Элективный курс по физике в профильной школе «Загадочный мир кристаллов»

3
0
Материал опубликован 26 February 2016

Элективный курс по физике в профильной школе

«Загадочный мир кристаллов»

Саенко Наталья Владимировна, учитель физики

МБОУ СОШ с №4 с углубленным

изучением отдельных предметов

г. Батайск Ростовской обл.

«Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри»

Н. Бердяев.

Аннотация

Предмет: физика

Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии

Цель: показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей науки, показать единство законов природы.

Задачи:

- показать возможности межпредметной интеграции предметов естественно- научного цикла;

сформировать у учащихся представление о механических свойствах твердых тел, кристаллах, аморфных телах;

повысить интерес учащихся к выбору профессии ювелира, геолога, минераловеда;

- развивать познавательную и творческую активность учащихся;

- закрепить и развивать умения учащихся решать исследовательские задачи.

Описание работы:

Элективный курс «Загадочный мир кристаллов» дополняет и развивает школьный курс физики раздел «Свойства твердых тел. Кристаллы. Аморфные тела», а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно - научный профиль. Он основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики, химии, географии и других дисциплин в средней школе.

Результат, на достижение которого направлена работа:

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

наблюдать и описывать свойства кристаллов, аморфных тел;

выдвигать гипотезы;

выполнять измерения и делать расчеты и выводы;

интерпретировать результаты экспериментов;

работать с Интернет ресурсами и документами СМИ;

применять законы физики к живым организмам природы.

Сколько лет и кем апробирована работа:

Работа апробирована учителем физики школы, учителем географии этой же школы. Элективный курс вошел в банк лучших элективных курсов методического кабинета города Батайска и рекомендован учителям школ города. Курс прошел апробацию в течении 2-х учебных годов.

Пояснительная записка

В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли наук, техники и производства. Элективный курс «Загадочный мир кристаллов» дополняет и развивает школьный курс физики раздел «Механические свойства твердых тел», «Кристаллы», «Аморфные тела», а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно - научный профиль. Он основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики, биологии и других дисциплин в средней школе.

Объект исследования: процесс развития познавательного интереса при наблюдении выращивания кристаллов и их физическое объяснение.

Цель нашего исследования: выяснение причин роста различных видов кристаллов.

Предмет исследования: различные кристаллы и аморфные тела.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: понятие кристалла, аморфного тела, виды кристаллов, жидкие кристаллы, понятие анизотропии кристалла, понятие науки минералогии

Уметь: выращивать кристаллы, проводить эксперименты с аморфными телами, проводить опыты по образцу

Сформировать у учащихся проектную, исследовательскую и коммуникативную культуру.

Проектная культура:

наличие проблемы

планирование действий

исследовательская работа

результат работы над проектом

презентация продукта

Исследовательская культура:

общеучебная культура

культура работы с информацией

культура проведения исследований

Коммуникативная культура:

адекватное использование речевых средств

опыт межкультурной лингвистической коммуникации

участие в коллективном обсуждении проблем

обсуждение различных точек зрения для выработки общей позиции

Выработать два основных подхода к классификации

личностно значимых ситуаций:

по типу взаимодействия с различными сторонами образовательного процесса

по содержанию (личностному смыслу) внутреннего состояния

Методические рекомендации:

Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.).

Для проведения занятий по данному курсу при изучении нового материала рекомендуется лекционно-семинарская форма. Лекция - наиболее экономичный способ передачи учебной информации, поскольку в ней материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Семинар ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, предполагает работу с дополнительной литературой и средствами Интернет – ресурсов. Курс рассчитан на большую исследовательскую работу учащихся, домашние эксперименты и опыты.

Работы учащихся по теме «Кристаллы», «Где используются аморфные тела?» можно оформить как проекты, предложив сравнить особенности различных видов кристаллов. Элективный курс предназначен для учителей физики, географии, химии, экологии, и может быть использован в средних школах, гимназиях, лицеях и колледжах естественнонаучного профиля. Этот курс может быть использован и преподавателями дополнительного образования.

Для реализации этой методики необходимы: компьютеры, мультимедийный проектор, Интерактивная доска (по возможности), средства Интернет – ресурсов, коллекция кристаллов и аморфных тел.

Тематическое планирование курса:

п/п

Кол-во часов

Тема

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

2

Физические и химические свойства кристаллов

Рассмотреть образцы различных кристаллов. Сделать сравнительный анализ их физических и химических свойств. Работа с Интернет ресурсами

2

2

Минералогия – наука о кристаллах. Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку минералов и камней.

Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами. Просмотр и обсуждение презентаций, фотодокументов экскурсии

3

2

Аморфные тела

Проведение исследовательского эксперимента. Анализ проблемной ситуации. Построение графиков плавления аморфных тел

4

2

Минералы - самоцветы

Сравнить образцы различных минералов собственных коллекций, составить таблицу их сходства и различий, обсудить на семинаре

5

2

Технология выращивания кристаллов

Выращивание кристаллов по алгоритму

6

2

Получение и применение жидких кристаллов

Самостоятельная работа с Интернет- ресурсами, отбор материала для совместного обсуждения, составить таблицу применения жидких кристаллов в природе и технике.

7

2

Кристаллы Сваровски и другие украшения из кристаллов

Просмотр и обсуждение фотоматериалов экскурсии, знакомство с биографией Д. Сваровски

8

2

Кристаллические узоры и грани в математике

Проведение опытов «кристалл в кристалле», обсуждение результатов

9

2

Конференция «Загадочный мир кристаллов»

Просмотр и обсуждение проектов, презентаций, поделок


 

Формы проведения занятий:

1.Мини-лекции.

2.Семинары с элементами дискуссий.

3.Создание эвристических ситуаций.

4.Демонстрация опытов и их обсуждение.

5. Экскурсия в городской музей на выставку «Мир камней»

6.Выполнение школьником самостоятельного физического эксперимента по выращиванию кристаллов

7.Самостоятельное выполнение заданий, связанных с обработкой литературных источников, Интернет – ресурсов.

8.Создание мини-проектов, проектов

Основополагающий вопрос:

Знаете ли вы как кристаллы манят своей непостижимой природной красотой, игрой граней и искрящимися в них лучиками света?

Содержание программы:

Тема№1: «Физические и химические свойства кристаллов»

Строение кристаллов. Разнообразные виды кристаллических решеток. Физические свойства кристаллов. Химические свойства кристаллов.

Тема №2 «Минералогия – наука о кристаллах»

Кристаллография, кристаллохимия, минералогия – геохимические науки. Диагностика минералов.

Тема№3 «Аморфные тела»

Внутреннее строение аморфных тел. Применение аморфных тел.

Тема№4 «Минералы – самоцветы»

Определение минерала. Классификация минералов. Структура и химический состав минералов. Свойства минералов. Применение минералов.

Тема№5 «Технология выращивания кристаллов»

Технология выращивания кристаллов.

Тема№6 «Получение и применение жидких кристаллов»

Кое-что о жидких кристаллах — это вещества, которые ведут себя одновременно как жидкости и как твёрдые тела.

Тема№7 «Кристаллы Сваровки и другие украшения из кристаллов»

О ювелире Сваровски, его кристаллах и украшениях.

Тема№8 «Кристаллические узоры»

Что такое изоморфные тела? Как вырастить кристалл в кристалле?

Тема№9 «Загадочный мир кристаллов»

Конференция с защитой проектов и демонстрацией выращенных кристаллов.

Приложения


 

Минералы Ростовской области


 

Список литературы

  1. Блинов Л.М., Пикин С.А. Жидкокристаллическое состояние вещества. - М.: Знание, 1986. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Физика”; №6).
  2. Блинов Л.М., Береснев Л.А. Сегнетоэлектрические жидкие кристаллы. - Успехи физических наук, 1984, т.143, вып.3, стр.391.
  3. Веденов А.А. Физика растворов. М.: Наука, 1984.
  4. Е. В. Чернобай Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде М. «Просвещение» 2012г
  5. И.В. Гладкая Оценка образовательных ресурсов школьников С- П: «Каро», 2008г


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.