12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панкратова Ольга Владимировна58
Россия, Челябинская обл., Чебаркуль
2

Мастер- класс для педагогов по теме опытно - экспериментальная деятельность









мастер - класс для педагогов по теме опытно - экспериментальная деятельность.

















Подготовил:

воспитатель

Панкратова О.В.



Чебаркуль, 2022.



Мастер-класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности 

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще

наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. 

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

- В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

 Я хочу увидеть в своих воспитанниках- детей любознательных, общительных, умеющих ориентироваться в окружающем мире, умеющих решать возникающие проблемы. И в этом мне помогают занимательные опыты и эксперименты. Сегодня я хочу вам показать некоторые эксперименты, которые можно провести с детьми не затрачивая особых усилий.

Для этого мы не надолго вернемся в наше детство и станем детьми старшей группы"Почемучки".

Содержание:

Восп. Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

(ответы детей)

Восп. Правильно, молодцы!

А скажите мне, пожалуйста, ребята в каких сказках говорится о яйце.(Курочка Ряба, Василиса прекрасная)

Сегодня речь пойдет о яйце (достает из корзинки яйцо и показывает детям).

Восп. Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега.

Восп. А кто знает, какая польза от куриных яиц для человека? (ответы детей). Яйцо - это удивительный продукт потому, что в нем, таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляет мозг, зрение и сердце. Яйца улучшают память, предохраняют от многих серьезных заболеваний и помогают похудеть. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости.

Восп. Ребята, скажите, а откуда берутся яйца (ответы детей). Их несут только куры? (ответы детей). Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.

Дидактическая игра «Чье это яйцо»(воспитатель показывает картинки птиц: страус, голубь, курица, утка, гусь.)

Восп. Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Восп. Ребята, давайте еще раз посмотрим на яйцо. Назовите, пожалуйста, его внешние признаки (ответы детей). А вы бы хотели посмотреть, что находится внутри яйца? Мы не знаем с вами, что находится внутри яйца потому давайте на всякий случай оденем защитную одежду – фартуки, чтобы не запачкать нашу одежду.

Одевают фартуки. Проходят за столы для проведения опытов.

Опыт №1 «Что внутри»

Восп. Я разобью вам яйцо и вылью его содержимое в блюдце, а вы внимательно смотрите, что находится внутри. Беру в руки яйцо, аккуратно, ложечкой разбиваю его посередине и выливаю в блюдце. Смотрим из чего состоит (ответы детей). Что мы видим в центре (ответы детей). Какой желток? (желтый,яркий, круглый). Желток - жидкая масса в тонкой пленке. Заранее отделить желток от белка и показать детям.Его в руки взять не можем. Что вокруг желтка? (ответы детей). Какой он? (прозрачный с желта, жидкий, принимает форму сосуда). Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? (хрупкая, ломкая, тонкая).

Ребята делают вывод: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке).

Восп. Ребята я немного устала, а вы? Давайте отдохнем?

Физкультминутка «А теперь на месте шаг»

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Опыт№2 «Яйцо и газированная вода»

Вторая часть опыта «Что стало с яйцом» (первая часть опыта проводилась за неделю «Погружения яйца в газированную воду»).

Воспитатель обращает внимание на стакан с газированной водой, в которое погружено яйцо. Дети вспоминают алгоритм выполнения (в стакан с газированной водой погрузили яйцо). Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить? (что станет с яйцом).

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что стало с яйцом. Дети объясняют увиденное (яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа стала мягкой). Восп. Какой можно сделать вывод? (газированная вода изменяет скорлупу, краска остается на поверхности яйца, а скорлупа становится какой? Мягкой). Дети высказывают свои предположения, почему так произошло.

Восп. Ребята, как вы считаете, можно ли пить газированную воду? (ответы детей).


Восп. А теперь я предлагаю вам провести самостоятельно эксперимент с яйцом. Согласны?

Опыт №3 «Тонет, не тонет»

Восп. Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что мы видим? (ответы детей). Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? (яйцо держится на поверхности воды). Почему? (ответы детей) Потому, что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды.

А теперь, давайте разбавим соленый раствор пресной водой, что увидели? (яйцо плавает посередине). Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине.

Восп. Ребята я предлагаю вам зарисовать наш опыт. на столе лежит лист бумаги на котором нарисованы и подписаны 3 стакана(соль, вода, соль+вода).надо нарисовать яйцо. где оно будет находиться во всех трех вариантах.


Опыт 4

«Сырые, варенные яйца»Проведение: определить (варенное яйцо крутиться –сырое, нет)Объяснить: в варенном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.


Восп. Ребята, какие вы молодцы. Скажите, вам понравилось наше занятие(ответы детей). Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). Скажите, можно ли пить газированную воду?


ВыводОпытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Используемая литература.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М.: АРКТИ, 64 с.
















Опубликовано


Комментарии (0)

Соколова Елена Борисовна
Комментарий был удалён пользователем 18 фев 2022 в 09:28
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.