12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шильникова Наталья Федоровна1444
Россия, Карелия респ., Великая Губа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района

«Великогубская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Педагогический совет

Протокол № __

от «____»____________201__ г

Утверждено»

Директор МКОУ Медвежьегорского района «Великогубская СОШ»

________________ Акинфина В.Н.

Приказ № ___ от «___»____201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ

основное общее образование

Срок реализации – 1 год

 

Составитель: учитель математики

Шильникова Наталья Федоровна,

высшая квалификационная категория

село Великая Губа, 2017

/data/files/n1511287848.docx (Задания практикумов. Часть 1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать математическая компетентность выпускников, т.е. они должны:

овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности;

научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях;

сформировать качества, присущие математическому мышлению;

овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Содержание экзаменационной работы ОГЭ определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Тройка по математике – это необходимое условие для получения аттестата. Однако всем участникам образовательного процесса стоит подумать, что попасть в профильный класс, продемонстрировав лишь удовлетворительные знания нельзя. Для отбора учеников в профильные классы в ФИПИ разработали следующую шкалу оценивания:

в классы с естественнонаучным и экономическим профилем смогут поступить школьники, которые наберут за КИМ не менее 18 баллов;

в физико-математические классы могут быть записаны ученики, получившие за ОГЭ 19 баллов и выше.

В условиях сельской школы подготовка к ГИА по математике имеет свои особенности:

нельзя воспользоваться услугами репетиторов, их просто нет; заниматься дистанционно на сайтах трудно, т.к. интернет-связь с перебоями; доступ к печатным изданиям ограничен (ближайший книжный магазин за 200 км). Экзамены наши ученики едут сдавать за 43 км от своей школы.

Залог успеха на экзамене - регулярные занятия математикой в течение всего времени обучения в школе, своевременное выявление и ликвидация неизбежно возникающих проблем. Замена регулярного изучения математики прорешиванием заданий открытого банка, типовых вариантов, это самый неэффективный способ подготовки к экзамену.

Основная образовательная программа поддерживает цель построения системы дифференцированного обучения математике в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирования у всех обучающихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования, и одновременного создания условий, способствующих получению частью обучающихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения, прежде всего при изучении её в средней школе на профильном уровне.

Восточная пословица утверждает «Лучше одну вещь рассматривать со всех сторон, чем много вещей с одной стороны». Соглашаясь с этим утверждением, строим основную подготовку к ГИА с опорой на содержательную линию «Функции» и систему прикладных заданий по содержанию экзаменационной работы ОГЭ.

Элективный курс «Функции и графики» предназначен для учащихся 9 класса, для тех, кто хочет успешно сдать государственный экзамен по математике за курс основной школы, а также планирует продолжить учебу в 10 – 11 классах. При изучении курса «Функции и графики» на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Функции».

Программа курса «Функции и графики» предусматривает более подробное изучение этой линии, не опережая того материала, который изучается на уроках. Она расширяет возможность совершенствования умений учащихся и углубляет их знания. Не весь рассматриваемый материал входит в базовый уровень программ по математике, большая его часть подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников, однако слишком часто встречается на выпускных экзаменах по математике даже в первой части работ.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая реа­лизацию программы элективного курса «Функции и графики»:

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273-03;

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 (в ред. от 19.10.2009 года, с изменениями от 31.01.2012 года);

Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р);

Программа элективного курса «Функции и графики» рассчитана на 35 часов, 35 учебных недель по 1 часу в неделю за 2 года

 

Цели изучения курса и компетенции:

Цели

Компетенции

Общеучебные (метапредметные)

Обеспечение возможностей обучающихся самосто­ятельно ставить учебные цели, искать и использо­вать необходимые средства и способы их достиже­ния, контролировать и оценивать процесс и резуль­таты своей деятельности

Предметные

Систематизация математических знаний и умений, необходимых для практической деятельности и про­должения образования

задачи:

совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка;

развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

расширение и углубление знаний обучающихся по математике;

возможность реализации способности обучающегося самостоятельно добывать знания;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.

Формы контроля

Установление степени достижения обучающимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.

Формой итоговой отчетности учащихся является выполнение итоговой контрольной работы по каждой теме данного курса.

Структура изучения учебного курса

№ темы, раздела

Название темы, раздела программы

Всего часов

В том числе

теория

Тренировочные, самостоятельные, контрольные работы. Практикумы

Тема I

Алгебраические функции

9

3

6

Тема II

Построение графиков функций элементарными методами

14

6

8

Тема III

Задачи с практическим содержанием

12

4

7

 

ИТОГО

35

13

21

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне):

Функции

Находить значение функции по заданному значению аргумента;

находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;

определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатной плоскости;

по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;

строить график линейной, квадратичной, обратной пропорциональности и простейших дробно-рациональных функций;

проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);

определять приближённые значения координат точки пересечения графиков функций;

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);

использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.

