ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа элективного предмета «Обществознание» для 11 класса на 2015-2016 учебный год разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Настоящая программа предназначена для подготовки учащихся 11 классов к выполнению заданий высокого уровня сложности С9 (мини – сочинения) и С8 (составление сложного плана развернутого ответа) единого государственного экзамена по обществознанию.
Показателем овладения содержания обществоведческого образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе) и составление сложного плана развернутого ответа. Данные задания позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Таким образом, умение написать эссе по курсу «Обществознание» и составить сложный план развернутого ответа соответствует государственному стандарту и существующим программам.
Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по обществознанию по данной форме контроля (выполнение задания С9), у многих учеников нет чёткого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Чаще всего учащиеся в свободной форме излагают свои мысли по поводу выбранной ими темы из предложенных шести афоризмов и высказываний. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. К сожалению, в настоящее время недостаточно литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9; а также образцов эссе, по которым учащиеся смогли бы отрабатывать умения и навыки творческого письма. Задание С8 требует не только знания содержания темы, но и соблюдения логики раскрытия указанной темы.
Новизна программы данного элективного предмета определяется созданием собственной методической системы обучения навыкам и умениям написания обществоведческого мини – сочинения с использованием пособия С.А. Фоминой и учебно-методического пособия О. А. Чернышевой. Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 11 классов и проводится в течение года по 1 часу в неделю.
Цели обучения:
- углубление знаний учащихся по основным темам курса «Обществознание»;
- овладение практическими умениями и навыками написания обществоведческого эссе.
Задачи элективного предмета:
1.Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе и составления сложного плана;
2.Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса и составлению сложного плана по заданной проблеме;
3.Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;
4. Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.
Содержание программы элективного предмета включает теоретические и практические занятия
Теоретические занятия (лекции) посвящены углубленному изучению тем обществоведческого курса, работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.
Данный элективный курс имеет практическую направленность, так как учащиеся:
углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;
овладевают умениями и навыками написания эссе;
учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;
совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:
– умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;
– умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;
– использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;– владение основами речевой культуры.
Результаты изучения элективного курса:
– ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и
умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;
– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;
– развиваются логические, коммуникативные, метапредметные результаты обучения.
Содержание занятий
Тема 1. Понятие эссе (2 ч.).
Особенности жанра эссе; значение термина в толковых словарях; виды эссе: философские, исторические, искусствоведческие,
литературные, научные. Чтение и анализ разных видов эссе, выделение общих жанровых особенностей. Рекомендации по подготовке к
написанию эссе .Объем работы, композиция эссе, стиль изложения, использование терминов, примеров. Работа с черновиком.
Тема 2. Критерии оценивания обществоведческого эссе ( 2ч.)
Таблица критериев ответа на задание С9; составление плана рецензии на эссе. Формирование умений рецензирования собственных
и чужих работ. Практическая работа. Памятка для написания эссе по обществознанию.( 2ч.)
Развернутая памятка для эссе; зачин, основная часть, заключение. Формулировка и раскрытие проблемы высказывания. Тренировочные
упражнения на написание отдельных частей мини-сочинения.
Тема 3. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой (1 ч.).
Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний; работа с
электронной библиотекой Кирилла и Мефодия.
Тема 4. Написание эссе по разделу « Философия» (3 ч.).
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Философия».
Практические работы: написание эссе по высказываниям философского содержания.
Тема 5. Написание эссе по разделу «Социальная психология» (3 ч.).
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социальная психология».
Практические работы: написание эссе по тематике социальной психологии
Тема 6. Написание эссе по разделу « Экономика» (3ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Экономика».
Практические работы: написание эссе по высказываниям экономического содержания.
Тема 7. Написание эссе по разделу « Социология» (3ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социология».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Социология»
Тема 8. Написание эссе по разделу « Политология» ( 3 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Политология».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Политология»
Тема 9. Написание эссе по разделу «Правоведение» (3 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Правоведение».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Правоведение».
Тема 10. Пробное написание эссе по заданной теме (1 ч.)
Практические работы: написание эссе по высказываниям обществоведческого курса.
Тема 11. Задания на составление сложного плана развернутого ответа по заданной теме. (2 ч.)
Критерии оценивания задания С8. Рекомендации по составлению сложного плана. Алгоритм написания сложного плана
развернутого ответа.
Тема 12. Тренировочные задания по написанию сложного плана на различные темы курса «Обществознания».(5 ч.)
Практические работы: составление сложного плана по основным темам разделов: «Человек», «Общество», «Познание», «Духовная сфера», «Политика», «Право», «Экономика».
Тема 13. Итоговое занятие.(1 ч.)
Список литературы:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный ресурс ww.KM.ru)
- Лазебникова А.Ю.Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики.-М.: Школа- Пресс,2000.
- Обществознание :учебник .для учащихся 10 класс: базовый уровень; под редакцией Л.Н.Боголюбова.-3-е изд.-М.:Просвещение,2011
- Обществознание :учебник .для учащихся 11 класс: базовый уровень; под редакцией Л.Н.Боголюбова.-3-е изд.-М.:Просвещение,2012
- Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности / авт.-сост. С.А.Фомина.- Волгоград : Учитель, 2013.
- Фомина С.А.Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию: учебное пособие – Самара: ООО «Офорт»,2011.
- Чернышева О.А. обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышева. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
- Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова – 4-е изд.-М.: Просвещение,2007
Тематическое планирование.
№ урока |
Тема занятия |
Кол-во часов |
дата |
Вид учебного занятия |
Содержание и форма контроля знаний, ОУУН и СД, УУД. |
||||
план |
факт |
||||||||
т |
п |
||||||||
1-2 |
Введение. Понятие эссе. |
2 |
Уунз |
Устные ответы на вопросы, записи в тетрадях. Выделять общее, делать выводы. |
|||||
3-4 |
Критерии оценивания обществоведческого эссе. |
1 |
1 |
Уунз |
Фронтальная беседа, опорный конспект. составление плана рецензии на эссе, уметь рецензировать свои и чужие работы. |
||||
5-6 |
Памятка для написания эссе по обществознанию. |
1 |
1 |
Лекция/ПЗ |
Устные ответы, тренировочные упр-ния. Формировать проблему, знать структуру., подбирать аргументы. |
||||
7 |
Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой |
1 |
ПЗ |
Сам-ная работа с источниками. Поиск информации в различных источниках, выделение главного. |
|||||
8-9 |
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Философия». |
1 |
1 |
Лекция/ПЗ |
Фронтальная беседа, опорный конспект. Обобщать и делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли. |
||||
10 |
Написание эссе по разделу « Философия». |
1 |
ПЗ |
Коллективная работа по написанию эссе. Применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов. |
|||||
11-12 |
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социальная психология». |
1 |
1 |
Лекция/ПЗ |
Фронтальная беседа, опорный конспект. Обобщать и делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли. |
||||
13 |
Написание эссе по разделу «Социальная психология» |
1 |
ПЗ |
Коллективная работа по написанию эссе. Применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов. |
|||||
14-15 |
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Экономика». |
1 |
1 |
Лекция/ПЗ |
Фронтальная беседа, опорный конспект. Обобщать и делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли. |
||||
16 |
Написание эссе по разделу « Экономика» |
1 |
ПЗ |
Коллективная работа по написанию эссе. Применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов. |
|||||
17-18 |
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социология». |
1 |
1 |
Лекция/ПЗ |
Фронтальная беседа, опорный конспект. Обобщать и делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли. |
||||
19 |
Написание эссе по разделу « Социология» |
1 |
ПЗ |
Коллективная работа по написанию эссе. Применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов. |
|||||
20-21 |
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Политология». |
1 |
1 |
Лекция/ПЗ |
Фронтальная беседа, опорный конспект. Обобщать и делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли. |
||||
22 |
Написание эссе по разделу « Политология» |
1 |
ПЗ |
Коллективная работа по написанию эссе. Применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов. |
|||||
23-24 |
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Правоведение». |
1 |
1 |
Лекция/ПЗ |
Фронтальная беседа, опорный конспект. Обобщать и делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли. |
||||
25 |
Написание эссе по разделу «Правоведение» |
1 |
ПЗ |
Коллективная работа по написанию эссе. Применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов. |
|||||
26 |
Написание эссе по высказываниям обществоведческого курса. |
1 |
ПЗ |
Самостоятельная работа. Рецензирование своей и чужих работ. |
|||||
27 |
Критерии оценивания сложного плана. |
1 |
УУНЗ |
Записи в тетради, устные ответы . Уметь оценивать по критериям |
|||||
28 |
Алгоритм написания плана развернутого ответа. |
1 |
УУНЗ |
Записи в тетради, устные ответы . Работать с алгоритмом. |
|||||
29 |
Составление сложного плана по темам раздела «Человек и общество» |
1 |
ПЗ |
Тренировочные задания, сам-ная работа. Применять знания на практике, соблюдать логику при изложении, полноту содержания |
|||||
30 |
Составление сложного плана по темам раздела «Экономика» |
1 |
ПЗ |
Тренировочные задания, сам-ная работа. Применять знания на практике, соблюдать логику при изложении, полноту содержания |
|||||
31 |
Составление сложного плана по темам раздела «Политика и право» |
1 |
ПЗ |
Тренировочные задания, сам-ная работа. Применять знания на практике, соблюдать логику при изложении, полноту содержания |
|||||
32 |
Составление сложного плана по темам раздела «Познание» |
1 |
ПЗ |
Тренировочные задания, сам-ная работа. Применять знания на практике, соблюдать логику при изложении, полноту содержания |
|||||
33 |
Составление сложного плана по темам раздела «Духовная сфера жизни» |
1 |
ПЗ |
Тренировочные задания, сам-ная работа. Применять знания на практике, соблюдать логику при изложении, полноту содержания |
|||||
34 |
Итоговое занятие. Итого по программе 34 часа. |
1 |
ПОУ |
Фронтальная беседа. Уметь обобщать, делать выводы, оценивать свою работу. |