Элективный курс для 9 класса (Обществознание, подготовка к ОГЭ)
Элективный курс
подготовки к ОГЭ по обществознанию
«Общество – это человечество в целом»
Пояснительная записка.
Элективный курс «Общество – это человечество в целом»» предназначен для учащихся 9 класса основной школы готовящихся к государственной итоговой аттестации в новой форме.
Цель элективного курса: повторение и систематизация учебного материал по предмету «Обществознание» за курс основной школы необходимый для сдачи экзамена в новой форме, отработка умений по данному предмету практического характера.
Задачи элективного курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к государственной итоговой аттестации в новой форме;
- отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- отрабатывать умения и навыки решения тестовых заданий разного уровня сложности;
- отрабатывать умения и навыки работы с текстом.
Программа кружка рассчитана на 34 учебных часа и включает основные темы содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной итоговой аттестации ( в форме ОГЭ) по обществознанию (всего 6 тем).
Учитывая, тот факт, что девятиклассники впервые сдают экзамены и испытывают на данном этапе затруднения в самостоятельной подготовке к государственной итоговой аттестации, ведущая роль в организации учебной деятельности отводится учителю. При этом предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия, зачёты. Большое внимание уделяется решению тестовых заданий, практическому решению задач. Планируется обучающее, тренировочное и контрольное решение тестов.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации» и материалов специальных сайтов сети Интернет. Предполагается тестовые зачётные работы после каждой блоковой темы. По итогам курса - выполнение учениками зачётной работы.
Элективный курс «Общество – это человечество в целом» имеет следующую структуру.
Повторение теоретических вопросов основных тем курса обществознания.
Решение тренировочных заданий по теме.
Выполнение зачётных заданий по теме.
Практикум по решению разных типов заданий.
Обучающий практикум по выполнению заданий части 2.
Итоговая предэкзаменационная работа.
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
-сущность общества как формы совместной деятельности людей
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
- социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия
-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства)
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Содержание курса:
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономическая сфера.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения
Межнациональные отношения.
Тема 5. Политическая сфера.
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Тематическое планирование элективного курса:
№ |
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения занятия |
Форма контроля |
1. |
Человек и общество. |
3 |
||
1.1 |
Общество и человек. Природа и общество. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Решение тематического теста. |
1.2 |
Человек, индивид, личность. Деятельность. |
1 |
Семинарское занятие. |
Участие в семинаре |
1.3 |
Тестовый практикум по теме. |
1 |
Тренировочное решение тестов. |
Письменный зачёт. |
2 |
Сфера духовной культуры. |
3 |
||
2.1 |
Наука. Образование. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Решение тематического теста. |
2.2 |
Религия. Культура. |
1 |
Семинарское занятие. |
Участие в семинаре |
2.3 |
Тестовый практикум по теме. |
1 |
Тренировочное решение тестов. |
Зачётный тест |
3. |
Экономическая сфера. |
4 |
||
3.1 |
Экономика. Основные вопросы. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Решение тематического теста. |
3.2 |
Рынок. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Решение тематического теста. |
3.3 |
Экономическая политика государства. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Решение тематического теста. |
3.4 |
Тестовый практикум по теме. |
1 |
Тренировочное решение тестов. |
Письменный зачёт. |
4. |
Социальная сфера. |
3 |
||
4.1 |
Социальная структура общества. Основные вопросы. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Составление опорного конспекта |
4.2 |
Этносы. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Решение тематического теста. |
4.3 |
Тестовый практикум по теме. |
1 |
Тренировочное решение тестов. |
Зачётный тест |
5. |
Политическая сфера. |
4 |
||
5.1 |
Основные вопросы политической сферы. |
1 |
Семинарское занятие |
Участие в семинаре |
5.2 |
Форма государства. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Составление опорного конспекта |
5.3 |
Гражданское общество и правовое государство. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Решение тематического теста. |
5.4 |
Тестовый практикум по теме. |
1 |
Тренировочное решение тестов. |
Письменный зачёт. |
6. |
Право. |
6 |
||
6.1 |
Право. Основные вопросы. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Решение тематического теста. |
6.2 |
Конституция РФ. |
1 |
Лабораторное занятие |
Решение тематического теста. |
6.3 |
Права, свободы и обязанности граждан. |
1 |
Лабораторное занятие. |
Решение тематического теста. |
6.4 |
Отрасли права. |
1 |
Лекция с элементами беседы. |
Решение тематического теста. |
6.5 |
Тестовый практикум по теме. |
1 |
Практикум |
Решение задач |
6.6 |
Тестовый практикум по теме. |
1 |
Практикум |
Зачётный тест |
7. |
Практикум по решению заданий с диаграммами. |
2 |
||
7.1 |
Решение заданий с диаграммами |
1 |
Обучающее решение задач. |
Решение задач |
7.2 |
Решение заданий с диаграммами. |
1 |
Тренировочное решение тестов. |
Решение задач. |
8. |
Практикум по решению заданий на анализ двух суждений |
1 |
Обучающее решение задач. |
Решение заданий |
9. |
Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений |
1 |
Обучающее решение задач. |
Решение заданий |
10. |
Общий практикум по выполнению заданий части 2 |
3 |
||
10.1 |
Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 |
1 |
Практикум |
Выполнение заданий по тексту |
10.2 |
Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 |
1 |
Практикум |
Выполнение заданий по тексту. |
10.3 |
Зачётное задание по части 2 |
1 |
Тренировочное решение тестов. |
Письменный зачёт. |
9. |
Итоговая предэкзаменационная работа. |
3 |
Контрольное решение тестов |
Итоговая работа |
10. |
Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок. |
1 |
||
Итого |
34 часа |
Литература для учителя и учащихся.
Учебник «Обществознание» 6-9 классы. М. Русское слово. 2011 – 2013 г.
Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание.8- 9 класс. М. Просвещение, - 2011 - 2013
Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.
А.В. Клименко, В.В. Румынина «Обществознание» М. Дрофа. 2008 г.
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека