Элективный курс «Русский язык в мире профессий» (9 класс)
имени выдающегося земляка, главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Александра Александровича Новикова»
РАССМОТРЕНО на заседании МО______________________ Протокол №1 от 28.08.2015г Руководитель МО _______ Куклева Н.Д. |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно-воспитатательной работе ________ З.А.Антонова «28»августа 2015 года |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______ О.Н.Малая Приказ № 173 «__28_» августа 2015года |
Рабочая программа элективного курса
«Русский язык в мире профессий»
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в мире профессий» разработана на основе учебного плана Средней общеобразовательной школы № 14 города Костромы имени дважды Героя Советского Союза А.А. Новикова, с учетом письма Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413.
В современном мире появляются новые профессии. Для успешного профопределения ученик должен ориентироваться в мире профессий, знать квалификационные требования. Сейчас востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. В современном мире работник любой отрасли должен владеть навыками связного выражения мыслей в различных ситуациях. Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет нормами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата.
Занятия элективного курса «Русский язык в мире профессий» помогут детям узнать о новых и исчезнувших профессиях, освоить языковой портрет представителей различных профессий, построить публичное выступление, написать деловое письмо, в том числе с использованием ИКТ. Дидактический материал, используемый на занятиях, направлен как на профориентацию, так и на подготовку к государственной (итоговой) аттестации.
В процессе проведения занятий используются активные методы работы: «круглый стол», дискуссия, работа со словарями, с документами, сочинение, составление тематических словариков, деловая и дидактическая игра, коммуникативный тренинг по решению речевых ситуаций. В процессе итогового контроля предусмотрена защита проектов «Язык и моя профессия», творческих работ (по выбору учащихся). Курс «Русский язык и профессии» разработан для учащихся 9 класса, рассчитан на 17 часов
Цель:
-формирование коммуникативно-языковых профессиональных компетенций обучающихся
Задачи:
-ознакомить с коммуникативно-языковыми требованиями профессий ;
-совершенствовать орфоэпические, орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы русского языка;
-развивать коммуникативные способности, умение строить тексты разных жанров и стилей,
- обеспечить подготовку детей к государственной (итоговой) аттестации
Виды практической деятельности учащихся:
- «круглый стол»,
-дискуссия,
-работа со словарями, с документами,
-сочинение, составление текстов,
- сжатое изложение текста;
-коммуникативный тренинг,
-составление тематических словариков,
-деловая и дидактическая игра,
-анализ текстов,
-редактирование текстов,
- рефлексия,
-защита проектов «Язык и моя профессия», творческих работ
Содержание
Введение. Русский язык и мир профессий. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» о сферах использования государственного языка.
Исчезнувшие профессии. Устаревшие слова. Архаизмы. Историзмы.
Современные профессии. Неологизмы.
Языковой портрет представителей профессий. Профессионализмы. Неологизмы. Устаревшие слова. Профессиональные жаргоны. Пословицы, поговорки, фразеологизмы о профессиях
Нормы речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использования. Профессиональная специфика речевого этикета.
Формулы речевого этикета. Речевая культура юриста
Публичное выступление. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Основные приёмы поиска материала. Начало, завершение и развёртывание речи. Способы словесного оформления публичного выступления. Доказательность и убедительность речи Логические и интонационно- мелодические закономерности речи. Трудности, связанные с порождением и восприятием речи, и пути их преодоления.
Дискуссия. Публицистический стиль речи. Обращения. Вводные слова. Средства выразительности.
Русский язык в различных сферах. Профессии, связанные со знанием русского языка. Русский язык в социальной сфере. Русский язык в сфере материального производства. Нормы русского языка в области орфоэпии, орфографии, пунктуации, грамматики, речевые нормы. Гласные звуки и их произношение. Некоторые правила произношения согласных звуков.
Особенности словесного ударения в русском языке. Ударение в словах и формах слов. Синтаксические нормы построения. Управление. Нормы согласования.
Построение предложений с однородными членами.
Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).
Деловое письмо. Официально-деловой стиль речи. Заявление. Служебная записка. Расписка Новые формы письменного общения. Развитие техники и новые виды письма (электросветовая реклама (бегущее письмо), электронное письмо, факс, компьютер).
Названия, характеристика профессий в лингвистических и энциклопедических словарях.
Профессионально-коммуникативные умения
Русский язык в профессиональной сфере. Профессионально-коммуникативная компетенция. Текст. Тема. Микротемы. Основная мысль. Структура текста. Абзац.
Эффективность речевой коммуникации.
Учебно-тематический план.
№ |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Введение. Русский язык и мир профессий. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» о сферах использования государственного языка |
1 ч |
2 |
Исчезнувшие и современные профессии |
2 ч |
3 |
Языковой портрет представителей моей будущей профессии. Профессионализмы. |
1 ч |
4 |
Профессиональная специфика речевого этикета |
2 ч |
5 |
Публичное выступление. Публицистический стиль речи. Дискуссия |
2ч |
6 |
Русский язык в различных сферах |
3 ч |
7 |
Деловое письмо. Официально-деловой стиль речи Новые формы письменного общения |
3ч |
8 |
Защита творческих работ, проектов «Язык и моя будущая профессия» |
2 ч |
9 |
Профессионально-коммуникативная компетенция |
1 ч |
|
Итого |
17 час. |
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:
роль русского языка как государственного языка Российской Федерации ;
коммуникативно-языковые требования к представителям различных профессий;
о применении речевого этикета в различных профессиях;
признаки текста;
основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств( жестов , мимики)
основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания):
основные признаки публицистического, официально-делового стилей;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые), нормы речевого этикета;
Учащиеся должны научиться:
строить диалогическую и монологическую речь;
строить устные и письменные высказывания с учетом норм литературного языка;
создавать тексты разных типов и стилей;
редактировать текст; совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
пользоваться различными лингвистическими и энциклопедическими словарями
Литература.
Для учащихся
Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1984.
Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М., 1986.
Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.
Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет - М., 2004. -,.
Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.
18
Люстрова З.Л., Скворцов Л. Л., Дерягин ВЯ. Беседы о русском слове. — М., !987.
Милославский ИТ. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.
Милославский ИТ. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Словари
Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.Справочник профессий
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2003.
Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. — М., 1984.
Для учителя
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.
Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
Волгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 1998.
Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5—9 классы. — М., 1989.
Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.
Львова С.И. Язык и речь. Книга для учителя: 8—9 класс. — М., 2000.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Русская грамматика. Т. I. — М., 1980.
Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. — М., 2004.
Интернет-ресурсы:
http://www.ucheba.ru/prof
http://www.e-xecutive.ru/career/trades/
http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html - Краткий словарь новых профессий
http://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm - Словарь профессий
http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm - Толковый словарь (новые профессии, новые понятия)
http://www.zarplata.ru/ ( статьи, рассказы)
http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm - Словарь названий профессий
http://www.vakansii.com.ua/showArticleNames.html?id- Словарь названий профессий
Краткий толковый словарь иноязычных названий профессий и специальностей: http://www.estrabota.ru
Новые профессии : http://job.informika.ru
Здесь будет файл: /data/edu/files/f1460379075.docx (Элективный курс "Русский язык в мире профессий")