Элективный курс по физике в профильной школе «Загадочный мир кристаллов»
Элективный курс по физике в профильной школе
«Загадочный мир кристаллов»
Саенко Наталья Владимировна, учитель физики
МБОУ СОШ с №4 с углубленным
изучением отдельных предметов
г. Батайск Ростовской обл.
«Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри»
Н. Бердяев.
Аннотация
Предмет: физика
Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии
Цель: показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей науки, показать единство законов природы.
Задачи:
- показать возможности межпредметной интеграции предметов естественно- научного цикла;
сформировать у учащихся представление о механических свойствах твердых тел, кристаллах, аморфных телах;
повысить интерес учащихся к выбору профессии ювелира, геолога, минераловеда;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся;
- закрепить и развивать умения учащихся решать исследовательские задачи.
Описание работы:
Элективный курс «Загадочный мир кристаллов» дополняет и развивает школьный курс физики раздел «Свойства твердых тел. Кристаллы. Аморфные тела», а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно - научный профиль. Он основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики, химии, географии и других дисциплин в средней школе.
Результат, на достижение которого направлена работа:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
наблюдать и описывать свойства кристаллов, аморфных тел;
выдвигать гипотезы;
выполнять измерения и делать расчеты и выводы;
интерпретировать результаты экспериментов;
работать с Интернет ресурсами и документами СМИ;
применять законы физики к живым организмам природы.
Сколько лет и кем апробирована работа:
Работа апробирована учителем физики школы, учителем географии этой же школы. Элективный курс вошел в банк лучших элективных курсов методического кабинета города Батайска и рекомендован учителям школ города. Курс прошел апробацию в течении 2-х учебных годов.
Пояснительная записка
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли наук, техники и производства. Элективный курс «Загадочный мир кристаллов» дополняет и развивает школьный курс физики раздел «Механические свойства твердых тел», «Кристаллы», «Аморфные тела», а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно - научный профиль. Он основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики, биологии и других дисциплин в средней школе.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса при наблюдении выращивания кристаллов и их физическое объяснение.
Цель нашего исследования: выяснение причин роста различных видов кристаллов.
Предмет исследования: различные кристаллы и аморфные тела.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Знать: понятие кристалла, аморфного тела, виды кристаллов, жидкие кристаллы, понятие анизотропии кристалла, понятие науки минералогии Уметь: выращивать кристаллы, проводить эксперименты с аморфными телами, проводить опыты по образцу |
Сформировать у учащихся проектную, исследовательскую и коммуникативную культуру. Проектная культура: наличие проблемы планирование действий исследовательская работа результат работы над проектом презентация продукта Исследовательская культура: общеучебная культура культура работы с информацией культура проведения исследований Коммуникативная культура: адекватное использование речевых средств опыт межкультурной лингвистической коммуникации участие в коллективном обсуждении проблем обсуждение различных точек зрения для выработки общей позиции |
Выработать два основных подхода к классификации личностно значимых ситуаций: по типу взаимодействия с различными сторонами образовательного процесса по содержанию (личностному смыслу) внутреннего состояния |
Методические рекомендации:
Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.).
Для проведения занятий по данному курсу при изучении нового материала рекомендуется лекционно-семинарская форма. Лекция - наиболее экономичный способ передачи учебной информации, поскольку в ней материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Семинар ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, предполагает работу с дополнительной литературой и средствами Интернет – ресурсов. Курс рассчитан на большую исследовательскую работу учащихся, домашние эксперименты и опыты.
Работы учащихся по теме «Кристаллы», «Где используются аморфные тела?» можно оформить как проекты, предложив сравнить особенности различных видов кристаллов. Элективный курс предназначен для учителей физики, географии, химии, экологии, и может быть использован в средних школах, гимназиях, лицеях и колледжах естественнонаучного профиля. Этот курс может быть использован и преподавателями дополнительного образования.
Для реализации этой методики необходимы: компьютеры, мультимедийный проектор, Интерактивная доска (по возможности), средства Интернет – ресурсов, коллекция кристаллов и аморфных тел.
