Элективный курс «Русский язык в мире профессий» (9 класс)

5
0
Материал опубликован 11 April 2016
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 14

имени выдающегося земляка, главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Александра Александровича Новикова»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО______________________

Протокол №1 от

28.08.2015г

Руководитель МО

_______ Куклева Н.Д.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по учебно-воспитатательной работе

________ З.А.Антонова

«28»августа 2015 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______ О.Н.Малая

Приказ № 173

«__28_» августа 2015года

 

Рабочая программа элективного курса

«Русский язык в мире профессий»

9 класс

 

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в мире профессий» разработана на основе учебного плана Средней общеобразовательной школы № 14 города Костромы имени дважды Героя Советского Союза А.А. Новикова, с учетом письма Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413.

В современном мире появляются новые профессии. Для успешного профопределения ученик должен ориентироваться в мире профессий, знать квалификационные требования. Сейчас востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. В современном мире работник любой отрасли должен владеть навыками связного выражения мыслей в различных ситуациях. Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет нормами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата.

Занятия элективного курса «Русский язык в мире профессий» помогут детям узнать о новых и исчезнувших профессиях, освоить языковой портрет представителей различных профессий, построить публичное выступление, написать деловое письмо, в том числе с использованием ИКТ. Дидактический материал, используемый на занятиях, направлен как на профориентацию, так и на подготовку к государственной (итоговой) аттестации.

В процессе проведения занятий используются активные методы работы: «круглый стол», дискуссия, работа со словарями, с документами, сочинение, составление тематических словариков, деловая и дидактическая игра, коммуникативный тренинг по решению речевых ситуаций. В процессе итогового контроля предусмотрена защита проектов «Язык и моя профессия», творческих работ (по выбору учащихся). Курс «Русский язык и профессии» разработан для учащихся 9 класса, рассчитан на 17 часов

Цель:

-формирование коммуникативно-языковых профессиональных компетенций обучающихся

Задачи:

-ознакомить с коммуникативно-языковыми требованиями профессий ;

-совершенствовать орфоэпические, орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы русского языка;

-развивать коммуникативные способности, умение строить тексты разных жанров и стилей,

- обеспечить подготовку детей к государственной (итоговой) аттестации

   Виды  практической   деятельности учащихся:

- «круглый стол»,

-дискуссия,

-работа со словарями, с документами,

-сочинение, составление текстов,

- сжатое изложение текста;

-коммуникативный тренинг,

-составление тематических словариков,

-деловая и дидактическая игра,

-анализ текстов,

-редактирование текстов,

- рефлексия,

-защита проектов «Язык и моя профессия», творческих работ

 

Содержание

Введение. Русский язык и мир профессий. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» о сферах использования государственного языка.

Исчезнувшие профессии. Устаревшие слова. Архаизмы. Историзмы.

Современные профессии. Неологизмы.

Языковой портрет представителей профессий. Профессионализмы. Неологизмы. Устаревшие слова. Профессиональные жаргоны. Пословицы, поговорки, фразеологизмы о профессиях

Нормы речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использования. Профессиональная специфика речевого этикета.

Формулы речевого этикета. Речевая культура юриста

Публичное выступление. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приёмы поиска материала. Начало, завершение и развёртывание речи. Способы словесного оформления публичного выступления. Доказательность и убедительность речи Логические и интонационно- мелодические закономерности речи. Трудности, связанные с порождением и восприятием речи, и пути их преодоления.

Дискуссия. Публицистический стиль речи. Обращения. Вводные слова. Средства выразительности.

Русский язык в различных сферах. Профессии, связанные со знанием русского языка. Русский язык в социальной сфере. Русский язык в сфере материального производства. Нормы русского языка в области орфоэпии, орфографии, пунктуации, грамматики, речевые нормы. Гласные звуки и их произношение. Некоторые правила произношения согласных звуков.

Особенности словесного ударения в русском языке. Ударение в словах и формах слов. Синтаксические нормы построения. Управление. Нормы согласования.

Построение предложений с однородными членами.

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

Деловое письмо. Официально-деловой стиль речи. Заявление. Служебная записка. Расписка Новые формы письменного общения. Развитие техники и новые виды письма (электросветовая реклама (бегущее письмо), электронное письмо, факс, компьютер).

Названия, характеристика профессий в лингвистических и энциклопедических словарях.

Профессионально-коммуникативные умения

Русский язык в профессиональной сфере. Профессионально-коммуникативная компетенция. Текст. Тема. Микротемы. Основная мысль. Структура текста. Абзац.

Эффективность речевой коммуникации.

 

Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

1

Введение. Русский язык и мир профессий. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» о сферах использования государственного языка

1 ч

2

Исчезнувшие и современные профессии

2 ч

3

Языковой портрет представителей моей будущей профессии. Профессионализмы.

1 ч

4

Профессиональная специфика речевого этикета

2 ч

5

Публичное выступление. Публицистический стиль речи. Дискуссия

6

Русский язык в различных сферах

3 ч

7

Деловое письмо. Официально-деловой стиль речи Новые формы письменного общения

8

Защита творческих работ, проектов «Язык и моя будущая профессия»

2 ч

9

Профессионально-коммуникативная компетенция

1 ч

 

Итого

17 час.

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:

роль русского языка как государственного языка Российской Федерации ;

коммуникативно-языковые требования к представителям различных профессий;

о применении речевого этикета в различных профессиях;

признаки текста;

основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств( жестов , мимики)

основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания):

основные признаки публицистического, официально-делового стилей;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые), нормы речевого этикета;

Учащиеся должны научиться:

строить диалогическую и монологическую речь;

строить устные и письменные высказывания с учетом норм литературного языка;

создавать тексты разных типов и стилей;

редактировать текст; совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;

пользоваться различными лингвистическими и энциклопедическими словарями

Литература.

Для учащихся

Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Буду­щее. - М., 1984.

Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.

Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.

Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет - М., 2004. -,.

Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.

Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.

18

Люстрова З.Л., Скворцов Л. Л., Дерягин ВЯ. Беседы о рус­ском слове. — М., !987.

Милославский ИТ. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.

Милославский ИТ. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

Словари

Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.

Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.Справочник профессий

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язы­ка. - М., 2004.

Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справоч­ник. — М., 2003.

Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.

Для учителя

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.

Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

Волгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. - М., 1997.

.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и прак­тика обучения. — М., 1998.

Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ши­ряева. - М., 1998.

Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы. — М., 1989.

Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.

Львова С.И. Язык и речь. Книга для учителя: 8—9 класс. — М., 2000.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Русская грамматика. Т. I. — М., 1980.

Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.

Интернет-ресурсы:

http://www.ucheba.ru/prof
http://www.e-xecutive.ru/career/trades/

http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html - Краткий  словарь  новых  профессий 
http://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm -  Словарь   профессий 
http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm - Толковый  словарь  (новые профессии, новые понятия)
http://www.zarplata.ru/ ( статьи, рассказы)
http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm -  Словарь  названий  профессий
http://www.vakansii.com.ua/showArticleNames.html?id-  Словарь  названий  профессий 

 

Краткий толковый  словарь  иноязычных названий  профессий  и специальностей: http://www.estrabota.ru

Новые  профессии : http://job.informika.ru

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/f1460379075.docx (Элективный курс "Русский язык в мире профессий")

Комментарии
Комментариев пока нет.