Мастер-класс для педагогов «Мини-музей как форма работы с детьми и родителями в ДОУ»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №40»
Мастер-класс
на тему:
«Мини-музей в ДОУ как форма работы с детьми и родителями»
Автор:
Янакова Ольга Александровна
воспитатель
МКДОУ «ЦРР - Д/С №40»
Сатка 2019
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.
Задачи:
- Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;
- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).
Оборудование: мультимедийная установка, часть экспонатов и игр из мини-музея чая, корзина с чаем, брошюры, памятки.
Добрый день, уважаемые коллеги!
(1 слайд)
Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. (Держит в руках корзину с чаем)
Посмотрите, пожалуйста, что это? (Демонстрирует). Как вы думаете, о чем сегодня пойдет наш разговор? А если я уточню, что всё это – экспонаты! Да, вы правы, речь сегодня пойдет о музее. А что такое музей?
(2 слайд) Музей — это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям.
В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Коллеги, как вы думаете, что это, может кто-то знает?
(3 слайд) Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. (щелчок)
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
(На экране презентации выборка экскурсий и мероприятий, которые организует Саткинский краеведческий музей) (4-6 слайд)
Но здесь, несмотря на имеющиеся преимущества, есть и свои трудности и недостатки. (7 слайд) Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев?
Задание №1
«Взаимодействие дошкольных учреждений с музеями»
Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев?
(после ответов 8 слайд (щелчок))
- Музей расположен далеко от д/с;
- Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение, проезд, согласовать в руководством ДОУ, родителями);
- Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают либо утомлены, либо слишком эмоциональны);
- Материальная составляющая (выставки и тематические экскурсии обычно платные, или расходы при организации существенны);
- Нарушают привычный режим ДОУ;
- Тема экскурсий (не соответствует возрасту, программному содержанию).
Да, коллеги, подобные трудности действительно возникают. (Дополнить, есть что-то не названо)
(9 слайд (щелчок))Учитывая все эти сложности, которые могут возникнуть при взаимодействии музеев с ДОУ, логичным решением является организация работы в другом направлении.
Как вы думаете, коллеги, каким образом еще можно вести работу? Все также приобщая детей к культурно-историческому наследию, стимулируя познавательную активность, взаимодействуя с семьями воспитанников? (после ответов 9 слайд (еще 2 щелчка)
Правильно, необходимо организовать свой музей, а точнее мини-музей.
Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность. (10 слайд) Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. (11 слайд) Давайте перечислим, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ?
Задание №2
«Создание мини-музея в детском саду»
Перечислите, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ.
(после ответов 12 слайд (щелчок))
- Мини-музей расположен в ДОУ;
- Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);
- Дети – создатели, участники;
- Вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;
- Можно пригласить детей других групп ДОУ;
- Соответствует, разнообразят и дополняют образовательный процесс;
Да, всё верно. Вы правы, это является преимуществами создания мини-музея в детском саду. И уж если мы начали разговор о мини-музеях в ДОУ, то самое время обозначить тему мастер-класса. (13 слайд) Она звучит так: «Мини-музей как форма работы с детьми и родителями в ДОУ»
А теперь я хотела бы поделиться опытом и рассказать с чего началась работа над мини-музеем в моем случае. (14 слайд) В нашей группе есть мини-музей чая. Однажды, это было в середине декабря, я посмотрела в календарь интересных дат и праздников. Оказалось, что 15 декабря отмечают Международный день чая. Поделилась этой информацией с детьми, рассказала о том, что знала сама, принесла разные сорта чая из дома, посуду из Китая для заваривания. (15 слайд) Детям это оказалось очень интересно, они тоже стали рассказывать, делились своими вкусовыми предпочтениями, семейными традициями, историями. Всё это переросло сначала в беседу, затем в занятие, а потом и вовсе появился проект по созданию мини-музея чая. (16 слайд)
Позже мой наставник рассказала, что в детском саду существует такая практика по созданию мини-музеев. В других группах педагоги организовывали мини-музеи каши, матрешки, русской избы и др.
(17 слайд) Итак, как вы думаете, коллеги, что может быть основой для создания мини-музея?
Задание №3
«Основа мини-музея»
Укажите, что может быть основой для создания мини-музея
(после ответов 18 слайд (щелчок))
- Образовательная необходимость (необходимо интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете)
- Познавательная активность детей (появился интерес, желание узнать, откуда это берется?)
- Инициатива взрослого (педагога, родителя).
Да, коллеги, правильно. А давайте подумаем, как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в мини-музее? (19 слайд)
Задание №4
«Мини-музей и образовательный процесс»
Как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в мини-музее?
