Экспресс-схема неврологической диагностики дизартрии
Экспресс-схема неврологической диагностики дизартрии
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Дата рождения___________________ Дата обследования_________________
|
Признаки неврологической дисфункции |
Степень выраженности признака |
|||
|
Слабая степень |
Средняя степень |
Высокая степень |
||
|
1. |
Ассиметрия носогубных складок |
|||
|
2. |
Девиация языка |
|||
|
3. |
Девиация маленького язычка |
|||
|
4. |
Движение небной занавески (с одной или двух сторон) |
|||
|
5. |
Оральные синкенезии |
|||
|
6. |
Физиологические рефлексы: небный и глоточный |
|||
|
7. |
Рефлексы орального автоматизма: хоботковый, ладонно-подбородочный |
|||
|
8. |
Гипотония мышц артикуляционного аппарата |
|||
|
9. |
Гипертония мышц артикуляционного аппарата |
|||
|
10. |
Дистония мышц артикуляционного аппарата |
|||
|
11. |
Гипотрофия мышц артикуляционного аппарата |
|||
|
12. |
Фибриллярные подергивания в языке |
|||
|
13. |
Гиперкинезы артикуляционного аппарата и др. частей тела |
|||
|
14. |
Гиперсаливация |
|||
|
15. |
Нарушение координации движений языка и верхних конечностей |
|||
Заключение логопеда________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение невролога_______________________________________________
__________________________________________________________________
Определение формы дизартрии
|
Форма дизартрии |
№ признака неврологической дисфункции |
|
Корковая дизартрия |
1, 2, 5, 7, 9 |
|
Псевдобульбарная дизартрия |
2, 3, 4, 5, 7, 9, 14 |
|
Бульбарная дизартрия |
2, 3, 4. 8, 11, 12 |
|
Подкорковая дизартрия |
10, 13, могут быть 5, 4 |
|
Мозжечковая дизартрия |
8, 15 |
Пояснительная записка
Схема представлена в виде таблицы, отражающей как характер неврологической дисфункции, так и степень ее выраженности. Данная схема может быть первично применена невропатологом и логопедом (в зависимости от того, кто первый консультирует ребенка). При проведении обследования специалист заполняет колонки таблицы, обозначая степень выраженности наблюдаемого неврологического признака. Слабо выраженные неврологические признаки будут свидетельствовать о стертой форме дизартрии. Характер неврологических расстройств укажет на форму дизартрии.
После проведенного обследования специалист заполняет колонки таблицы с обозначением степени выраженности того или иного неврологического признака. Изучив полученные результаты обследования, следует выделить ведущий неврологический синдром и сделать предварительное заключение о форме речевой патологии. Согласно полученным результатам обследования определяется дальнейший план наблюдения за ребенком у невропатолога и логопеда. Подобное тесное сотрудничество этих специалистов позволит на ранних этапах развития ребенка распознать речевую патологию, обусловленную органическим поражением головного мозга, что будет способствовать их наиболее ранней и адекватной коррекции.