ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!
Опытно-экспериментальная деятельность
воспитателя МБДОУ «Д/С №371 г.Челябинска»
Яновой Т.В.
Проблема?!
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)
Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Поэтапная реализация проекта:
Обследование детей.
Изучение соответствующей литературы.
Составление плана работы.
Насыщение предметно-развивающей среды, создание экспериментального уголка;
Подбор методического материала.
Пополнение картотеки опытов и экспериментов;
Изготовление карточек-схем, мнемотаблиц;
Обучение детей правилам работы с материалами.
Структура детского экспериментирования
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
формулирование выводов.
Методическое обеспечение
Картотека опытов и наблюдений (1й и 2й год обучения);
Перспективное планирование работы детской лаборатории;
Схемы, мнемотаблицы, алгоритмы;
Подборка конспектов экспериментирований;
Дневник экспериментов, журнал наблюдений;
Правила работы с различными материалами;
Папка работы с родителями;
Оборудование для опытов.
Экспериментальный уголок
Эксперименты с магнитами
Испарение влаги с растения
Разноцветные цветы
Фейерверк в стакане
Появление радуги
Свойства песка
Вулкан
Экспериментируем дома!
Волшебная варежка
«Сухой из воды»
Очищение воды
Горбачёва Марина Юрьевна