Элективный курс «Создание гипертекстовых приложений» (10 класс)
Создание гипертекстовых приложений
Элективный курс
10 класс
Методическая разработка
Содержание
1.1 Профильное обучение, его роль, место 4
1.2 Современные гипертекстовые технологии 5
Глава 2. Программа элективного курса «Создание гипертекстовых приложений» 7
2.2 Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 10
2.4 Содержание учебно-образовательной информации по курсу «Создание гипертекстовых приложений» 14
(см. Практические задания/ПР13, Приложение 8, 13, 15)Заключение 16
Введение
В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к постиндустриальному, так называемому «информационному» обществу. Отличительной чертой постиндустриального этапа развития является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. смена доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития цивилизации. Это приводит к новому пониманию готовности выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе.
Растущее значение информационной деятельности оказывает влияние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит «перекачивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации.
Одна из задач профильной школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.
Казалось бы, кем, если не гуманитарием, должен быть человек, желающий связать свою жизнь с профессией лингвиста, журналиста, искусствоведа или культуролога. Но в наш бурный информационный век даже люди такой специальности не могут стать востребованными в обществе, не овладев современными информационными технологиями для поиска, обработки, хранения и передачи информации другим людям, что является элементами информационной компетенции одной из ключевых компетенций старшей профильной школы.
Таким образом, информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Соответственно, элективные курсы по информатике должны учитывать потребности общества и интересы школьников, обучающихся в разных профилях на старшей ступени школы.
Отсюда – ориентация образования на применение средств ИКТ в учебном процессе, использование их в учебных предметах как инструмента повседневной деятельности
Одной из составляющих информационной компетентности ученика современной школы является умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми. Одной из форм таких представлений является гипертекст.
Целью методической работы является разработка программы элективного курса «Создание гипертекстовых приложений». Одна из целей обучения – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех информационных технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него и (или) образовательного учреждения продукцию.
Необходимость создания данного курса диктуется тем, что гипертекстовые документы повсеместно вошли в наш обиход как наиболее удобная форма представления информации как в сети Интернет, так и на локальных персональных компьютерах. Тем более, что представление информации в виде гипертекста обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды школы, поскольку одной из ее составляющих является распределенный информационный ресурс, т.е., не что иное, как гипертекстовый ресурс, созданный в web-технологии.1
Элективный курс по информатике — «Создание гипертекстовых документов» привлекателен тем, что в нем можно использовать такие формы организации учебной деятельности, который позволяют реализовать деятельностный подход и личностно-ориентированную парадигму в обучении.
Кроме того, благодаря особенностям гипертекстовых документов, представляющих собой визуализацию объектов различной природы (рисунки, видео и аудио фрагменты и т.д.), реализуется направленность обучения на комплексный характер учебных достижений школьников, развитие творческих способностей (не только конкретные знания и умения, но и другие качества личности, отражающие планируемые образовательные результаты).
Таким образом, это курс, во-первых, развивает и углубляет содержание базового курса информатики, в частности в области программирования (язык HTML), компьютерной графики и конструирования. Во-вторых, он раскрывает перед школьниками возможности и значение использования информационных и коммуникационных технологий в различных областях деятельности человека. В-третьих, формирует знания и способности к деятельности, которые актуальны и широко востребованы практикой, рынком труда.
Ко всему этому стоит добавить, что деятельность по созданию гипертекстовых приложений развивает творческие способности школьников, позволяет реализовать им свои интересы в областях, выходящих за рамки содержания традиционных профилей обучения. Ведь создавая сайт, школьник делает это, чтобы разместить на нем то, в чем он сам заинтересован, что составляет круг его познавательных потребностей, склонностей. А эти интересы и склонности могут быть весьма разнообразными. Готовя материал для размещения на сайте, школьник неизбежно будет расширять, обогащать свои знания в выбранных им областях науки, техники, культуры. Может быть, это одна из главных особенностей и несомненных преимуществ элективных курсов по этой тематике.
К достоинствам рассматриваемого курса следует отнести еще и то, что он уделяет внимание не только работе со средствами информационных технологий, но и дизайну, фирменному стилю сайта, способам управления вниманием, интересами посетителей сайта.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе излагается краткая информация о роли и месте профильного обучения и web-технологии в системе знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий. Во второй главе описывается программа элективного курса, включающего в себя пояснительную записку, содержание обучения, перечень знаний, умений и навыков, формируемых у учащихся, предлагается примерное тематическое планирование, а также методические рекомендации по проведению занятий, в том числе:
список примерных тем проектных работ для создания Web-сайта;
критерии оценивания работы в учебном проекте;
план проведения проекта;
лист самооценки проекта учащимися;
бланк контроля для координатора проекта (учителя).
