Элективный курс по информатике для 9 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
РАССМОТРЕНО на заседании МО математики, информатики и ИКТ ____________ Зацепина Л.И. Протокол № __от _______2016г. |
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________ И.С.Глинская «___» ________ 2016г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ № 13 _________ Маркова Н.П. Приказ № ____ от________ 2016г |
Программа
элективного курса
по информатике и ИКТ
«Графика на языке Pascal»
для 9-х классов
предпрофильной подготовки учащихся
Учитель: Шевелева Юлия Александровна
2016
Класс: 9Количество часов: 17
Профиль: курс предназначен для учащихся девятых классов.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА
В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.
В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы:
Федеральный базисный учебный план от 2004 года;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение;
Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р “Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение”;
Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;
Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения.
В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:
Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс рассчитан на 17 часов, которые проводятся в течение учебного года по 0,5 часа в неделю.
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование. Изучая программирование на Pascal учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом второго поколения и примерной программой среднего общего образования.
Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления у учащихся в ходе составления программ на языке программирования.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.
Цель курса: формирование навыков программирования на языке Pascal, знакомство учащихся с применением методов информатики для программирования графических объектов.
Задачи курса:
прививать интерес к информатике;
формировать у учащихся интерес к профессиям, требующим навыков алгоритмизации и программирования;
развивать культуру алгоритмического мышления;
способствовать освоению учащимися всевозможных методов решения задач по графике, реализуемых на языке Паскаль;
сориентировать школьников на достижение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Формы занятий:
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в те- чение части занятия или нескольких занятий.
Технологии и формы обучения:
теоретические занятия;
практические занятия.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Графика на языке Pascal », учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом в области программирования.
Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на зачетном уроке в виде контрольных практических заданий.
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
общее |
теория |
теория+практика |
||
1 |
Общие положения |
1 |
1 |
- |
2 |
Процедуры и функции библиотеки Graph |
4 |
1 |
3 |
3 |
Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки |
4 |
1 |
3 |
4 |
Использование переменных и случайных величин при рисовании |
4 |
1 |
3 |
5 |
Движение картинок по экрану |
3 |
1 |
2 |
6 |
Итоговый проект |
1 |
- |
1 |
Итого: |
17 |
5 |
12 |
Номер урока |
Дата |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Общие положения. Библиотека Graph. Инициализация графического режима |
«Скелет» графической программы |
1 |
|
2 |
Процедуры и функции библиотеки Graph |
Представление о библиотеке Graph |
1 |
|
3 |
Примеры построения изображений на экране |
Иллюстрация основных возможностей по изображению геометрических образов |
1 |
|
4 |
Практическая работа 1 «Графические примитивы» |
1 |
||
5 |
Практическая работа 2 «Создание простейших фигур» |
1 |
||
6 |
Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки |
Иллюстрация основных возможностей по изображению линий разного стиля и толщины, заливки замкнутой области |
1 |
|
7 |
Практическая работа 3 «Закрашивание фигур различными цветами» |
1 |
||
8 |
Практическая работа 4 «Окружность. Эллипс. Дуга» |
1 |
||
9 |
Использование переменных величин при рисовании |
Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация основных возможностей |
1 |
|
10 |
Использование случайных величин при рисовании |
Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация основных возможностей |
1 |
|
11 |
Движение картинок по экрану |
Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация |
1 |
|
12 |
Использование операторов ( движение картинок по экрану) |
Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация основных возможностей |
1 |
|
13 |
Создание движения картинок по экрану |
Иллюстрация основных возможностей |
1 |
|
14 |
Создание большой программы |
Создание программы по этапам: Постановка задачи. Программирование по методу «сверху вниз». • Работа над структурой программы. Запись программы целиком |
1 |
|
15 |
Практикум «Графика на языке программирования Паскаль» |
Задание на создание индивидуальной прикладной программы. Порядок описания переменных, процедур и других конструкций Паскаля. Работа над структурой программы. Отладка программы; трудные места. Запись программы целиком |
1 |
|
16 |
Практикум «Движение картинок на языке программирования Паскаль» |
Задание на создание индивидуальной прикладной программы. |
1 |
|
17 |
Итоговый проект |
1 |
Содержание учебного курса
1. Общие положения (1ч)
Основы языка программирования Pascal. Величины и их характеристики: тип, имя, значение. Общие положения. Библиотека Graph. Инициализация графического режима.
2. Процедуры и функции библиотеки Graph (4ч)
Процедуры и функции библиотеки Graph: линия, окружность, прямоугольное окно, точка.
3. Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки (4ч)
Заливка. Стиль линий и заливки Режимы заливки.
4. Использование переменных и случайных величин при рисовании (4ч)
Использование в рисовании переменных величин. Использование случайных величин при рисовании.
5. Движение картинок по экрану (3ч)
Создание быстро меняющихся картинок.
6. Итоговый проект (1ч)
Проверка знаний учащихся, создание индивидуального проекта.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТВ результате освоения курса учащиеся
должны знать/ понимать:
сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;
основные типы данных и операторы (процедуры) языка программирования Турбо Паскаль;
основные графические объекты языка Паскаль.
должны уметь:
разрабатывать и записывать на языке Турбо Паскаль типовые алгоритмы;
пользоваться процедурами библиотеки Graph;
пользоваться всеми возможностями языка программирования Паскаль.
Перечень учебно-методических средств обучения
Окулов С.М. Основы программирования. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2008.
Задачи по программированию / С.М.Окулов, Т.В.Ашихмина, Н.А.Бушмелева и др.; Под ред. С.М.Окулова. - М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2006.
Информатика. Задачник-практикум: в 2т./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Т.1. М.:БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2006.
Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для щкольников. СПб.: Питер, 2005.
Огнёва М.В., Кудрина Е.В. Turbo Pascal: первые шаги. Примеры и упражнения: Учеб. пособие: Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008.
Огнёва М.В., Кудрина Е. В., Кондратова Ю.Н. Turbo Pascal: типы данных и алгоритмы: Учеб. пособие: Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005.
Бабушкина И.А. и др. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие по курсам «Информатика и вычислительная техника», «Основы программирования». – М., АБФ, 1998.
Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. пособие – 3-е доп.изд. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Шауцукова Л.З. Информатика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2000.
Малясова С.В. Элективный курс «Программируем на Паскале». Журнал «Информатика и образование», №12 - 2006, №1 - 2007.
Мозговой М.В. Занимательное программирование: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2004.
http://it.kgsu.ru/Pascal/oglav.html - «Информатика и программирование. Шаг за шагом»
Довгаль С. И., Литвинов Б. Ю., Сбитнев А. И. Персональные ЭВМ: Турбо Паскаль 6.0, объектное программирование, локальные сети (учебное пособие). Киев: Информсистема сервис, 1993.
Лунин С. Н. Turbo Pascal 7.0: Самоучитель для начинающих. М.: Диалог-МИФИ, 2004.
Турбо Паскаль 7.0: Для пользователя. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1996.
Фаронов В. В. Основы Турбо Паскаля (6.0). М.: МВТУ-Фесто Дидактик, 1992.