12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барышников Денис Вадимович505
Россия, Удмуртская респ., Якшур-Бодья

МБОУ Большеошворцинская СОШ имени Ф.А. Пушиной

Рассмотрена на заседании

методического объединения:

«___» ______________2016 г.

Руководитель ШМО: _________ Г.А.Загребина

Принята на заседании

педагогического совета №___

от «___»____________2016 г.

Зам.директора по УВР: _________ А.В.Рудина

Утверждена руководителем

образовательного учреждения

приказ № ___ от «__ »____________2016 г.

Директор школы: _____________ Н.Н.Лукина

Рабочая программа элективного курса

по обществознанию

«Человек и общество» для 10 класса

на 2016-2017 учебный год

 

 

Составитель: Барышников Д.В.

учитель истории и обществознания

 

 

д. Большие Ошворцы

2016 г.

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации - ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.

Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для обучающихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. Программа элективного курса составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;

Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;

Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.

Задачи курса:

повторение курса обществознания;

формирование умений и навыков решения тестовых заданий;

знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;

формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.

Содержание элективного курса

Введение. (1 ч.)

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.

Тема 1. Общество. (4 ч.)

Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек. (4 ч.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Духовная сфера общества. (2 ч.)

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание. (3 ч.)

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А.

Тема 5. Экономическая сфера общества. (4 ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.

Тема 6. Социальная сфера общества. (3 ч.)

Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 7. Политическая сфера общества. (4 ч.)

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 8. Правовая сфера общества. (4 ч.)

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 9. Решение заданий различных типов. (2 ч.)

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий части С. (1 ч.)

Задания С1 - С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения). Задание С7 (Решение познавательных задач). Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».

Итоговое тестирование. (1 ч.). Решение КИМов.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать:

биосоциальную сущность человека;

основные этапы и факторы социализации личности;

место и роль человека в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

основные социальные институты и процессы;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Литература для учителя и учащихся

Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

Баранов П.А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, С.В. Щевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Единственные реальные задания для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2009. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2011.

ЕГЭ 2011. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2011.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Астрель, 2011. (Федеральный институт педагогических измерений)

Чернышева О.А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/д: Легион, 2011.

Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007.

Учебно-тематический план 10 класса

п/п

Наименование тем курса

Кол-во часов

Виды познавательной деятельности

Дата

1.

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

1

Лекция

 

2.

Кодификатор и специфика ЕГЭ по обществознанию.

1

Лекция

 

Тема 1. Общество. 4 часа.

3.

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

1

Лекция

 

4.

Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

1

Беседа

 

5.

Ступени развития общества.

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

 

6.

Глобальные проблемы человечества.

1

Практикум

 

Тема 2. Человек. 4 часа.

7.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

1

Лекция

 

8.

Потребности и способности человека.

1

Беседа

 

9

Многообразие видов деятельности человека.

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

 

10.

Человек в системе социальных связей.

1

Практикум

 

Тема 3. Духовная сфера. 2 часа.

11.

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

 

12.

Наука и образование. Мораль. Религия.

1

Практикум

 

Тема 4. Познание. 3 часа.

13.

Познание мира.

1

Лекция

 

14.

Многообразие форм человеческого знания.

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

 

15.

Решение тестовых заданий части «А».

1

Тренинг

 

Тема 5. Экономическая сфера. 4 часа.

16.

Экономика: наука и хозяйство.

1

Лекция

 

17.

Экономические системы

1

Лекция

 

18.

Многообразие рынков.

1

Практическая работа

 

19.

Рыночные отношения.

1

Практическая работа

 

Тема 6. Социальная сфера. 3 часа.

20.

Социальная система.

1

Лекция

 

21.

Семья и брак как социальные институты.

1

Беседа

 

22.

Социальный конфликт и пути его разрешения.

1

Практическая работа

 

Тема 7. Политическая сфера. 4 часа.

23.

Политическая система.

1

Лекция

 

24.

Признаки, функции и формы государства.

1

Лекция

 

25.

Политический плюрализм.

1

Беседа

 

26.

Структура политической власти в РФ.

1

Практикум

 

Тема 8. Право. 4 часа.

27.

Право, система права. Источники права.

1

Лекция

 

28.

Права человека.

1

Практическая работа

 

29.

Конституция РФ.

1

Практическая работа

 

30.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

1

Лекция с элементами беседы

 

Тема 9. Решение заданий различных типов. 2 часа.

31­.

Решение тестовых заданий части «А».

1

Тренинг

 

32.

Решение тестовых заданий части «В».

1

Тренинг

 

Тема 10. Решение заданий части «С». Эссе. 1 час.

33.

Решение тестовых заданий части «С». Эссе.

1

Тренинг

 

Тема 11. Итоговое тестирование. 1 час.

34.

Тестирование в формате ЕГЭ.

1

Тестирование в формате ЕГЭ

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.