Выпускник получит возможность научиться для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях:

Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, алгебраическая функция, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётность функции, асимптоты;

строить графики линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности, функции вида: , ,, ;

строить схемы – графики дробно-рациональных функций;

на примере квадратичной функции, использовать преобразования графика функции y=f(x) для построения графиков функций ;

составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой;

исследовать функцию по её графику;

находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции;

оперировать понятиями: сдвиг, симметрия, отражение, сжатие;

решать задачи практического содержания с условием, заданным графикам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;

использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Алгебраические функции – 9 часов

Понятие алгебраических функций. Простейшие типы алгебраических функций. Целая функция (многочлен). Дробно-рациональная функция. Иррациональная функция. Основные свойства функций и их графические интерпритации. Построение графиков четных и нечетных функций, используя понятия осевой и центральной симметрии. Преобразование графиков: сдвиг (параллельный перенос), осевая симметрия (отражение), сжатие и растяжение. Кусочно – заданные функции. Свойства. Графики. Точки разрыва.

Требования к знаниям и умениям

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

простейшие типы алгебраических функций; основные свойства функций; виды преобразований алгебраических функций, однозначность соответствия аргумента и определенного по нему значения функции

Уметь: определять простейшие алгебраические функции и приводить примеры функций каждого вида; выполнять преобразования графиков: сдвиг (параллельный перенос), осевая симметрия (отражение) для квадратичной, дробной и иррациональных функций в простейших случаях; строить графики кусочно- заданных функций.

 

Построение графиков функций элементарными методами – 14 часов

Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация.

Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.

Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Наклонные асимптоты.

Сложная функция. Графики сложных функций.

Исследование функций и построение графиков элементарными методами

Требования к знаниям и умениям

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

Определение функции и ее основных свойств; определение асимптоты, виды асимптот; определение обратной функции; сложной функции

Уметь: исследовать функции, находить асимптоты, строить график функции (эскиз графика); находить область определения и множество значений обратной функции, сложной функции, уметь строить графики взаимно – обратных функций.

Применение функций в решении заданий с практическим содержанием – 12 часов

Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы. Использование графиков функций для решения уравнений и систем уравнений. Кусочные функции как математическими моделями реальных ситуаций. Использование таких функций способствует преодолению обычного заблуждения учеников, отождествляющих функцию только с ее аналитическим заданием в виде некоторой формулы.

Задания, которые требуют применения знаний в измененных условиях Задачи с использованием физических формул. Геометрические задачи с использованием квадратичных функций.

Требования к знаниям и умениям

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

способы задания функции и приемы перехода от одной формы представления функции в другую.

Уметь: пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.

Описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; интерпретировать графики реальных зависимостей.

Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках

Тематический план 9 класс

№ урока

Изучаемый материал

Дата

Тема I: Алгебраические функции – 9 часов

1

Подготовительный этап: проверка владения базовыми на­выками

 

2

Понятие алгебраических функций

 

3

Основные свойства функций и их графические интерпритации

 

4

Основные свойства функций и их графические интерпритации

 

5

Построение графиков четных и нечетных функций

 

6

Преобразование графиков

 

7

Преобразование графиков

 

8

Кусочно – заданные функции. Свойства. Графики

 

9

Контрольная работа. Исследование функций и построение графиков

 

Тема II: Построение графиков функций элементарными методами – 14 часов

10

Горизонтальные и вертикальные асимптоты

 

11

Горизонтальные и вертикальные асимптоты

 

12

Практикум. Исследование функций и построение графиков

 

13

Наклонная асимптота

 

14

Наклонная асимптота

 

15

Тренировочная работа. Исследование функций и построение графиков

 

16

Графики взаимно – обратных функций

 

17

Сложная функция. Область определения и множество значений сложной функции

 

18

Область определения и множество значений сложной функции

 

19

Графики сложных функций

 

20

Тренировочная работа. Графики сложных функций

 

21

Исследование функций и построение графиков элементарными методами

 

22

Тренировочная работа. Исследование функций и построение графиков

 

23

Контрольная работа. Исследование функций и построение графиков элементарными методами

 

Тема III: Применение функций в решении заданий с практическим содержанием

12 часов

24

Функционально-графический метод решения уравнений

 

25

Функционально-графический метод решения уравнений

 