В третьей главе содержатся методические рекомендации к проведению отдельных практических занятий. В заключении формулируются итоги работы. Важное место в работе занимают приложения, которые разработаны для каждой темы элективного курса и содержат традиционные лабораторные работы, раздаточный материал, справочные материалы, а также формы отчетности, позволяющие организовать рефлексию учащихся по поводу собственных результатов обучения и организации работ по проектам.
Работа рассчитана на педагогов, ведущих элективные курсы, которые имеют отношение к затрагиваемой теме. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы при ведении элективных курсов данного направления.
«В человеке заложены безграничные источники творчества,
иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть».
Алексей Николаевич Толстой (1883—1945)
1.1 Профильное обучение, его роль, местоПрофильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории2.
Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.
В соответствии с одобренной Министерством образованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.
Очевидно, что общие функции и задачи элективных курсов в системе профильного обучения будут во многом по-разному проявляться в курсах этого типа по различным учебным предметам.
Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести:
1.интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов;
2. значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения умений и навыков по специальностям, востребованным на рынке труда;
3. важная роль информатики в формировании современной научной картины мира;
4. интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и научных дисциплин3.
В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Исключительно велика роль изучения информатики в социализации школьников, подготовке их к труду, профессиональной деятельности, в профессиональном самоопределении молодежи.
1.2 Современные гипертекстовые технологии
XXI-й век - век информации. «Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов»4.
Термин гипертекст был введен в обращение Тедом Нельсоном (Ted Nelson) в 1965 г. для описания документов (например, представляемых компьютером), которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и речи. Более поздний термин "гипермедиа" близок к нему по смыслу, но он подчеркивает наличие в гипертексте нетекстовых компонентов, таких как анимация, записанный звук и видео" 5.
Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения. В более широком понимании термина, гипертекстом является любая повесть, словарь или энциклопедия, где встречаются отсылки к другим частям данного текста. Общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат web-страницы — документы HTML (язык разметки гипертекста), размещённые в Сети. Идею использования гипертекста в качестве новой основы доступа к информации выдвинул Тим Бернерс Ли в 1989 году. Гипертекстовые связи между файлами и документами, физически расположенными на серверах по всему миру, позволяют системе работать так, будто она представляет собой огромную паутину информации, обеспечивая эффективный поиск. Именно потому, что страницы с помощью гиперссылок переплетены между собой, эту службу называют «паутина».
Браузер – программа-обозреватель на компьютере пользователя, которая позволяет пользователям просматривать сайты, находящиеся в сети Интернет и являются кроссплатформенными программами. Браузер обращается к серверу, "читает" документ, сверстанный средствами HTML; интерпретирует полученную информацию и отображает содержание документа. Вся информация в web-браузере отображается в виде web-страниц, пересылаемых по специальному протоколу пересылки гипертекста.
Широкое использование гипертекстовой структуры послужило началом бурного развития данной службы и всего Internet в целом. Благодаря идее гипертекста и службе WWW в Internet стали участвовать не только профессионалы, но и огромное число обычных пользователей.
Создание и изменение HTML-страниц может выполняться с помощью различных средств.
Редакторы HTML-документов обычно принято разбивать на две группы. К первой группе относятся так называемые редакторы тэгов, которые предоставляют возможность записывать коды непосредственно на языке HTML и имеют специальные дополнительные возможности для облегчения процесса включения тэгов в создаваемый документ, дополнительные инструменты для генерации элементов HTML. Одним из наиболее популярных редакторов этой группы является программа Hot Dog Web Editor, разработанная компанией Sausage Software. Этот редактор используется разработчиками на протяжении уже многих лет и сильно менялся в процессе своего развития.
