Элективный курс в профильной школе «Палитра звуков»
Элективный курс в профильной школе «Палитра звуков»
Саенко Наталья Владимировна, учитель физики
МБОУ СОШ с №4 с углубленным
изучением отдельных предметов
г. Батайск Ростовской обл.
Пояснительная записка
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли наук, техники и производства. Элективный курс «Палитра звуков» дополняет и развивает школьный курс физики раздел «Механические колебания и волны», а также является информационной поддержкой выбранного профиля дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно- научный профиль. Он основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики, биологии и других дисциплин в средней школе.
Основная цель курса: показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей науки, показать единство законов природы.
Основные задачи курса: показать возможности межпредметной интеграции предметов естественно- научного цикла; сформировать у учащихся представление о колебательном движении и звуках в живой природе; повысить интерес учащихся к выбору профессии, связанной с музыкой; развивать познавательную и творческую активность учащихся; закрепить и развивать умения учащихся решать исследовательские задачи.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса при наблюдении звуковых явлений и их физическое объяснение.
Цель нашего исследования: выяснение причин различия звуков.
Предмет исследования: плеер, таблицы “Анализатор слуха”, “Скорость распространения волн в различных средах”; модель уха; музыкальные инструменты (флейта, гитара); генератор звуковых колебаний; усилитель; колонка динамическая; линейка, один конец которой прижат к столу; растянутая резинка; колокольчик; свисток; камертон и бусинка на нити, закрепленная на штативе, ПЭВМ в комплекте с интерактивной доской...
Методические рекомендации:
Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.).
Для проведения занятий по данному курсу при изучении нового материала рекомендуется лекционно-семинарская форма. Лекция - наиболее экономичный способ передачи учебной информации, поскольку в ней материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Семинар ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, предполагает работу с дополнительной литературой и средствами Интернет – ресурсов.
Работу учащихся по теме «Плюсы и минусы плеера», «Биологические ритмы и биологические часы» можно оформить как проекты, предложив сравнить слуховые данные людей разного возраста, но находящихся в одинаковых условиях.
Элективный курс предназначена для учителей физики, биологии, экологии, музыки и может быть использована как в средних школах, гимназиях, лицеях и колледжах естественного и эстетического направления. Этот курс может быть использован и преподавателями дополнительного образования.
Для реализации этой методики необходимы: компьютеры, мультимедийный проектор, Интерактивная доска (по возможности), средства Интернет – ресурсов, плеер и разные музыкальные инструменты, записывающие и воспроизводящие средства,
Результат, на достижение которого направлена работа:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
наблюдать и описывать свойства звуковых колебаний и волн;
выдвигать гипотезы;
выполнять измерения и делать расчеты и выводы;
интерпретировать результаты экспериментов;
работать с Интернет ресурсами и документами СМИ;
применять законы физики к живым организмам природы.
Перечисленные знания и умения формируются на основе знаний о колебаниях и волнах, об основных свойствах и характеристиках звуковых колебаний, неограниченное распространение звука в различных средах. В процессе проведения занятий учащиеся сочетают различные виды деятельности теоретический материал, исследовательская работа, создание мини-проектов, презентаций, демонстрационные эксперименты. Для успешного реализации данного курса необходимо, чтобы учащиеся владели вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых задач, выдвигать экологические проблемы и так далее.
Тематическое планирование курса:
№п/п | Кол-во часов | Тема | Деятельность учащихся |
1 | 2 | Источники звуковых колебаний и их характеристики | Исследовательская работа |
2 | 2 | Акустика – наука о звуковых волнах | Групповая работа по созданию мини-проектов |
3 | 2 | Голосовой и слуховой аппараты человека | Исследовательская работа |
4 | 2 | Голоса в животном мире | Групповая работа по созданию мини- проектов, мозговой штурм |
5 | 2 | Воздействие шума на организм человека | Создание проектов, составление и решение экологических задач |
6 | 2 | Биологические ритмы и биологические часы | Исследовательская работа |
7 | 2 | Неслышимые звуки | Викторина, семинар |
8 | 2 | Физика и музыка | Создание эвристических ситуаций, демонстрация музыкальных инструментов |
9 | 1 | Конференция «В мире музыки и звуков» | Защита проектов |
Формы проведения занятий:
1.Мини-лекции.
