Элективный курс «Такая разнообразная тригонометрия» (Алгебра, 10 класс)
Пояснительная записка.
Элективный курс «Такая разнообразная тригонометрия» рассчитан на учащихся десятых классов, может быть использован для подготовки к ЕГЭ. Не смотря на то, что в школьном курсе алгебры темам «Тригонометрические выражения и их преобразования», «Тригонометрические уравнения и неравенства», «Графики тригонометрических функций» уделено достаточно времени, все-таки необходимо постоянно повторять, возвращаться к этим темам, тем более что в школьной программе такого материала, как «Решение уравнений и неравенств с обратными тригонометрическими функциями», «Введение вспомогательного аргумента» нет совсем. А этот материал очень богат и интересен. Задачи по тригонометрии встречаются при сдаче ЕГЭ и при поступлении в высшие учебные заведения. В тригонометрии очень много формул. Необходимо, чтобы учащиеся их не просто заучили, а могли всегда эти формулы выводить и хорошо ориентироваться в них.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных знаний. Он будет идти параллельно с основными уроками по теме «Тригонометрия». Это поможет учащимся лучше понимать и решать задачи.
Цели курса:
Вызвать интерес учащихся к интересу данного курса.
Создать целостные представления о теме и расширить спектр задач посильных для учащихся
Задачи курса:
Развивать творческую активность.
Способствовать сознательному и прочному усвоению материала.
Формировать навыки исследовательской работы.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Форма контроля |
1. |
Тригонометрические преобразования |
2 |
Тест. Решение задач. |
|
2. |
Обратные тригонометрические функции |
3 |
Тест-разминка. Решение задач. |
|
3. |
Графики тригонометрических функций |
2 |
Построение графиков. |
|
4. |
Введение вспомогательного аргумента |
2 |
Лекция. Решение задач. |
|
5 |
Уравнения, решаемые с помощью оценок |
1 |
Решение задач. |
|
6. |
Уравнения с параметрами |
4 |
Лекция. Решение задач. |
|
7. |
Геометрические задачи, приводящие к решению тригонометрических уравнений |
2 |
Тест – проверка знаний. Лекция. Решение задач. |
|
8. |
Подведение итогов |
1 |
Тест |
|
Итого |
17 |
|||
Резервное время |
3 |
Содержание программы.
Тема 1. Тригонометрические преобразования.
На первом занятии учащимся сообщается цель и задачи элективного курса. Повторяются основные формулы, проводится тест с целью выяснения знаний формул учащимися и их применение. Рассматриваются примеры, которые предлагались на ЕГЭ и на вступительных экзаменах в вузы.
Тема 2. Обратные тригонометрические функции.
На занятии показывается практическое применение определений. Многие учащиеся не умеют решать уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции. В школьных учебниках таких задач практически не встречается. На этом занятии проводится тест-разминка, который показывает готовность учащихся к восприятию темы. Разбираются и решаются задачи по этой теме.
Тема 3. Графики тригонометрических функций.
Строятся графики сложных функций, с модулями, с обратными тригонометрическими функциями.
Тема 4. Введение вспомогательного аргумента.
Решаются уравнения с помощью этого метода. Показывается его применение в задачах на наибольшее и наименьшее значение.
Тема 5. Уравнения, решаемые методом оценок.
Разбираются и решаются несколько уравнений, предлагаемых на экзаменах в вузы.
Тема 6. Уравнения с параметрами.
Решение задач с параметрами вызывает большие затруднения у поступающих. Абитуриента, который берется за подобную задачу, поджидает несколько трудностей. Первая состоит в том, что в школьной программе таких задач нет и среднему школьнику трудно даже понять условия задачи. Вторая существенная трудность – логическая. Правильное логическое мышление от природы не дается, его надо развивать даже людям, способным к математике. И это нелегко. В этой теме рассматривается ряд задач, которые помогут учащимся научиться решать тригонометрические уравнения с параметрами.
Знакомство с литературой по этой теме: В.В.Мочалов, В.В. Сильвестров «Уравнения и неравенства с параметрами»; В.В.Амелькин. В.А.Рабцевич «Задачи с параметрами».
Тема 7. Геометрические задачи, приводящие к решению тригонометрических уравнений.
Повторяется основной материал по геометрии для таких задач:
соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
теорема синусов и косинусов;
формулы вычисления площадей плоских фигур;
выражения сторон правильных вписанных и описанных многоугольников через радиус соответствующих окружностей;
Решаются задачи из книги И.Т.Бородуля «Тригонометрические уравнения и неравенства».
Используемая литература:
Звавич и др. Алгебра и начала анализа 8-11 классы. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики
И.Т.Бородуля Тригонометрические уравнения и неравенства.
В.В. Ткачук Математика абитуриенту.
Готовимся к ЕГЭ. Рабочая тетрадь.
Т.Г.Королева Математический тренажер. Алгебра 10-11 классы.
Тесты МГСУ.
Дидактический материал
Тема 1. Тригонометрические преобразования.
Тест – проверка формул.
1. Упростите:
а) sin2 70 – 1 б) (sinα + cos α)2 – sin 2α в) sin2(–300) – cos2(–600)
г) sin4α – cos4α д) sin4α + 2cos2α sin2α + cos4α
sinα + cosα
2. Вычислить:
а) tgα, если sinα = 3/5, 0 < α < π/2
б) sin2 70 + sin2 830
в) sin 150 cos 150
г) sin2 π/8 – cos2 π/8
д) tg π/8
1 – tg2 π/8
3. Сократить дробь
а) sin4х б) cos4х
2 cos2х cos2х – sin2х
4. Упростить:
а) sin2х + sin4х
2 sin3х
б) cos2( 3 π/2 – х) + sin2(π/2 – х)
в) tg23 сtg23 – 1
Тема 2. Обратные тригонометрические функции.
Тест-разминка.
1. Найдите область определения функции
а) е)
б) ж)
в) з)
г) и)
д) к)
2. Вычислите:
а) д)
б) е)
в) ж)
г)
Тест- проверка.
Решите уравнения.
а) д)
б) е)
в) ж)
г)
Тема 7. Геометрические задачи, приводящие к решению тригонометрических уравнений
Тест по планиметрии
1. Найти х, у |
|
2. Найти х |
|
3. Найти R описанной около треугольника окружности |
|
4. Найти х, отношение S1/S2, где S1 и S2 площади соответствующих подобных треугольников. |
|
5. Найти S, h, R, r, где S и h площадь и высота треугольника, R и r радиусы описанной и вписанной около треугольника окружностей |
|
6. Найти все высоты прямоугольного треугольника, площадь треугольника, радиусы r и R |
|
7. Найти площадь трапеции, в которую вписана окружность |
|
8. АК – биссектриса, найти периметр параллелограмма АВСД |
|
9. Найти а׳, в׳ и h |
Тест – подведение итогов.
1. Выражение равно
а) б) в) г) д)
2. Величина равна
а) б) в) + 2 г) д) 2
3. Дробь равна
а) –1 б) –2 в) tg 540 г) 2 д) 1
4. Число является корнем уравнения
при , равном
а) 0 б) 2 в) 3 г) 0,5 д) 2,5
5. Если , то равен
а) 0,8 б) – 0,8 в) 0,5 г) – 0,96 д) 0,96
6. Угол равен
а) б) в) г) д)
7. Если и , то равен
а) б) в) г) д)
8. Все корни уравнения образуют множество
а) б) в)
г) д)
9. Если и то величина b заключена в промежутке:
а) б) в) () г) д)
10. Дробь при равна
а) б) в) г) д) – 11
11. Если α – угол треугольника и , то этот угол равен
а) 1500 б) 600 в) 300 г) 1200 д) 1350
12. Область определения функции
совпадает с множеством
а) б)
в) г)
д)
13. sin850 равен
а) б) в) г) д)
14. Наименьший положительный период функции равен
а) 1 б) 2 в) 3 г) π д) 2π
15. Сумма корней уравнения , принадлежащих промежутку , равна
а) б) в) г) д)
16. Если и , то величинаравна
а) б) в) г) д)
17. Число решений уравнения ctg x = sin x на промежутке равно
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 0
18. Корни уравнения равны
а) б) в)
г) д)
19. Множество значений функции равно
а) б) [0;4] в)[3;6] г) д) [3;5]
20. Все углы из промежутка, удовлетворяющие неравенству образуют множество
а) б) в)
г) д)
21. Наименьшее значение функции равно
а)1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5
22. Область определения функции совпадает с множеством
а) б) в) г) д)
23. Дробь равна
а) б) в) г) 1 д) – 1
24. Наибольшее значение функции на промежутке равно а)100 б) 40 в) г) 4 д) 1
25. Множество значений функции равно
а)(–2;-1] б) (–2;1] в) [–1;2) г) [1;2) д)
26. Количество корней уравнения равно
а) 68 б) 69 в) 70 г) 71 д) 1
27. Нуль функции принадлежит промежутку
а) б) в)
г) д)