К другой группе относятся так называемые редакторы WYSIWYG (What You See Is What You Get — что видишь, то и получаешь), типичными представителями которой являются Netscape Composer, Microsoft FrontPage и «Конструктор школьных сайтов», программа созданная компанией Е-Паблишер по заказу Национального Фонда Подготовки Кадров в рамках проекта «Информатизации системы образования». Редакторы такого рода позволяют изменять внешний вид и компоновку страницы визуально, не вдаваясь в подробности реализации в виде тэгов. При этом результирующий HTML-код документа создается автоматически. При работе с этими редакторами разработчик может вообще не представлять правил записи тэгов HTML и целиком положиться на возможности соответствующего редактора. С другой стороны такие редакторы могут не обеспечивать гибкости, свойственной работе на уровне тэгов, и не обладают всеми возможностями разметки языка HTML. Создание и изменение HTML-страниц может выполняться с помощью обычного текстового редактора. При этом тэги языка HTML добавлялись вручную в ходе редактирования документа. Такой способ требует хорошего знания самого языка.
Способы создания гипертекста обеспечивают его абсолютную платформенную независимость. Создавая web-страницу на компьютере, который работает под управлением Windows, можно не сомневаться, что администратор сервера сможет использовать файлы на компьютере, работающем под управлением UNIX или другой операционной системы.
Основной особенностью HTML является принцип, по которому не только допускается вложение одних элементов в другие, но и декларируется необходимость такого вложения. Это отличие HTML от других языков, в которых теоретически можно написать код без вложенных конструкций. Каждый элемент HTML допускает непосредственное вложение только ряда элементов, которые в свою очередь, допускают вложение других, разрешенных для них, и т.д. Таким способом формируется не только общая структура гипертекста, но и создаются разнообразные визуальные эффекты.
Несмотря на то, что спецификация HTML является стандартом, этот язык дополняется новыми элементами (расширениями). В частности, появились такие средства, как каскадные таблица стилей (CSS) и язык создания приложений на стороне клиента JavaScript.
Глава 2. Программа элективного курса «Создание гипертекстовых приложений»
2.1 Пояснительная записка
Введение элективного курса «Создание гипертекстовых приложений» за счет вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что на изучение темы «Основы гипертекстовой разметки документов» по программе И.Г.Семакина в общеобразовательном профиле отводится 3 часа, в информационно - технологическом – 6 часов, что совершенно недостаточно для хорошего понимания этого учебного материала и формирования навыков создания web-документов.
Курс «Создание гипертекстовых приложений» способствует формированию у учащихся надпредметных умений, даёт возможность учащимся самим создавать продукты, которые можно публиковать в сети Интернет. Знание интернет-технологий становится одним из важных факторов, способствующих востребованности человека в жизни, в обществе.
Данный элективный курс дает возможность научиться создавать собственные web -страницы, персональные сайты, сайты по предметам и т.д.
Изучение этого курса будет способствовать адаптации учащихся в современном мире, проверке своих профориентационных устремлений, поможет утвердиться в сделанном выборе, овладеть способами делового взаимодействия, в частности, через создание средства массовой информации – Web-версии школьной газеты «Октябрьские вести», web-страниц «Виртуального школьного музея» и сайта школы.
Курс построен по модульному принципу. Каждая тема состоит из теоретического материала, лабораторного практикума, задания для самостоятельного выполнения. Конечным продуктом изучения курса будет командное создание проекта. Курс завершается итоговым контролем в форме теста и защитой творческих работ, т.к. данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям курса. При этом к защите обучающийся должен представить образовательный продукт (созданные web-страницы, сайты и т.п.) и продемонстрировать уровень достижения минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Выполнение работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Данные курс предназначен не только для знакомства обучающихся со структурой документов представляемых в сетевых пространствах, но также для реализации коммуникативных, технических и эвристических способностей в ходе проектирования и конструирования. Это позволяет выработать навыки использования средств сети Интернет в жизни, а также показать возможности применения гипертекстовых документов в различных областях профессиональной деятельности.
Цели курса:образовательные:
-
освоение знаний составляющих основу научных представлений об информации и информационных процессах,
закрепление интереса к предмету «Информатика»;
ознакомление учащихся с основными возможностями HTML;
формирование общего представления о назначении и основных возможностях html-конструирования, изучение основ создания простейшие web-страницы;
овладение умениями работать с различными видами информации, выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
показать межпредметные связи информатики с другими дисциплинами;
развивающие:
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий;
развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации, через выбор темы и подбор материалов для творческой работы;
способствовать формированию и осознанию интересов ученика в различных областях;
развитие эстетического вкуса;
воспитательные:
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
умение работать в коллективе;
воспитание чувства ответственности при выполнении социально значимой работы, как, например, web-версии школьной газеты «Октябрьские вести», web-страниц «Виртуального школьного музея» и школьного сайта.
- Расширить знания, полученные в рамках изучения базового курса информатики.
- Сформировать у учащихся базовые представления о языке гипертекстовой разметки НТМL, как способа представления информации.
- Освоить программы обработки графической и текстовой информации.
- Научить создавать web-сайты в редакторе Е-паблишер, Блокнот.
- Научить сравнивать готовые материалы, анализировать имеющуюся информацию.
- Развивать у учащихся представления об этике оформления и дизайна при создании гипертекстовых приложений.
- Сформировать навыки самостоятельной работы, навыки работы в коллективе с комплексными web-проектами.
- Поддержать творческую активность учащихся
- Сформировать у учащихся базовые представления о языке гипертекстовой разметки HTML.
Принципы отбора материала:
- актуальность и практическая направленность:
- востребованность содержания курса и возможность непосредственного практического применения полученных знаний;
- научность и объективность: соответствие изучаемого материала и учебных примеров основным принципам построения реальных web-приложений;
- доступность: отбор учебного материала и определение глубины изучения в соответствии с уровнем подготовки и возрастными особенностями школьников;
- наглядность: использование электронного учебника, практикума;
- реалистичность: возможность усвоения основного содержания программы за отведенное время.
Курс является, во-первых, предметно-ориентированным:
- расширяет базовый курс информатики;
- развивает интерес к информатике;
- углубляет знания учащихся в области web-дизайна и как следствие интернет – технологий.
Во-вторых, курс является надпредметным, так как позволяет понять связь информатики с другими областями знаний. В процессе обучения от учащихся требуется не только умение создать свой web-сайт, но и сделать его визуально и информационно привлекательным, что невозможно без мобилизации творческих возможностей и необходимости самостоятельного поиска нестандартных решений.
Курс может с успехом использоваться не только в технологическом, но и в других профилях старшей школы, поскольку web- проектирование широко используется во всех предметных областях современного общества – гуманитарных, естественнонаучных, технических, социальных, экономических и др.
Формы организации учебных занятийОсновной тип занятий – самостоятельная практическая работа, индивидуальная работа с электронным учебником, компьютерный практикум, групповая работа, лабораторная работа, занятия в сети, защита разработок и т.п. Все задания выполняются с помощью инструкций и необходимых программных средств.
В данной системе деятельности ведущей и ключевой выступает личностно значимая, мотивированная и продуктивная деятельность ученика. При выполнении учебных заданий ребенок должен ощущать личную потребность в них, желание творить, реализовывать свои идеи, что является главным условие её продуктивности. Продуктивная ориентация курса означает, что результатом любой деятельности ученика становится его личный образовательный продукт, по качеству которого можно судить о сформированности у ученика соответствующих способов действий и внутренних образовательных приращениях.
Длительность изучения темы 2 – 6 занятий, в начале каждого из которых учащимся предлагается выполнить практическое задание, используя в качестве исходного материала примеры, подготовленные учителем (см. Практические задания). Таким образом, в ходе выполнения задания учащиеся знакомятся с новым материалом и создают web-документ. В заключительной части каждого занятия подводятся итоги о том, что узнали нового и что получили в результате.
Итогом курса являются проекты, которые защищаются на пятом и последнем занятии и оцениваются методом самооценки и взаимооценки, которые формируются в процессе обсуждения.
Предварительно, на занятиях проектирования проектов и при подготовке к защите, учащиеся должны изучить правила выступления (Приложение 8), заполнить лист самооценки (Приложение 9), бланка контроля (Приложение 10) в соответствии с критериями оценивания работы в учебном проекте «Школьная газета» (Приложение 11) и «Виртуальный школьный музей» (Приложение 13). Затем учащиеся выполняют итоговый контрольный тест «Основы HTML» (Приложение 15).
Основные принципы организации учебной работы с учащимися:
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения); создание проблемных познавательных ситуаций;
выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся.
Все задания, вопросы рассчитаны на работу учащихся на уроке. Для усиления эффективности учащиеся выполняют индивидуально или в малых группах с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Общепедагогическая направленность занятий - сопряжение социализации и индивидуализации обучения в процессе изучения сетевых технологий. Знания, умения, и способы конструирования web-сайтов являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Таким образом, освоенный инструментарий - способы web-конструирования, выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходит с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.
Основные виды деятельности учащихся
Предполагается применение личностно ориентированного и деятельностного подходов в организации учебной деятельности учащихся. При освоении новых знаний необходимо учитывать различные механизмы психики такие, как память, восприятие, внимание, способность прогнозирования, осмысление и др. Виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при изучении, носят общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:
поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации;
работа с источниками информации ‑ поиск информации в источнике, сопоставление свидетельств разных источников, высказывать суждение об их ценности, выделение фактов, проблем и т.д.;
проектирование, синтезирование, комбинирование, составление, творчество;
выставление сравнительной оценки своим и чужим работам, определение ценностей найденного материала, обсуждение его значимости.
Планируемые результаты курса
Предлагаемый учебный курс для предпрофильной подготовки «Создание гипертекстовых приложений» должен помочь учащимся углубить основные базовые знания информатики, ключевые понятия HTML, расширить знания о представлении информации. Учащиеся должны усвоить основы web-программирования, сформировать умения по созданию простейших html-документов. Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления, в том числе, научить их:
структурировать информацию, создавать макет сайта;
распределять информацию по разделам сайта;
использовать простейший web-редактор для создания web-страниц;
овладеть основными способами и приемами по созданию web-страниц и сайтов.
создавать простейшие html-страницы.
Программное обеспечение
Для работы учащимся потребуется конструктор школьных сайтов «E-publish», браузер Internet Explorer. Вся работа может выполняться без подключения к Сети.
2.2 Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны:
знать
формы представления текстовой и графической информации в сети Интернет;
виды web - сайтов;
способы работы с изученными программами (редакторы сайтов) и HTML-документами;
язык HTML;
уметь
проектировать и создавать гипертекстовое приложение средствами прикладной программы E-publish;
программировать на языке HTML на уровне создания не менее 3-5 связанных страниц сайта;
передавать информацию в сеть Интернет с помощью специальных программ;
применять при создании web-страницы основные принципы web-дизайна, проводить анализ, проектировать структуру, производить отбор содержания согласно функциональным требованиям проекта, выполнять визуализацию информации в соответствии с требованиями дизайна;
иметь навыки владения
способами работы с изученными программами (редакторы сайтов);
необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления web-сайта;
приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
опытом коллективного сотрудничества, способами коммуникации при конструировании web-сайтов;
анализа и оценки своих результатов.
2.3 Учебно-тематический план элективного курса
“Создание гипертекстовых приложений” (35 часов)
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Введение в курс. Экскурсия в музей. |
2 |
2 |
|
2 |
Введение в проектирование. Типы сайтов. Что такое информационная архитектура. Правила структурирования и отбора информации. Знакомство с программой «Конструктор школьных сайтов» (Е-паблишер). Создание проекта, работа с текстами, изображениями. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Создание информационной архитектуры сайта школьной газеты «Октябрьские вести». Создание карты сайта. Управление навигацией: редактор меню сайта. Знакомство с правила выступления, заполнить лист самооценки, бланка контроля в соответствии с критериями оценивания работы в учебном проекте «Школьная газета» |
2 |
1 |
1 |
4 |
Создание Web-страниц школьной газеты «Октябрьские вести» |
2 |
2 |
|
5 |
Защита проектов |
1 |
1 |
|
6 |
Основные понятия HTML. Структура HTML-документа. Форматирование текста. Создание и фоновое оформление главной Web-страницы. |
3 |
1 |
2 |
7 |
Использование таблиц |
4 |
2 |
2 |
8 |
Спецсимволы. Линии. Бегущая строка |
2 |
1 |
1 |
9 |
Подготовка и размещение графики и звука |
4 |
2 |
2 |
10 |
Создание страниц сайта |
2 |
|
2 |
11 |
Работа с гиперссылками. Оформление гиперссылок |
2 |
1 |
1 |
12 |
Фреймы. Контрольный тест. |
2 |
1 |
1 |
13 |
Создание концепции «Виртуального школьного музея» или сайта школы. Создание Web-страниц сайта «Виртуального школьного музея» и сайта школы. Повторить правила выступления, заполнить лист самооценки, изучить бланк контроля в соответствии с критериями оценивания работы в учебном проекте «Виртуальный школьный музей». |
6 |
1 |
5 |
14 |
Защита проектов. |
1 |
1 |
|
Итого: |
35 |
13 |
22 |
2.4 Содержание учебно-образовательной информации по курсу
«Создание гипертекстовых приложений»
Тема 1. Введение в курс, 2 часа.
Введение в проектирование. Типы сайтов. Что такое информационная архитектура. Правила структурирования и отбора информации Знакомство с понятием web-сайт и web-страница, сеть Интернет, web-технологии, программы браузеры, интерактивное средство представления информации. Презентация ШГ «Октябрьские вести». Экскурсия в школьный музей.
Тема 2. Знакомство с программой «Конструктор школьных сайтов» (E-publish). Создание проекта, работа с текстами, изображениями, 2 часа.
Работа с мультимедийным практикумом “Практический курс Е-паблишер”. Установка программного обеспечения. Запуск программы Конструктор школьных сайтов. Создание нового проекта (сайта). Ввод заголовка сайта. Ввод колонтитула. Ввод заголовка страницы. Добавление текста. Работа с текстами (очистка стилей, форматирование текста). Добавление иллюстраций (работа со встроенным графическим редактором, форматирование и позиционирование картинки). Вставка Flash-анимации. Позиционирование объектов (текстов, изображений, Flash-анимаций) с помощью таблиц.
Вставка сносок. Создание и ведение фотоальбомов (добавление страниц типа «фотоальбом», ввод названия страницы, параметры фотоальбома, наполнение фотоальбома, изменение параметров фотоальбома, работа с блоками). (см. Практические задания/ПР1, Приложение1)
Тема 3. Информационная архитектура сайта школьной газеты «Октябрьские вести». Создание карты сайта. Управление навигацией: редактор меню сайта, 2 часа.
Создание карты сайта (оглавления). Оглавление с чекбоксами. Управление навигацией: редактор меню сайта. Добавление меню (горизонтальные, вертикальные, смешанные. Смена внешнего вида сайта. Поиск по сайту. Кастомизация шаблонов сайта. Сохранение и открытие проекта. Сохранение и перенос проекта и сайта на съемных носителях. Публикация и обновление сайта в Интернете. (см. Практические задания/ПР2, Приложение 3)
Тема 4. Создание Web-страниц школьной газеты «Октябрьские вести», 2 часа.
В данном разделе обучающиеся увидят, что проектирование содержимого сайта – один из самых ответственных моментов при создании любого веб-ресурса. Получат рекомендации по разработке проекта сайта, разработке и созданию Web-страницы школьной газеты «Октябрьские вести». (см. Практические задания/ПР3, Приложение 6, 7)
Тема 5. Защита проектов, 1 час.
Карта оценки защиты проекта. Защита Web-страницы школьной газеты «Октябрьские вести». (см. Практические задания/ПР4, Приложение 8, 9, 10, 11)
Тема 6. Основные понятия HTML. Структура HTML-документа. Создание и фоновое оформление главной Web-страницы, 3 часа.
Язык гипертекстовой разметки документов, теги, HTML-код. Текстура, фон, добавление текстуры, HTML страница, редактирование HTML страницы, ввод текста (абзац, заголовки текста, управление шрифтом, списки) в HTML страницу, просмотр Web-страницы.
Практикум: “Проектирование сайта”. “Создание главной Web-страницы”. (см. Практические задания/ПР5, Приложение 2, 3, 4, 5)
Тема 7 . Использование таблиц, 4 часа.
Построение таблиц в HTML документе, оформление таблиц, объединение ячеек, изменение ширины ячеек, использование таблицы без рамки.
Практикум: “Создание таблиц в HTML документе”. (см. Практические задания/ПР6, Приложение 2, 3, )
Тема 8. Спецсимволы. Линии. Бегущая строка, 2 часа.
Спецсимволы. Линии. Бегущая строка
Практикум: “Добавление на Web-страницу спецсимволов, бегущей строки и линий”.
(см. Практические задания/ПР7)
Тема 9. Подготовка и размещение графики и звука, 4 часа.
Вставка графических изображений, фоновая графика. Обучающиеся познакомятся с форматами графических файлов, их достоинствами и недостатками, возможностями применения на Web -страницах. Обучающиеся научатся вставлять изображения в HTML-документ, управлять их видимыми размерами и расположением на странице.
Практикум: “Создание титульной страницы сайта. Поиск в сети Интернет рисунков для сайта. Создание логотипа сайта и размещение на титульной странице”. (см. Практические задания/ПР8)
Тема 10. Создание страниц сайта, 2 часа
В этом разделе обучающиеся познакомятся с различными видами сайтов, узнают как привлечь внимание посетителей, оптимально организовать информацию, обеспечить интерактивное взаимодействие с посетителями, познакомятся с критериями оценки сайтов. Получат рекомендации по разработке проекта сайта.
