12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барышников Денис Вадимович505
Россия, Удмуртская респ., Якшур-Бодья

МБОУ Большеошворцинская СОШ имени Ф.А. Пушиной

Рассмотрена на заседании

методического объединения:

«___» ______________2016 г.

Руководитель ШМО: _________ Г.А.Загребина

Принята на заседании

педагогического совета №___

от «___»____________2016 г.

Зам.директора по УВР: _________ А.В.Рудина

Утверждена руководителем

образовательного учреждения

приказ № ___ от «__ »____________2016 г.

Директор школы: _____________ Н.Н.Лукина

Рабочая программа элективного курса

по истории

«Трудные вопросы истории»

11 класс

 

 

Составитель: Барышников Д.В.

учитель истории и обществознания

 

 

д. Большие Ошворцы

2016 г.

Пояснительная записка

В последнее время для поступления в ВУЗы все более востребованными являются обществоведческие дисциплины, в том числе и история. Уровень заданий ЕГЭ достаточно сложный и для успешной сдачи экзамена необходима дополнительная подготовка учащихся по истории.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассни­ков к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Россия в XIX вв.», «Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй половине XX – начале XXI вв.».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части «А», «В», «С». Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;

применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;

способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;

способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

Знать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

основные исторические термины, понятия, исторические личности.

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;

называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

лекции с последующим опросом;

лекции с обсуждением документов;

беседы;

практические занятия;

анализ альтернативных ситуаций;

работа в парах, группах, индивидуально;

выполнение работ по заданному алгоритму;

решение заданий различной степени сложности: части «А», «В», «С».

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

Предполагаемые результаты изучения курса:

учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;

научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;

успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.

Курс рассчитан для учащихся 11 классов в количестве 34 часов. Учебно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием программы.

Содержание курса

11 класс – 34 часа.

Тема «Россия в XIX веке» 11 часов

Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз.

Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А.А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М.М. Сперанский. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный договор.

Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы.

Русская культура в первой половине XIX века. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись). Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка.

Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ.

Общественное движение второй половины XIX века. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В.И. Ульянов (Ленин).

Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков.

Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XIX веке». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части «А», «В», «С».

Тема «Россия в первой половине XX века» 11 часов

Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская война. Особенности экономического развития России в начале XX в. Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II – последний российский император. Необходимость модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Русско-японская война. Портмутский мирный договор. Образование первых в России политических партий.

Революция 1905-1907 гг. Столыпин П.А. Причины революции. Основные события революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской революции. Реформы П. А. Столыпина.

Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка.

Россия в Первой мировой войне. Причины первой мировой войны, участники. Позиция большевиков. События на фронтах первой мировой войны. «Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране.

Великая российская революция. Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые декреты.

Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война. Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги гражданской войны.

Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война с Японией. Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Итоги Великой Отечественной войны.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XX вв.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части «А», «В», «С».

Тема «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.» 10 часов

СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война». Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.

СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его последствия». Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социально-экономической сфере. Внешняя политика.

СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Приход к власти Л.И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная программа». Концепция «Развитого социализма». Внешняя политика.

СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад СССР. М.С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС. Внешняя политика: «новое политическое мышление». События 1991 г. Распад СССР.

Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг.

Россия в 1992 – 2017 гг. Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г. Переход к рыночной экономике. Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России. Россия в системе современных международных отношений.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XX века – начале XXI века». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части «А», «В», «С».

Пробный ЕГЭ 3 часа. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части «А», «В», «С».

Литература для учителя и учащихся

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2011 года по истории России.

Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по истории России.

Агафонов С.В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ. материалы/С.В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Владимирова О.В. История: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Владимирова О.В. История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.

Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с Древности до начала XVII века»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России XVII - XVIII вв.»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Россия в XIX в»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Владимирова О.В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России в XX – начале XXI вв.»/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2010. История: сборник заданий/Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина. – М.: Эксмо, 2009.

Жукова Л.В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие/Л. В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К.М. – СПб.: Тригон, 2008.

Пономарев М.В., Хартулари Г.С. ЕГЭ 2009. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.

п/п

Дата

Наименование тем курса

Кол-во часов

Форма занятия

Учебно-тематический план

Тема «Россия в XIX веке». 11 часов

1.

 

Внутренняя и внешняя политика Александра I.

1

Лекция

2.

 

Восстание декабристов.

1

Лекция

3.

 

Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика.

1

Лекция

4.

 

Общественная мысль в 1830-1850 гг.

1

Лекция

5.

 

Русская культура в первой половине XIX века.

1

Лекция

6.

 

Александр II.

1

Лекция

7.

 

Реформы 1860-1870-х гг.

 

Лекция

8.

 

Общественное движение второй половины XIX вв.

1

Лекция

9.

 

Внутренняя и внешняя политика Александра III.

1

Лекция

10.

 

Культура второй половины XIX в.

1

Лекция

11.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XIX в.».

1

Практикум

Тема «Россия в первой половине XX века». 11 часов

12.

 

Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская война.

1

Лекция

13.

 

Революция 1905-1907 гг. Столыпин П.А.

1

Лекция

14.

 

Культура в начале XX века.

1

Лекция

15.

 

Россия в Первой мировой войне.

1

Лекция

16.

 

Великая российская революция.

1

Лекция

17.

 

Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг.

2

Лекция

18.

 

Гражданская война.

   

19.

 

Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг.

1

Лекция

20.

 

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: начальный этап войны и основные сражения коренного перелома.

1

Лекция

21.

 

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: конференции стран-участниц и итоги.

1

 

22.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XX вв.».

1

Практикум

Тема «Россия во второй половине XX – начале XXI вв.». 9 часов

23.

 

СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война».

1

Лекция

24.

 

СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг.

1

Лекция

25.

 

СССР в середине 1960-х – начале 1970-х гг.

1

Лекция

26.

 

СССР в конце 1970-х – середине 1980-х гг.

1

 

27.

 

СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика.

1

Лекция

28.

 

Распад СССР.

1

 

29.

 

Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг.

1

Лекция

30.

 

Россия в 1992 – 2017 гг.

1

Лекция

31.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.».

1

Практикум

Итоговый контроль. 3 часа

32.

 

Решение заданий части «А».

1

Практикум

33.

 

Решение заданий части «В».

1

Практикум

34.

 

Решение заданий части «С».

1

Практикум

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.