2.Семинары с элементами дискуссий.
3.Создание эвристических ситуаций.
4.Демонстрация опытов и их обсуждение.
5.Решение расчетных, качественных задач.
6.Выполнение школьником самостоятельного физического эксперимента.
7.Самостоятельное выполнение заданий, связанных с обработкой литературных источников.
8.Создание мини-проектов, проектов
Основополагающий вопрос:
А вы никогда не задумывались над проблемой, почему можно распознать звуки, окружающие нас?
Содержание программы:
Тема№1. Источники звуковых колебаний и их характеристики
Теория: различные источники звука, причины возникновения звуковых колебаний, характеристики звуковых колебаний: громкость, тембр, частота, тон.
Демонстрации: камертон, звучащие струны, звон колоколов.
Практические работы: создание и запись различных звуковых колебаний.
Тема№2. Акустика – наука о звуковых волнах
Теория: акустика- наука о звуковых колебаниях, физиологическая акустика, диапазон упругих колебаний в различных средах, применении этих колебаний.
Демонстрации: камертон,
Практические работы: изменение звуков волн в зависимости от среды распространения
Тема№3. Голосовой и слуховой аппараты человека
Теория: голосовой аппарат человека, его физиологическое строение. Слуховой аппарат человека, его физиологическое строение. Физика речи и слуха. Слуховые аппараты. Дефекты слуха.
Демонстрации: модели слухового аппарата человека.
Практические работы: определить остроту слуха у людей разного возраста
Тема№4. Голоса в животном мире
Теория: голосовой аппарат птиц, млекопитающих, насекомых, лягушек. Звуки в воде, диапазон звуков различных рыб.
Демонстрации: голоса записанных местных птиц, животных.
Практическая работа: наблюдение за аквариумными рыбками во время различных сигналов, наблюдение за домашними животными во время различных сигналов, сравнить свойства звука методом перкуссии (выстукивания), аускультации (выслушивания).
Тема№5. Воздействие шума на организм человека
Теория: эхо в мире живой природы, шум и борьба с ним, резонанс, фляттер.
Демонстрации: запись различных шумовых эффектов машин, крик учащихся, стук строителей
Практическая работа: определить у себя дома источники шума и предложить меры их устранения.
Тема№6. Биологические ритмы и биологические часы
Теория: колебания в живой природе, фонокардиография, биологические часы и биологические ритмы.
Демонстрации: стук сердца, пульс человека
Практическая работа: определение влияние фаз Луны на собственное самочувствие
Тема№7. Неслышимые звуки
Теория: ультразвук – помощник человека, инфразвук в мире живой природы , аппарат – предсказатель шторма.
Демонстрации: УЗИ- аппарат ( экскурсия в поликлинику)
Практическая работа: работая с Интернет ресурсами, определить где и как встречается инфразвук в живой природе
Тема№8.Физика и музыка
Теория: различные жанры музыки, зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, различные музыкальные инструменты, экологические проблемы плеера, цветомузыка, профессия – музыкант.
Демонстрации: осциллограммы различных звуковых колебаний, прослушивание дисков различных жанров музыки.
Практическая работа: создать характеристику звуковых жанров, используя диски с записями различных музыкальных инструментов
Литература
1. Иванов А. И, Минькова Р. Д., Панаиоти Н. И. Физика. 7 класс. – М., 1998.
2.Перельман Н. Занимательная физика
3.А. В. Аганов, Р.К. Сафиуллин, А. И. Скворцов, Д.А. Таюрский Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике.М. Дом педагогики 1998 г.
4.С. А. Чандаева Физика и человек.М. АО Аспект Пресс 1994 г.
Естествознание в школе № 1 2004 г
5.Н.И. Зорин Элективный курс «Элементы биофизики», Москва «Вако»,2007г.
6. Материалы Фестиваля «Открытый урок», «Первое сентября», 2007-2008г.
7. Материалы Фестиваля «Открытый урок», «Первое сентября», 2008-2009г.
8. Колебания и волны в курсе физике для средней школы. Пособие для учителей/Орехов В.П. – М.: Просвещение, 1977. – 176с.
9. Лифанова, Н.Ф. Всё о колоколах и колокольных звонах / Н.Ф.Лифанова. //Физика в школе. – 2002. – №3. – с.46.