Практикум: “Проектирование сайта”. (см. Практические задания/ПР9, Приложение 12)
Тема 11. Работа с гиперссылками. Оформление гиперссылок, 2 часа.
В этом разделе обучающиеся познакомятся со способами организации информации на сайте, узнают об организации гипертекстовых связей между документами, научатся создавать текстовые гиперссылки и ссылки, изображения, менять их вид.
Практикум: “Добавление гиперссылок на главную Web-страницу”.
Текстовые ссылки, графические ссылки, навигация.
Практикум: “Размещение панели навигации на титульной странице сайта”. (см. Практические задания/ПР10)
Тема 12. Фреймы, 2 часа.
Установочный HTML-файл, левый фрейм, центральный фрейм, верхний фрейм.
Практическая работа “Заполнение и оформление фреймов”. (см. Практические задания/ПР11)
Тема 13. Создание Web-страниц сайта «Виртуального школьного музея» и сайта школы, 6 часов
В этом разделе обучающиеся научатся разрабатывать концепцию, цели и структуру сайта, продумывать его внутренние и внешние связи, назначение каждой страницы и элемента на ней. Эти задачи необходимо решить прежде, чем приступить к построению самого сайта. Знания, умения и предыдущие разработки необходимо применить для создания комплексного проекта – Web-сайта на выбранную тему. Сайт разрабатывается в группе или индивидуально. Обучающимся потребуется спроектировать, изготовить сайт для размещения в сети Интернет. Выполненный проект необходимо защитить перед одноклассниками.
Практикум: “Проект сайта. Оформление главной страницы. Добавление гиперссылок”.
Практикум: “Дизайн сайта”.
Практикум: “Оформление и заполнение страниц сайта” (см. Практические задания/ПР12, Приложение 14)
Тема 14. Защита проекта
Защита проекта – хороший способ для обучающихся показать свои художественные и технические способности, т.к. задания носят надпредметную направленность и помогают выявить степень усвоения всего материала курса.
(см. Практические задания/ПР13, Приложение 8, 13, 15)ЗаключениеГлобальная Сеть не только соединила пользователей всего мира, но и утвердилась в виде новых технологий на наших персональных компьютерах. Действительно, каждый пользователь, работая со словарями, учебниками, другими электронными ресурсами, становится обладателем Internet-технологии в готовом виде, независимо от того, подключен его компьютер к Сети или нет.
Изучение представленного элективного курса даёт возможность расширить знания учащихся о представлении информации, структуре и свойствах гипертекста, о веб-программировании; освоить создание веб-страниц, познакомятся с достоинствами и недостатками нескольких веб-технологий, станут полноправными членами Интернет - сообщества. Учащиеся приобретут способность к самостоятельному творческому и инициативному решению проблем, опыт работы в команде.
Данный курс помогает ученикам в приобретении навыка обработки и представления различной информации. Социально значимым результатом курса для учащихся является общий проект выпуска электронной версии школьной газеты, страниц школьного сайта, что позволяет говорить об успешном завершении работы по проекту. Этот успех обусловлен его продуктивной личностной ориентацией, востребованностью результатов проекта, деятельностным подходом, а ещё потому, что каждый ученик хотел бы создать нечто значимое своими руками и увидеть востребованность своего продукта. В процессе продвижения по курсу учащиеся будут создавать свой собственный продукт, проявлять творческую инициативу, приобретая новые знания и умения, планируя свою деятельность, открывая для себя «новые возможности», приобретая профессиональные навыки.
Изучая этот курс, формируются информационные и коммуникативные компетентности старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов:
- социально-практическая значимость (для чего необходимо уметь создавать, размещать и поддерживать сайты);
- личностная значимость (зачем необходимо быть компетентным в области сайтостроения);
- перечень реальных объектов, относящихся к данным компетентностям (веб-страница, сайт, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.):
- знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
- способы деятельности по отношению к данным объектам;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
- индикаторы – учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Проекты, выполненные учащимися опубликованы на школьном сайте:
- виртуальный школьный музей http://76310s010.edusite.ru/DswMedia/index.html
- выпуски №1 – 9 школьной газеты «Октябрьские вести»
- http://magazine.76310s010.edusite.ru/p44aa1.html. а также находятся в каталоге Работы учащихся.
