Научно-исследовательская работа «Электронный учебник в школе: риски и преимущества»
Электронный журнал
Рабочее время / Информационные технологии
Электронный учебник в школе: риски и преимущества
Многие директора школ и родители хотят, чтобы дети учились по электронным учебникам. Во-первых, школьные рюкзаки сразу "похудеют". Во-вторых, есть большая вероятность того, что электронная книга пробудит у детей интерес к художественной литературе. В-третьих, применение электронных учебников позволит ученикам сэкономить время на поиск необходимой информации, а учителю – на составление заданий. Однако вводить это новшество в образовательный процесс нужно осторожно. Ведь если опыт не удастся, убедить учителей, родителей и детей повторить попытку будет сложно.
Действующее законодательство предоставляет школам право перейти на обучение с помощью электронных учебников. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Воспользовавшись данным правом, коллектив гимназии разработал в 2013 г. проект внедрения в образовательный процесс электронных учебников. Сейчас он находится на стадии реализации.
Планирование работы
Проект включает восемь этапов:
формирование творческой группы;
оценка готовности педагогов к использованию электронных учебников;
мотивация педагогов, учащихся и родителей к использованию электронных учебников;
решение финансовых вопросов;
проведение занятий с помощью электронных учебников;
анализ промежуточных результатов;
подведение итогов;
тиражирование опыта.
В творческую группу вошли представители администрации гимназии, учитель информатики и учителя, которые решили попробовать вести занятия с помощью электронных учебников, — начальных классов и биологии.
Заметим, что наше учреждение имеет статус городской инновационной площадки, поэтому большинство работающих у нас педагогов готовы к переменам. Однако так бывает не всегда. Некоторые педагоги настороженно относятся к введению новых технологий, поскольку боятся, что в отличие от учеников не справятся с их освоением и это снизит их авторитет.
Чтобы повысить уверенность педагогов в своих силах, нужно проводить разъяснительную работу, дополнительное обучение, стимулировать их морально и материально.
Творческая группа выбрала две модели использования учебников в образовательном процессе: в одном классе на всех предметах (2-й класс) и во всех классах параллели на одном предмете (9-11-е классы).
Промежуточные итоги
Все, принявшие участие в опросах, высказались «за». Аргументы: «портфель стал легким», «экономия бумаги», «нельзя отставать от технического прогресса», «классический учебник не исчез, но получил интересное дополнение», «все новое требует и новых средств изучения».
Учителя отметили, что использование электронных учебников вызывает у учеников эмоциональный подъем, стимулирует инициативу и творческое мышление. В результате они быстрее и легче усваивают материал.
Использовать электронные учебники можно на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления знаний и контроля, выполнения лабораторных работ, получения дополнительной информации.
В электронных учебниках много иллюстраций. Они содержат приложения с богатым интерактивным материалом, используя которые, можно проводить практикумы и лабораторные работы, слушать аудиофрагменты.
Работа с электронными учебниками дает преимущества и учителям. Они могут хранить в одном устройстве материалы для разных классов по разным предметам, всегда иметь доступ к методическим пособиям и конспектам занятий.
Нельзя сказать, что все в электронных учебниках идеально. Например, при решении некоторых задач сложно выполнить измерения. Для этого требуются стандартные носители информации, а устройства у ребят могут быть разными.
Сами учебники тоже требуют доработки. Хотелось бы, чтобы они содержали минимум текстовой информации. Ведь длительное чтение текста с экрана утомляет, в результате чего снижается способность воспринимать и усваивать знания.
Охрана здоровья детей
Внедряя в образовательный процесс электронные учебники, нужно помнить о здоровье детей.
Прежде чем внедрять электронные учебники в образовательный процесс, необходимо просчитать риски. Ведь если опыт не удастся, убедить повторить попытку и учителей, и родителей, и ребят будет сложнее. |
Наши ученики-второклассники, получив планшеты, стали массово играть в компьютерные игры на переменах. Вместо того чтобы отвлечься от экрана, дать отдохнуть глазам, они продолжали сидеть на месте или вставали группками в коридоре. Из-за беспрерывной работы устройства тратили много энергии, и их приходилось постоянно заряжать.
Чтобы решить эту проблему, администрация гимназии привлекла отряд вожатых для проведения физкультурной зарядки, танцевальных флешмобов и подвижных игр с детьми на переменах. Учителя физической культуры составили специальные комплексы упражнений в целях профилактики близорукости, сколиоза и гиподинамии. Классный руководитель ввела динамические паузы на уроках и усилила контроль за тем, чтобы дети на переменах оставляли планшеты в покое.
В результате за время реализации проекта ни у одного ребенка в классе не ухудшились зрение и осанка, а устройства стали работать целый день без подзарядки.
В целом опыт внедрения электронных учебников в образовательную деятельность гимназии можно признать успешным. Благодаря этому нововведению повысилось качество обучения и интерес учеников к предметам. Однако нам понадобились дополнительные финансовые вливания: на создание и поддержку материально-технической и методической базы, подготовку и стимулирование учителей. Кроме того, пришлось разработать мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей. Если вы готовы решать эти проблемы, попробуйте реализовать такой проект в своей школе.