Урок экологии на тему «Обобщение и систематизация знаний по главе "Экология человека"» (10–11 классы)
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- обобщения и систематизация знаний
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Обобщение и систематизация знаний по главе «Экология человека».
Дайте определения и характеристику основным понятиям и терминам главы «Экология человека»:
экология человека; здоровье человека; популяционное здоровье, гомеостаз; резистентность, адаптация; стресс-реакция; иммунитет; эндемические заболевания; сенсибилизация; мутагены, геопатогенные зоны.
Вопросы и задания
1.Что изучает экология человека?
2.Расскажите об историческом аспекте развития экологических знаний о здоровье человека
3.Дайте характеристику индивидуального и популяционного (общественного) здоровья человека.
4. Дайте определения и интерпретацию следующих понятий: гомеостаз, резистентность, стресс-реакция, иммунитет.
5.Дайте краткую характеристику воздействия антропогенных факторов на здоровье человека
6.В чем проявляется особенность, специфика комбинированного действия химических веществ на живую систему?
7.Расскажите о ксенобиотиках, мутагенах, аллергенах, канцерогенах и их влиянии на здоровье человека
8.Дайте характеристику действия на организм человека некоторых загрязнителей окружающей среды (свинец, ртуть, кадмий, бензопирен и др.).
9.Как вы понимаете высказывание: «Здоровье человека как критерий состояния антропоэкосистемы»?
10.Определите некоторые параметры своего физического развития, сравните их с: нормативами, представленными учителем, и сделайте вывод о состоянии развития своего организма
индекс массово-ростовой Кетле - отношение массы тела в кг к квадрату длины тела в м (кг/м );
жизненный индекс емкости легких («жизненная емкость») - отношение жизненной емкости легких в мл к массе тела в кг (мл/кг);
относительная сила - отношение мышечной силы (показание динамометра при третьем подряд сжатии его кистью правой руки) к массе тела (кГ/кг).
Тестовый контроль
1.Кто из ученых имеет прямое отношение к становлению экологии человека как научного направления:
1.Н. Моисеев 2. Э. Берджес 3. В. Вернадский
2.Первая вспышка массового отравления соединениями получившего название «болезнь Минамата») была диагностирована в 1956 г. в Японии. Соединения какого химического элемента были:
1.Кадмий 2. Свинец. 3.Уран
3.Заражение каким химическим элементом приводит к хронической болезни «итай-итай»?
1. Свинец 2. Цинк 3. Кадмий 4. Уран 5. Ртуть
4.Ученый, сформулировавший концепцию гомеостаза как постоянства внутренней среды организма.
1.Кэннон 2.Рамаццини 3.Гиппократ 4.Аристотель 5.Авиценна
5.Средняя видовая продолжительность человеческой жизни (по оценкам ученых) составляет:
1.до 100 лет 2.110-115 лет 3.160 лет 4.до 200 лет 5.свыше 200 лет
6.Явление, когда одно вещество усиливает действие другого, называется:
1.суммацией 2.синергизмом 3.антагонизмом 4.адаптацией 5.нет правильного ответа
7.Явление, связанное с определенными нарушениями в состоянии здоровья по причине недостатка или избытка определенных химических элементов на территории, называется
1.мутагенез 2.эндемические заболевания 3. Сенсибилизация 4.эмбриотропный эффект 5.нет правильного ответа
8.В среднем в организме человека содержится мг свинца, который распределяется по всем органам и тканям.
9.Наибольшей токсичностью и канцерогенным действием обладают соединения хрома с валентностью:
2 2-3 . 3.-6 4. 2 и 3 5.нет правильного ответа
10.Какой загрязнитель окружающей среды явился возбудителем заболевания «хлоракне»?
1.бензопирен 2 диоксины 3. Хлоропрен 4. хлорид ртути 5. фреоны
Презентация Что изучает Экология человека?
PPT / 17.72 Мб
Презентация экология человека и промышленное загрязнение окр
PPT / 2.12 Мб
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций