Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование в мини-музее»
Наверняка вы замечали, что детям очень нравятся эксперименты. Это вполне закономерно – ведь они обладают наглядно-действенным, а позднее и наглядно-образным мышлением. Экспериментирование как способ познания больше всего соответствует детскому мышлению. Знания, добытые детьми самостоятельно, а не преподнесенные педагогом в виде готовых истин, всегда являются для ребенка самыми ценными и самыми прочными. Поэтому для формирования экологических и естественнонаучных понятий экспериментирование может рассматриваться как метод, близкий к идеальному. Не случайно за использование этого метода выступали Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский и другие классики педагогики.
На собственном опыте мы убедились, что наличие мини-музея в группе может существенно расширить возможности экспериментирования. Ведь каждый мини-музей содержит экспонаты, которые позволяют существенно пополнить развивающую среду и расширить познания детей в определенной области.
В нашей группе мы реализовали долгосрочный проект «Хлеб - всему голова», результатом которого явилось возникновение музея хлеба. Благодаря помощи родителей в нашем мини-музее появились гладкие камни, ступы и пестики, сито, мука, различные крупы, зерна пшеницы, овса и так далее. Естественно, что детям хотелось не только посмотреть на все эти экспонаты, но и потрогать, поиграть, и даже иногда попробовать. Опасность такой «самодеятельности» очевидна – зачастую, увлекшись, дети могут пренебречь элементарными правилами безопасности. Мы предпочли эксперименты, организованные педагогом – они безопасны и в то же время интересны и познавательны.
Ниже мы приводим несколько экспериментов, которые проводили в нашем мини-музее.
Проращивание овса
Цели:
- с помощью экспериментирования убедиться, что даже при наличии подходящих условий прорасти могут только семена;
- опытным путём установить, какие условия нужны для прорастания и развития семян.
В группу приходит Буратино, приносит зерна овса и несколько макарон. Говорит детям, что хочет вырастить овес и макароновое дерево, просит помочь. Совместно с детьми выясняет, что нужно для роста растений (почва, тепло, свет, вода). Затем дети высаживают в два одинаковых горшочка на подоконнике овес и макароны. По прошествии некоторого времени наблюдают результат: овес пророс, макароны – нет. Дети приходят к выводу – макароны прорасти не могут. Почему?
После проведения данного опыта мы прочитали детям отрывок из произведения А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», в котором лиса Алиса и кот Базилио рассказывают Буратино, что можно вырастить дерево, закопав монеты на поле Чудес, и задали вопрос: может ли это быть правдой? Почему?
Получение муки с помощью гладких камней
Цели:
- познакомить детей с историей появления муки;
- опытным путем установить, что такое мука.
Педагог рассказывает, сопровождая рассказ иллюстрациями:
«Представим жизнь людей в первобытные времена, где-то 30 тысяч лет назад. В это время люди еще не умели строить дома, жили в пещерах, а еду готовили на костре. В поисках пищи они ходили по полям и лесам и пробовали на вкус все, что казалось мало-мальски съедобным. Однажды они набрели на поле очень интересной травы - в колосках ее были по нескольку зерен, которые можно было есть. А если зерна закопать, то на этом месте потом вырастет еще больше новых колосков. Эта трава была предком пшеницы, ржи, овса».
Педагог показывает зерна, дает их потрогать, подводит детей к мысли, что так просто их есть неудобно и невкусно. Предлагает детям подумать: что можно сделать с зернами, чтобы сделать их вкуснее? (Размолоть) Чем мог размолоть зерна первобытный человек? Когда дети додумаются до варианта «камни», нужно показать гладкие камни, предложить попробовать размолоть зерна в муку. По завершении эксперимента задать вопросы: что такое мука? Легко ли было добывать муку в первобытные времена?
Получение муки с помощью ступки и пестика
Цели:
- продолжить знакомство детей с историей появления муки;
- опытным путем установить, что получать муку с помощью ступки и пестика удобнее, чем с помощью камней.
Педагог рассказывает, сопровождая рассказ иллюстрациями:
Шло время, и люди продолжали развиваться. В древнем Египте люди уже умели строить дома, изготавливать ткань и шить одежду, пользовались посудой для приготовления пищи. А муку добывали с помощью ступки и пестика, причем не размалывали зерна, а растирали их.
Показать детям ступку и пестик, предложить растереть зерна в муку. Спросить детей, что удобнее – камни или ступка с пестиком. Можно задать вопрос – где было лучше жить, в пещере первобытных людей или в древнем Египте? Почему?
Знакомство со свойствами муки
Цели:
- опытным путем познакомить детей со свойствами муки;
- учить различать и называть свойства муки.
Спросить детей, как называются люди, которые проводят опыты и делают открытия? Где же работают ученые? Сегодня мы тоже побываем в лаборатории, где проводят опыты. И, конечно, здесь есть правила безопасности:
1. Сначала посмотри, а потом повтори;
2. Не трогать руками глаза, рот;
3. Не отвлекать соседа во время работы.
Далее проводим эксперименты по ознакомлению со свойствами муки:
- ложкой высыпаем на тарелочку (сыпучая);
- трогаем (мягкая);
- растворяем в воде (не растворяется);
- нюхаем (не имеет запаха);
- насыпаем много муки в тарелку с водой (нужна, чтобы получилось тесто).
Итак, благодаря нашему мини-музею мы смогли провести с детьми интересные эксперименты, которые помогли им больше узнать об истории появления муки, о ее свойствах. Полученные самостоятельно знания оказались для детей особенно ценными, они еще долго играли в сюжетно-ролевые игры про первобытных людей и стали намного бережнее относиться к хлебу.