Курс рассчитан на 35 часов лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю. Возможно, и более сжатое по времени изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии «погружения».
Обучающийся, окончивший курс «Создание гипертекстовых приложений для школьного информационно-образовательного пространства» сможет в будущем:
- участвовать в российских и международных конкурсах и телекоммуникационных проектах;
- публиковать в сети Интернет свои творческие работы, получая отклики самой широкой аудитории;
- создавать сайты по требуемой тематике для себя, для родных и знакомых, на заказ;
- приобрести современную, престижную и высокооплачиваемую профессию;
- найти дистанционную работу в любом регионе страны и мира;
- установить дружеские и деловые связи по всему миру.
Данный опыт может оказаться полезным тем, кто приступает к работе в рамках предпрофильной подготовки учащихся 10-х классов.
Список литературы
- Айзекс С. Dynamic HTML: пер. с англ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006
- Валентайн Ч., Минник К. XHTML. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2001
- Дригалкин В.В. HTML в примерах. Как создать свой Web-сайт: Самоучитель / В.В.Дригалкин. – М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. – 192 с.: ил.
- Дунаев В.В. Сам себе Web-мастер. – СПб.: БХВ-Петербург, Арлит, 2000.
- Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения. «Профильная школа» 2005г. №1
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783.
- Курова И.А. Руководство по HTML. – М.: БИНОМ, 2001.
- Ларсон М. Создание Web-страниц с помощью Microsoft Office. – М.: БИНОМ, 1998.
- Лебедев С.В. Web-дизайн: учебное пособие по созданию публикаций для Интернет / С.В. Лебедев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Альянс-пресс, 2004.- 736 с
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
- Матросов А. HTML 4.0 в подлиннике/ А.Матросов, А.Сергеев, М. Чаунин// БХВ-Петербург.: Санкт-Петербург, 2005.
- Монахов М. Ю., А.А. Воронин Создаём школьный сайт в Интернете. Учебное пособие. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Пауэл Т. Web-дизайн/ Т.Пауэл// Санкт-Петербург, 2002
- Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.: ДМК Пресс, 2002.
- Смирнова И.Е. Начала WEB-дизайна / Санкт-Петербург, БХВ-Питербург, 2003.
- Соломенчук В. Интернет: краткий курс, 2-е изд.// Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2000.
- Усенков Д.. Уроки Web-мастера. - Москва, Бином, 2003
- Холл Марти. Программирование для Web. Библиотека профессионала / М. Холл, Б. Лэрри; пер. с англ. В.В. Вейтмана. – М.: Издат. дом «Вильямс», 2002. – 1264с.: ил.
- Хольцшлаг, Молли, Э. Использование HTML и XHTML. Специальное издание: пер. с англ. – М.: Издат. Дом «Вильямс», 2003. – 736 с.: ил.
- Шапошников, И.В. Справочник Web-мастера. XML. –СПб.: БХВ-Петербург, 2001.–304с.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. 10-11 кл./ Ю.А.Шафрин// Москва, Лаборатория базовых знаний, 1999.
- Штайнер, Г. HTML/XML/CSS / Г. Штайнер. – 2-е изд., перераб. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 510 с.: ил.
- «Учебник по HTML» [Электронный ресурс]// ( http://www.postroika.ru )
- «И-Маркет» [Электронный ресурс]// (http://www.i-market.ru )
- «Конструктор школьного сайта» [Электронный ресурс] //(http://www.km-school.ru/r1/sch_site.asp )
- «Издание школьной газеты» [Электронный ресурс] //(http://www.uobr.ru/method.php?mt=12&met=5 )
- «Виртуальный школьный музей Октябрьской школы» [Электронный ресурс]// http://76310s010.edusite.ru/DswMedia/index.html
- «Школьная газета»Октябрьские вести»» [Электронный ресурс]// http://magazine.76310s010.edusite.ru/p44aa1.html
1 Хорошилов А.В., Селеткова С.Н. Мировые информационные ресурсы. - СПб.:Питер, 2004г.
2 Кузнецов А.А. Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана. Профильное обучение в старшей школе. http://informika.ru.
3 Кузнецов А. А. Элективные курсы образовательной области "информатика" // Профильная школа . - 2005 . - 3 . - С. 19-22.
4 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)
5 Microsoft Press 1995
Виктория Александровна