Элективный курс «Экология и человек» в 10 классе
Элективный курс "Экология и человек", 10-й класс, 34 часа
Пояснительная записка
Курс “Экология и человек” рассчитан на 34 часов в 10 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.
Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.
Задачи курса
Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.
Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
Учащиеся должны уметь:
свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Содержание курса
Общее количество часов – 34 ч.
Человечество в экосистеме Земли (7ч)
Человек – биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.
Экологическая демография (4ч)
Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.
Основы экологии (6ч)
Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.
Человек и биосфера (16 ч)
Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва – биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.
Заключение (1 ч)
Защита рефератов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Основные понятия |
Форма проведения |
Дата |
1 |
Человек – биосоциальный вид |
Экологическое сходство. Экологические отличия. Биосоциальный вид. |
Беседа |
|
2 |
Развитие пищевых и информационных связей. |
Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи. |
Лекция |
|
3 |
Использование орудий и энергии |
Орудийная деятельность. Адаптации. |
Семинар |
|
4 |
История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды |
Гоминиды, или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Современные люди. Независимость, или эмансипация, от среды. Орудия труда и охоты. Элементы социальной организации. Социальные связи. |
Семинар |
|
5 |
История развития экологических связей человечества. Человек разумный |
Членораздельная речь. Абстрактное, или понятийное, мышление. Альтруизм. Фиксирование информации. Социально-экологическая революция. |
Семинар |
|
6 |
История развития экологических связей человечества. Современность |
Промышленная революция. Урбанизация. |
Семинар-практикум |
|
7 |
История развития экологических связей человечества. Будущее |
Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование. |
Семинар-практикум |
|
8 |
Социально-экологические особенности демографии человечества |
Демография. Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды. |
Лекция |
|
9 |
Рост численности человечества |
Экспонента и S-образная кривая роста численности. Фаза замедленного роста. Фаза ускоренного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). |
Лекция |
|
10 |
Социально-географические особенности демографии человечества |
Южный и северный регионы. Прирост населения. ООН (организация объединенных наций). Организация ООН по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). ЮНЕСКО. |
Семинар |
|
11 |
Демографические перспективы |
Миграция, их виды. Планирование семьи. Депопуляция. Демографический переход. Устойчивое развитие человечества и природы. |
Семинар-практикум |
|
12 |
Организм – единое целое |
Обмен веществ. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз. |
Беседа |
|
13 |
Взаимодействие популяций |
Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство. Нахлебничество. Мутуализм. Паразитизм. |
Семинар |
|
14 |
Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. |
Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности. |
Лекция |
|
15 |
Строение и состав биосферы |
Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос. |
Семинар-практикум |
|
16 |
Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы. |
Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз. |
Семинар |
|
17 |
Охрана природных памятников и природных комплексов |
Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории. |
Семинар-практикум |
|
18 |
Биосфера и её эволюция |
Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела. |
Лекция |
|
19 |
Современная биосфера |
Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода. |
Семинар |
|
20 |
Атмосфера – наружный слой биосферы |
Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения. |
Семинар |
|
21 |
Почва – биокосная система |
Структура почвы. Эрозия: естественная, искусственная, ускоренная, ветровая, водная. Лесомелиорация. |
Коллективная работа |
|
22 |
Вода – основа жизни в биосфере |
Питьевая и морская вода. Дефицит пресной воды. Водоносность рек. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. |
Групповая работа |
|
23 |
Радиоактивность в биосфере |
Естественный радиационный фон. Зона повышенной радиации. Лучевая болезнь. Лейкемия. |
Лекция |
|
24 |
Экологические проблемы в биосфере |
Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика. |
Семинар-практикум |
|
25 |
Химическое загрязнение и здоровье человека |
Кислотность. Химпрепараты. ПДК. ПДС. |
Лекция |
|
26 |
Биологическое загрязнение и здоровье человека |
Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы. |
Лекция |
|
27 |
Шумовое воздействие на человека |
Звук. Шум. Шумовое загрязнение. Децибел. Допустимый шум. |
Лекция |
|
28 |
Физические факторы природы и физическое состояние человека |
Радиоактивное излучение. Световое, тепловое, шумовое, электромагнитное и другие виды физических воздействий |
Семинар |
|
29 |
Питание и здоровье человека |
Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим. |
Групповая работа |
|
30 |
Ландшафт – фактор здоровья |
Ландшафт - топофильный и топофобный. Эстетическая выразительность ландшафта. Оздоровительный эффект ландшафта. |
Коллективная работа |
|
31 |
Рациональное природопользование |
Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз. |
Семинар |
|
32 |
Экскурсия |
Исследование состояния окружающей среды в зоне проживания. |
Коллективно-групповая работа |
|
33 |
Работа над рефератами |
Анализ. Наблюдение. Статистика. Математический подсчет. Сравнительный анализ. |
Индивидуальная работа |
|
34 |
Конференция “Биосфера и Я” |
|
Защита рефератов |
Контроль знаний
проведение тестов;
индивидуальные, самостоятельные работы;
выполнение проектных работ;
защита проектов;
составление рефератов и сообщений;
защита рефератов;
фото- и видео-презентации;
выполнение проектных презентаций.
Темы проектов и рефератов
Общие законы природы;
Приспособленность – относительная, почему?;
Основные среды обитании;
Основные жизненные формы;
Особенности взаимоотношений между популяциями;
Законы пищевых отношений;
Популяционные волны, их значение в природе;
Вода – основа жизни в биосфере;
Демографические колебания живых организмов в биогеоценозах;
Законы организации экосистем и наши анализы;
Устойчивость биоценозов;
Почва – биокосная система;
Законы биологической продуктивности и человеческий аспект;
Радиоактивность и человечество;
Физические факторы природы и физическое состояние человека;
Рациональное природопользование;
Шумовое воздействие на человека.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны:
- свободно владеть навыками организации экосистем;
- различать особенности факторов различных мест обитания, регионов;
- уметь давать характеристики особенностям физиологических процессов и приспособленности живых организмов;
- уметь использовать полученные знания и методы исследований в
- объяснении биологических закономерностей Природы;
- усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
- иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
- ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
- уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Литература для учителей
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. – М.: “Школа-Пресс”, 1996.
Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974.
Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 1995.
Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. – М.: Прогресс, 1988.
Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.– Казань: Тат.кн.изд., 1984.
Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1983.
Литература для учащихся
Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997.
Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996.
Основы экологии. Р.М.Дажо. – М.: Прогресс, 1975.
Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. – М.:Просвещение, 1986.