скорлупы.

В: Для выполнения этой работы вам понадобится ловкость рук. Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лебедушка»

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт (левая рука в горизонтальном положении изображает речку, а правая изображает лебедя. Правая рука до локтя находится перпендикулярно левой. Правая ладонь – голова лебедя. При исполнении песенки, ладони делают волнообразные движения)

Выше бережка головушку несёт (то же, что и первая строка, но руки поменять).

Белым крылышком помахивает (соединяются большие пальцы обеих рук, изображая крылья и машут ими).

На цветы водичку стряхивает (движения, как будто стряхиваем водичку с пальцев)

Дети выполняют работу.

В: Какие вы молодцы!

А всё ли мы сегодня узнали про яйцо?

Ответы детей

Конечно нет и я вам сейчас это докажу. Посмотрите, у меня в руках два яйца одно белое, другое коричневое. Почему? А это тема уже другого занятия.

И таких вопросов, которые мы не рассмотрели, еще очень много. Можете дома с родителями найти эту информацию либо в интернете, либо в энциклопедиях. Ваш шанс развивать свою любознательность.

Скажите, вам понравилось наше занятие? (ответы детей). Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).

Спасибо, за внимание!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Приложения не авторские? Нужно дать на них ссылки. Конспект занятия в том числе.

18 February 2022

Похожие публикации