(после ответов 20 слайд (щелчок))
- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;
(21 слайд + щелчок) - Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я - экскурсовод» и др.); (после ответов на вопрос – щелчок)
(22 слайд) - Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения. (после ответов на вопрос – щелчок)
(23 слайд) - Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия; (после ответов на вопрос – щелчок)
(24 слайд + щелчок) Поскольку ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, то в ходе проекта по созданию мини-музея были разработаны авторские дидактические игры. Позднее можете ознакомиться с ними и рассмотреть подробнее, они здесь представлены. Я хочу продемонстрировать одну из них. (25 слайд) Игра называется «Угостим гостей чаем» (или «Какой это чай»). Игра состоит из чайной чашки с карманом и чайных пакетиков. Сам воспитатель или ребенок выбирает пакетик чая и смотрит, что нарисовано на ярлычке. Игра сопровождаемся комментарием педагога: « Ты угощаешь гостей чаем с лимоном, значит этот чай какой… (лимонный)». В игре есть двойные ярлычки: «Ты угощаешь гостей чаем с лимоном и мятой, значит твой чай какой… (мятно-лимонный)».
(26 слайд) Другая игра «Чайник будущего». Эту игру по ТРИЗ технологии мы проводили с детьми в ходе занятий, посвященных посуде для организации чаепития. Беседовали о том, что раньше были самовары – это посуда из прошлого, сейчас – чайники, электрочайники и термопоты. Перед детьми стояла задача придумать чайник будущего. Для этого из различный частей посуды и не только, необходимо было составить чайник будущего и придумать ему название.
(27 слайд) И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея. Подробно с этими принципами вы сможете ознакомиться в брошюре. Сейчас лишь кратко обозначу их на экране:
Принцип интеграции
Принцип деятельности и интерактивности
Принцип природосообразности
Принцип научности
Принцип гуманизации и партнерства
Принцип культуросообразности
Принцип динамичности и вариативности
Принцип разнообразия
Принцип регионального компонента
А теперь, давайте еще раз вспомним тему нашего мастер-класса. А она звучит так: (28 слайд) «Мини-музей как форма работы с детьми и родителями в ДОУ». И формы работы с детьми мы обозначили. А что касается взаимодействия с родителями?
(29 слайд) Коллеги, на ваш взгляд, какие формы взаимодействия с родителями можно реализовать, совместно работая над созданием мини-музея?
Задание №5
«Мини-музей и работа с родителями»
Какие формы взаимодействия с родителями можно реализовать, работая над созданием мини-музея?
(после ответов 30 слайд (щелчок))
- Изготовление атрибутов для игр и оформления;
- Создание тематических альбомов;
- Анкетирование родителей;
- Фото-выставки и выставки детских работ;
- Родительские собрания (круглый стол, дискуссионные встречи, деловая игра);
- Консультации, папки-передвижки;
- Экскурсия для детей и родителей;
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов;
- Досуговая форма общения (познавательно-игровая викторина, фольклорный или спортивный досуг, чаепитие).
Да, коллеги, именно такая деятельность и была проведена с родителями в нашем мини-музее чая. (31 – 37 слайды).(Появляется изображение – комментарий – щелчок)
(38 слайд) И, безусловно, вся эта деятельность с детьми и работа с родителями проводилась не стихийно, а поэтапно. Ранее я обозначила, что работа над созданием мини-музея – это своего рода проектная деятельность. И этапы реализации этого, как любого проекта, таковы:
Подготовительный этап.
В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини - музея, разрабатывали его модель, выбирают место для размещения.
Практический этап (этап реализации проекта).
Сбор экспонатов и информации о них, создание музея, разработка экскурсий, открытие мини-музея, приглашение гостей (дети других групп, родители), пополнение атрибутов в музее, проведение образовательной деятельности. Участие в создании детей и родителей обязательно.
Заключительный (обобщающий этап). (39 слайд)
Презентация мини музея.
(40 слайд) В дальнейшем планирую развиваться в данном направлении, потому что работа над созданием мини-музея помогла мне решить комплекс педагогических задач. Работа в музее, в первую очередь, очень увлекает детей (41 слайд + щелчок): дети стали больше интересоваться историей вещей, проявляя познавательную активность, стали чаще выражать стремление к творческому самовыражению. (41 слайд + щелчок) Родители также активно принимали участие в создании музейной экспозиции, участвовали в опросах, принимали участие в мастер – классах и совместной деятельности с детьми. Эта работа помогла выстроить партнерские отношения, привлечь родителей к участию в тематических мероприятиях на базе мини-музея. (42 слайд) В результате работы над этим проектом я познакомилась и освоила новую педагогическую технологию, а мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы.
(43 слайд + щелчок) Ну и конечно же, будем рады видеть вас в нашем Мини-музее чая!
(44 слайд + щелчок) Спасибо за внимание!
Презентация к МК "Мини-музей в ДОУ"
PPTX / 6.85 Мб
Брошюра "Мини-музей в ДОУ"
DOCX / 542.66 Кб
Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Рыжова Н.А., Данюкова А.И., Логинова Л.В. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-пресс, 2008
https://www.youtube.com/watch?v=ntDVtlr8oYA - Вебинар "Музейная педагогика в детском саду: как выбрать тематику для мини-музея"
Янова Татьяна Викторовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Перминова Елена Федоровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Мастина Ольга Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна