Мастер-класс для педагогов по теме опытно - экспериментальная деятельность
мастер - класс для педагогов по теме опытно - экспериментальная деятельность.
Подготовил:
воспитатель
Панкратова О.В.
Мастер-класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
— идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
— развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
— происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
— формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
— развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
- В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Я хочу увидеть в своих воспитанниках- детей любознательных, общительных, умеющих ориентироваться в окружающем мире, умеющих решать возникающие проблемы. И в этом мне помогают занимательные опыты и эксперименты. Сегодня я хочу вам показать некоторые эксперименты, которые можно провести с детьми не затрачивая особых усилий.
Для этого мы не надолго вернемся в наше детство и станем детьми старшей группы"Почемучки".
Содержание:
Восп. Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку:
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
(ответы детей)
Восп. Правильно, молодцы!
А скажите мне, пожалуйста, ребята в каких сказках говорится о яйце.(Курочка Ряба, Василиса прекрасная)
Сегодня речь пойдет о яйце (достает из корзинки яйцо и показывает детям).
Восп. Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега.
Восп. А кто знает, какая польза от куриных яиц для человека? (ответы детей). Яйцо - это удивительный продукт потому, что в нем, таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляет мозг, зрение и сердце. Яйца улучшают память, предохраняют от многих серьезных заболеваний и помогают похудеть. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости.
Восп. Ребята, скажите, а откуда берутся яйца (ответы детей). Их несут только куры? (ответы детей). Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.
Дидактическая игра «Чье это яйцо»(воспитатель показывает картинки птиц: страус, голубь, курица, утка, гусь.)
Восп. Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Восп. Ребята, давайте еще раз посмотрим на яйцо. Назовите, пожалуйста, его внешние признаки (ответы детей). А вы бы хотели посмотреть, что находится внутри яйца? Мы не знаем с вами, что находится внутри яйца потому давайте на всякий случай оденем защитную одежду – фартуки, чтобы не запачкать нашу одежду.
Одевают фартуки. Проходят за столы для проведения опытов.
Опыт №1 «Что внутри»
Восп. Я разобью вам яйцо и вылью его содержимое в блюдце, а вы внимательно смотрите, что находится внутри. Беру в руки яйцо, аккуратно, ложечкой разбиваю его посередине и выливаю в блюдце. Смотрим из чего состоит (ответы детей). Что мы видим в центре (ответы детей). Какой желток? (желтый,яркий, круглый). Желток - жидкая масса в тонкой пленке. Заранее отделить желток от белка и показать детям.Его в руки взять не можем. Что вокруг желтка? (ответы детей). Какой он? (прозрачный с желта, жидкий, принимает форму сосуда). Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? (хрупкая, ломкая, тонкая).
Ребята делают вывод: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке).
Восп. Ребята я немного устала, а вы? Давайте отдохнем?
Физкультминутка «А теперь на месте шаг»
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Опыт№2 «Яйцо и газированная вода»
Вторая часть опыта «Что стало с яйцом» (первая часть опыта проводилась за неделю «Погружения яйца в газированную воду»).
Воспитатель обращает внимание на стакан с газированной водой, в которое погружено яйцо. Дети вспоминают алгоритм выполнения (в стакан с газированной водой погрузили яйцо). Ребята для чего мы проводили такой опыт, что хотели проверить? (что станет с яйцом).
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что стало с яйцом. Дети объясняют увиденное (яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа стала мягкой). Восп. Какой можно сделать вывод? (газированная вода изменяет скорлупу, краска остается на поверхности яйца, а скорлупа становится какой? Мягкой). Дети высказывают свои предположения, почему так произошло.
Восп. Ребята, как вы считаете, можно ли пить газированную воду? (ответы детей).
Восп. А теперь я предлагаю вам провести самостоятельно эксперимент с яйцом. Согласны?
Опыт №3 «Тонет, не тонет»
Восп. Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что мы видим? (ответы детей). Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? (яйцо держится на поверхности воды). Почему? (ответы детей) Потому, что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды.
А теперь, давайте разбавим соленый раствор пресной водой, что увидели? (яйцо плавает посередине). Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине.
Восп. Ребята я предлагаю вам зарисовать наш опыт. на столе лежит лист бумаги на котором нарисованы и подписаны 3 стакана(соль, вода, соль+вода).надо нарисовать яйцо. где оно будет находиться во всех трех вариантах.
Опыт 4
«Сырые, варенные яйца». Проведение: определить (варенное яйцо крутиться –сырое, нет). Объяснить: в варенном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Восп. Ребята, какие вы молодцы. Скажите, вам понравилось наше занятие? (ответы детей). Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). Скажите, можно ли пить газированную воду?
Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Используемая литература.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.
Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М.: АРКТИ, 64 с.