26

Функционально-графический метод решения уравнений

 

27

Функции вокруг нас

 

28

Решение текстовых задач с помощью графиков функций

 

29

Решение текстовых задач с помощью графиков функций

 

30

Задачи с практическим содержанием по условиям, заданным графиками

 

31

Задачи с практическим содержанием по условиям, заданным графиками

 

32

Задачи с практическим содержанием по условиям, заданным графиками

 

33

Контрольное тестирование

 

34

Анализ тестирования

 

35

Резервный урок

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Рабочее место учителя (персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска)

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности (текстовый редактор, редактор создания презентаций, редактор электронных таблиц)

Учебное электронное издание. Математика 5 – 11. Практикум Дрофа,

НФПК Учебное электронное пособие. Интерактивная математика. 5 – 9

Математика. Полный интерактивный курс «Функции и графики» Физикон

Учебное электронное издание. Математика. 5 – 11 классы. Практикум. 1С Образование. Физикон

Учебно-методическая литература

А.Х. Шахмейстер. Построение графиков функций элементарными методами - М.: Издательство МЦНМО, 2008

А.Х. Шахмейстер. Множества. Функции. Последовательности. Прогрессии. - М.: Издательство МЦНМО, 2008

Л.В.Ершов, Р.Б. Райхмист. Построение графиков функций. М., «Просвещение», 1984

И.М. Гельфанд и др. Функции и графики (основные приемы). М. Издательство Наука, 1968

А.Х. Шахмейстер. Уравнения и неравенства с параметрами М.: Издательство МЦНМО, 2008

Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов/ под ред. И.В. Ященко. – М. : «Национальное образование», 2018, - (ОГЭ. ФИПИ – школе)

ОГЭ 2018. Математика. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ/ под ред. И.В. Ященко. – М. : Издательство «Экзамен», МЦНМО, 2018 (Серия «ОГЭ. Тесты от разработчиков»)

Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся. Учебное пособие/ Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. – М.: Интеллект-Центр, 2013

ССЫЛКИ на ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

http://egeigia.ru/all-ege/probnye-ege/matematika/1237-raboty-mioo-ege-math2013

http://www.klass.by/pedtehnol.html

http://iarhipova1962.narod.ru/

http://master-test.net/

http://school.holm.ru - Школьный мир (каталог образовательных ресурсов)

http://obrazovanie-medgora.edusite.ru/p1aa1.html Управление Образования Медвежьегорский р.

http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

www.ug.ru - «Учительская газета»

www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»

www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»

http://school-sector.relarn.ru –школьный сектор дистанционного образования

http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://college.ru/ открытый колледж

http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика

http://www.kcn.ru/school/vestnik/n36.htm математическая гостиная

http://www.mccme.ru Московский центр непрерывного математического образования

http://www.mathematics.ru Открытый Колледж. Математика

http://math.child.ru Сайт и для учителей математики

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com – сеть творческих учителей/сообщество учителей математики

http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии

http://matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики

http://www.uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=98 - методические рекомендации учителям математики

http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики

http://www.mathvaz.ru/ - досье школьного учителя математики

http://www.prodlenka.org/

 Официальный сайт Рособрнадзора http://obrnadzor.gov.ru/

 Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://ege.edu.ru/

 Единый государственный экзамен в Республике Карелия http://ege.karelia.ru/

 ФГБУ "Федеральный центр тестирования" http://www.rustest.ru/

 Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/

 Министерство образования РК http://minedu.karelia.pro/

 Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/(открыты Банки заданий ЕГЭ и ГИА-9)

Онлайн-сервис «ЕГЭ и ОГЭ тестирование» находится в открытом доступе в сети Интернет по адресу: http://www.russiaedu.ru/tests/     и предоставляется на безвозмездной основе.

https://statgrad.org

http://egeigia.ru

Приложение: Задания практикумов. Часть 1

 

9

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ольга Давыденко, 04.12.17 в 21:46 2Ответить Пожаловаться
Данный материал предназначен для 9 класса. А тема конкурса звучит" Всероссийский конкурс на лучшую авторскую программу элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике" , то есть 11 класса.
Шильникова Наталья Федоровна, 05.12.17 в 22:44 2Ответить Пожаловаться
Добрый вечер. Да материал предназначен для 9 класса, но в регламенте конкурса в разделе задача приведена формулировка:
Разработать и представить на конкурс авторскую программу элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике» или программу элективного курса «Подготовка к ГИА по математике».
По этой причине я отправила именно 1 часть своей программы, а по 10 - 11 классам оставила до лучших времен. С уважением Наталья Федоровна
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.