Тематическое планирование курса:
№п/п |
Кол-во часов |
Тема |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 |
2 |
Физические и химические свойства кристаллов |
Рассмотреть образцы различных кристаллов. Сделать сравнительный анализ их физических и химических свойств. Работа с Интернет ресурсами |
2 |
2 |
Минералогия – наука о кристаллах. Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку минералов и камней. |
Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами. Просмотр и обсуждение презентаций, фотодокументов экскурсии |
3 |
2 |
Аморфные тела |
Проведение исследовательского эксперимента. Анализ проблемной ситуации. Построение графиков плавления аморфных тел |
4 |
2 |
Минералы - самоцветы |
Сравнить образцы различных минералов собственных коллекций, составить таблицу их сходства и различий, обсудить на семинаре |
5 |
2 |
Технология выращивания кристаллов |
Выращивание кристаллов по алгоритму |
6 |
2 |
Получение и применение жидких кристаллов |
Самостоятельная работа с Интернет- ресурсами, отбор материала для совместного обсуждения, составить таблицу применения жидких кристаллов в природе и технике. |
7 |
2 |
Кристаллы Сваровски и другие украшения из кристаллов |
Просмотр и обсуждение фотоматериалов экскурсии, знакомство с биографией Д. Сваровски |
8 |
2 |
Кристаллические узоры и грани в математике |
Проведение опытов «кристалл в кристалле», обсуждение результатов |
9 |
2 |
Конференция «Загадочный мир кристаллов» |
Просмотр и обсуждение проектов, презентаций, поделок |
Формы проведения занятий:
1.Мини-лекции.
2.Семинары с элементами дискуссий.
3.Создание эвристических ситуаций.
4.Демонстрация опытов и их обсуждение.
5. Экскурсия в городской музей на выставку «Мир камней»
6.Выполнение школьником самостоятельного физического эксперимента по выращиванию кристаллов
7.Самостоятельное выполнение заданий, связанных с обработкой литературных источников, Интернет – ресурсов.
8.Создание мини-проектов, проектов
Основополагающий вопрос:
Знаете ли вы как кристаллы манят своей непостижимой природной красотой, игрой граней и искрящимися в них лучиками света?
Содержание программы:
Тема№1: «Физические и химические свойства кристаллов»
Строение кристаллов. Разнообразные виды кристаллических решеток. Физические свойства кристаллов. Химические свойства кристаллов.
Тема №2 «Минералогия – наука о кристаллах»
Кристаллография, кристаллохимия, минералогия – геохимические науки. Диагностика минералов.
Тема№3 «Аморфные тела»
Внутреннее строение аморфных тел. Применение аморфных тел.
Тема№4 «Минералы – самоцветы»
Определение минерала. Классификация минералов. Структура и химический состав минералов. Свойства минералов. Применение минералов.
Тема№5 «Технология выращивания кристаллов»
Технология выращивания кристаллов.
Тема№6 «Получение и применение жидких кристаллов»
Кое-что о жидких кристаллах — это вещества, которые ведут себя одновременно как жидкости и как твёрдые тела.
Тема№7 «Кристаллы Сваровки и другие украшения из кристаллов»
О ювелире Сваровски, его кристаллах и украшениях.
Тема№8 «Кристаллические узоры»
Что такое изоморфные тела? Как вырастить кристалл в кристалле?
Тема№9 «Загадочный мир кристаллов»
Конференция с защитой проектов и демонстрацией выращенных кристаллов.
Приложения
Минералы Ростовской области
Список литературы
- Блинов Л.М., Пикин С.А. Жидкокристаллическое состояние вещества. - М.: Знание, 1986. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Физика”; №6).
- Блинов Л.М., Береснев Л.А. Сегнетоэлектрические жидкие кристаллы. - Успехи физических наук, 1984, т.143, вып.3, стр.391.
- Веденов А.А. Физика растворов. М.: Наука, 1984.
- Е. В. Чернобай Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде М. «Просвещение» 2012г
- И.В. Гладкая Оценка образовательных ресурсов школьников С- П: «Каро», 2008г