Элективный курс по обществознанию, 10 класс
МБОУ Большеошворцинская СОШ имени Ф.А. Пушиной
Рассмотрена на заседании
методического объединения:
«___» ______________2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Г.А.Загребина
Принята на заседании
педагогического совета №___
от «___»____________2016 г.
Зам.директора по УВР: _________ А.В.Рудина
Утверждена руководителем
образовательного учреждения
приказ № ___ от «__ »____________2016 г.
Директор школы: _____________ Н.Н.Лукина
Рабочая программа элективного курса
по обществознанию
«Человек и общество» для 10 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Барышников Д.В.
учитель истории и обществознания
д. Большие Ошворцы
2016 г.
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации - ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.
Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для обучающихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. Программа элективного курса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
повторение курса обществознания;
формирование умений и навыков решения тестовых заданий;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;
формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Содержание элективного курса
Введение. (1 ч.)
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.
Тема 1. Общество. (4 ч.)
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек. (4 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества. (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание. (3 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества. (4 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества. (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества. (4 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества. (4 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов. (2 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С. (1 ч.)
Задания С1 - С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения). Задание С7 (Решение познавательных задач). Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
Итоговое тестирование. (1 ч.). Решение КИМов.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
биосоциальную сущность человека;
основные этапы и факторы социализации личности;
место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
основные социальные институты и процессы;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Литература для учителя и учащихся
Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
Баранов П.А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, С.В. Щевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Единственные реальные задания для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2009. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2011.
ЕГЭ 2011. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2011.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Астрель, 2011. (Федеральный институт педагогических измерений)
Чернышева О.А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/д: Легион, 2011.
Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007.
Учебно-тематический план 10 класса |
||||
№ п/п |
Наименование тем курса |
Кол-во часов |
Виды познавательной деятельности |
Дата |
1. |
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. |
1 |
Лекция |
|
2. |
Кодификатор и специфика ЕГЭ по обществознанию. |
1 |
Лекция |
|
Тема 1. Общество. 4 часа. |
||||
3. |
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. |
1 |
Лекция |
|
4. |
Сферы жизни общества и их взаимосвязь. |
1 |
Беседа |
|
5. |
Ступени развития общества. |
1 |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
|
6. |
Глобальные проблемы человечества. |
1 |
Практикум |
|
Тема 2. Человек. 4 часа. |
||||
7. |
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. |
1 |
Лекция |
|
8. |
Потребности и способности человека. |
1 |
Беседа |
|
9 |
Многообразие видов деятельности человека. |
1 |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
|
10. |
Человек в системе социальных связей. |
1 |
Практикум |
|
Тема 3. Духовная сфера. 2 часа. |
||||
11. |
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. |
1 |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
|
12. |
Наука и образование. Мораль. Религия. |
1 |
Практикум |
|
Тема 4. Познание. 3 часа. |
||||
13. |
Познание мира. |
1 |
Лекция |
|
14. |
Многообразие форм человеческого знания. |
1 |
Лекция с элементами беседы, практическая работа |
|
15. |
Решение тестовых заданий части «А». |
1 |
Тренинг |
|
Тема 5. Экономическая сфера. 4 часа. |
||||
16. |
Экономика: наука и хозяйство. |
1 |
Лекция |
|
17. |
Экономические системы |
1 |
Лекция |
|
18. |
Многообразие рынков. |
1 |
Практическая работа |
|
19. |
Рыночные отношения. |
1 |
Практическая работа |
|
Тема 6. Социальная сфера. 3 часа. |
||||
20. |
Социальная система. |
1 |
Лекция |
|
21. |
Семья и брак как социальные институты. |
1 |
Беседа |
|
22. |
Социальный конфликт и пути его разрешения. |
1 |
Практическая работа |
|
Тема 7. Политическая сфера. 4 часа. |
||||
23. |
Политическая система. |
1 |
Лекция |
|
24. |
Признаки, функции и формы государства. |
1 |
Лекция |
|
25. |
Политический плюрализм. |
1 |
Беседа |
|
26. |
Структура политической власти в РФ. |
1 |
Практикум |
|
Тема 8. Право. 4 часа. |
||||
27. |
Право, система права. Источники права. |
1 |
Лекция |
|
28. |
Права человека. |
1 |
Практическая работа |
|
29. |
Конституция РФ. |
1 |
Практическая работа |
|
30. |
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. |
1 |
Лекция с элементами беседы |
|
Тема 9. Решение заданий различных типов. 2 часа. |
||||
31. |
Решение тестовых заданий части «А». |
1 |
Тренинг |
|
32. |
Решение тестовых заданий части «В». |
1 |
Тренинг |
|
Тема 10. Решение заданий части «С». Эссе. 1 час. |
||||
33. |
Решение тестовых заданий части «С». Эссе. |
1 |
Тренинг |
|
Тема 11. Итоговое тестирование. 1 час. |
||||
34. |
Тестирование в формате ЕГЭ. |
1 |
Тестирование в формате ЕГЭ |