Мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности «Экспериментируем играя»
Пояснительная записка к презентации
СЛАЙД 1 «Экспериментируем играя».
Мастер-класс для педагогов ДОУ по поисково-экспериментальной деятельности
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
На непосредственной образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы, обращаться с просьбами. В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей способам, познавательной деятельности. В совместной деятельности – закрепляем полученные ранее знания и представления.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Мы все с вами на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
2 СЛАЙД Цели задачи
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Данные цели достигаются посредством следующих задач
Формирование представлений о предметах: их свойствах и качествах.
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
СЛАЙД 3
Сегодня в форме сказки я продемонстрирую вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка называется «Путешествие утенка».
СЛАЙД 4
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утята. Все дети были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос.
СЛАЙД 5
Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
СЛАЙД 6
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки.
СЛАЙД 7и сразу 8
Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Посмотрите, какие цветы есть у меня.
Я предлагаю, вам превратить наши цветы в кувшинки , и посмотреть, как они распустятся. Прошу для данного опыта выйти 4х желающих.
Возьмите цветок из бумаги ( это будут наши кувшинки) , согните его липестки, опустите кувшинки, в таз с водой. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Почему, это происходит? (Ответы).
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки от тяжести раскрываются. Спасибо, присаживайтесь.
СЛАЙД 9. Потом утенок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2.Сейчас мы с вами поэкспериментируем и с помощью винограда и газированной воды изобразим движение рыбок в воде.
Возьмите стакан, не торопясь налейте в него газированную воду и бросьте в него виноградинку. Что произошло с виноградинкой?
Вывод: Она чуть тяжелее воды и опустится на дно.
Посмотрите, на нее тут же садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики.
Что сейчас происходит с виноградинкой?
А сейчас их стало так много, что виноградинка всплывет.
Почему, виноградинки всплывают и тонут? (Ответы).
Вывод: Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
СЛАЙД 10. Наш утенок пошел дальше. Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь. Утенок испугался и спрятался под зонтом. И у нас иногда идут дожди.
Опыт № 3 С помощью этого опыта, я хочу продемонстрировать как идет дождь. (Данный опыт в целях безопасности проводит воспитатель, дети могут только положить лед щипцами, либо просто быть наблюдателями).
Мною был заранее подготовлен атрибут, для этого понадобятся две 1.5 литровые пластиковые бутылки. У одной отрежьте верхушку, а у другой донце. В донце с помощью шила проделайте отверстия. Налейте в бутылку горячей воды и закройте ее донцем с дырочками, сверху в донце положите несколько кубиков льда.
Почему пошел дождь?
Вывод: Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше.
СЛАЙД 11. Он пошел по мокрому песку, и увидел, что, после него остаются следы.
СЛАЙД 12 А потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, почему остаются следы на песке?
Опыт № 4
Давайте мы с вами поэкспериментируем и попробуем оставить следы на песке.
Возьмите подготовленные следы, сделанные из пластилина, и давайте попробуем оставить следы на песке.
Сначала на сухом песке , Анализируем почему нет следов потом на влажном
На каком песке следы остались?
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, СЛАЙД 13 который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы они прилетели собирать пыльцу с цветов.
Опыт № 5
Посмотрите какой у меня есть красивый цветок. Давайте, мы с вами, посадим пчелок на серединку нашего цветочка и посмотрим, захотят ли, пчелки, посидеть на нашем цветочке, и пособирать с него пыльцу? А моя пчелка не может сидеть, а почему?
Почему пчелки не падают?
Вывод: Пчелки будут магнититься к цветку.
СЛАЙД 14. Наш герой так устал от свалившихся на его голову приключений, И понял ,что ушел очень далеко от дома. Он попросил пчелку проводить его. Пчела проводила утенка до озера, где плавала его мама и братья. Он поблагодарил пчелку.
И быстро поплыл к маме утке под крылышко. СЛАЙД 15 Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
СЛАЙД 16. У утенка осталось много вопросов: Пока они плавали, он задавал маме утке все новые и новые вопросы.
В заключение нашей встречи я предлагаю вашему вниманию «Памятку что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Слайд 17 Спасибо за внимание!