12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Регина803
Учитель-логопед МКОУ "Центр ПМСС"
Россия, Карелия респ., Олонец
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

Артикуляция и произношение формируется в определенной последовательности:

- необходимый способ подачи воздушной струи,

- подключение мягкой голосоподачи,

- выработка позиций артикуляционных органов.

Индивидуальный подход. Сначала работаем над звуками, которые ребёнок правильно произносит, улучшаем и автоматизируем звучание. Затем над звуками, которые в определенных условиях дизартрик может произнести (беззвучно, шепотом, по подражанию, в изолированном звучании и т.д) Обязателен массаж, подготовительные упражнения на выработку кинестетических ощущений языка и губ, постановка с помощью зонда чаще.

 

Звук а.

Рот раскрыт. Выработать воздушную струю на язык, мягкий голос, озвученный выдох, отрабатываем долготу звучания.

 

Звук о.

Сначала воздушная струя на губы, затем голосоподача, Если не поднимается корень языка – слегка запрокинуть голову ребенка или нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуть язык назад.

 

Звук у.

Так же, акцентируем внимание на сужении губ и более высоком подъеме корня языка.

 

Звук и.

От а – кончик языка упереть в нижние резцы, а переднюю часть языка приподнять, как горку. Если не получается, то лицом вниз на кушетке, чтобы голова свешивалась и отрабатывать в таком положении. Поддерживаем лоб ребенка.

 

Звук э.

От и – слегка нажать на переднюю часть спинки языка (слегка опустить).

 

Звук ы.

От и – отодвинуть язык вглубь рта, сохраняя горку.

 

Звук м.

Носовой выдох. от у – плотно смыкаем руками губы.

 

Звук мь.

От и. И-ммм-и. С паузами и без пауз.

 

Звук н.

От м, прижав кончик языка губами, затем покусать зубами. Фиксируем слуховое внимание на звуке и предлагаем прижать кончик языка к небу, к верхним резцам.

 

Звук нь.

Кончик языка к нижним резцам. От и. И-ннн-и.

 

Звук б.

От у. Кратковременно смыкать и размыкать губы руками.

 

Звук п.

Вытянуть губы вперед в трубочку и подуть, кратковременно соединяя губы.

 

Звук в.

От у, прижимаем нижнюю губу к верхним резцам.

 

Звук д.

 

От ба-ба-ба. Кончик языка между губами. Затем упереть кончик языка в передние резцы (нижние, верхние), коснуться языком неба. Если не получается, позиция лицом вниз.

 

Звук т

 от па-па-па

 

Звук г.

От да-да-да, нажимает на кончик языка, отодвигая вглубь тра. На спине или сидя с запрокинутой головой назад.

 

Звук к –

 от та-та-та

 

Звук й

Сочетание аааиии, укорачиваем и, иииааа, укорачиваем а.

 

 

Звук з.

Выработать плавную воздушную струю посередине языка, голос подать, положить кончик языка на нижнюю губу, затем улыбнуться, оскалить зубы и язык между зубов, затем убираем язык за нижние резцы, приподнять спинку. (коснуться шпателем или зондом, пощекотать в том месте, которое нужно приподнять.

 

Звук ц.

От АТС с ускорением.

 

Звук ж.

Воздух через середину распластанного языка. Положить широкий язык на верхнюю губу и подуть на кончик, вызвать ощущение теплой воздушной струи. Присасываем язык, помогая нижней губой или рукой, если трудно. Подача голоса. Медленно убираем язык за верхние зубы. Не акцентируем внимание на округлении губ, постановка при оскале. Перемещаем зондом язык до нужного положения вперед-назад, просим ребенка самому поискать зондом нужное положение, при котором слышится песенка жука.

 

Звук щ.

 От и-шшш-и.

 

Звук ч.

 ОТ ать.

 

Звук л.

Подача воздуха в передние отделы. Петь ааа. В момент пропевания касаться кончиком языка то нижней, то верхней губы. Показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее языком. Петь ааа и прижать язык к верхней губе, перемещать язык за верхние резцы. Если не может – зондом.

 

Звук р.

Упражнения на растягивание подъязычной связки, облизывание губ с широко раскрытым ртом, вытягивание языка к носу. Формирование ощущения воздушной струи на кончик языка. Задувание на кончик языка при укладывании широкого языка на верхнюю губу. Отработка подвижности кончика языка. Присасываем к небу - цокание, болтушка (быстрое высовывание изо рта и втягивание назад бл,бл,бл. На оскале распластанный кончик языка ударяет по небу, произнося да-да-да, дэ-дэ-дэ. В разном ритме, со смещением ударения, с ускорением темпа. Дополнительно поддуваем на язык, произнося да-да-да.

От дз, удерживая кончик языка за верхними зубами, поддуваем на кончик языка.

С механической помощью от д-д-д.

Если двойная вибрация от т-т-т. Если не может поднять кончик языка, то на спине с запрокинутой головой.

Щелевые звуки сначала автоматизируются в прямых слогах, взрывные в закрытых.

Опубликовано в группе «Логопед и Я»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.