Какие риски и преимущества ожидают учителя, желающего использовать мультимедийные презентации на уроке
Перед созданием презентации необходимо определить для себя, что такое презентация, нужна ли она вам на уроке и зачем. Презентация – это представление какого либо объекта (продукта вашей деятельности, фигуры, темы, задачи, уравнения и т.д.). И то как это представить, чтобы тем, кто ее смотрит захотелось узнать об этом больше, или решить эту задачу, или рассмотреть этот объект с другой стороны, задача не из легких.
Необходимо всегда соблюдать некоторые правила:
1) выбирать приятный цвет фона для слайдов, чтобы у присутствующих не уставали глаза;
2) создавать слайды различных макетов, чтобы разнообразить просмотр;
3) вставлять на слайды различные объекты, например, схемы, таблицы, диаграммы, карты, видеофрагменты, звуковые эффекты или музыку и т. д.;
4) не вставлять много анимации объектов.
Но, даже если вы будете соблюдать все правила создания и показа презентации, все равно дети будут смотреть на презентацию как на развлекательный момент на уроке. Они будут ждать чего-то интересного и в этом их надо не разочаровывать. Как только они видят на слайдах задачи (или задания), которые им предстоит выполнить, интерес начинает пропадать («Опять решать?»). Они не хотят мириться с тем, что прослушав и посмотрев на слайдах теоретический материал, практика необходима.
Если часто использовать на уроках презентации, то дети привыкают к «развлекашкам», когда можно просто ничего не делать, а сидеть и делать вид, что слушаешь и смотришь. В этом негативное воздействие презентаций. Поэтому презентации должны быть уместны на уроке.
Можно предложить урок-проект создания презентаций. Например, изучив какой либо объект или проведя исследование, результаты оформить не просто в виде письменного отчета, а в виде презентации. Вставить в нее таблицы с результатами исследования, создать слайд-сравнение каких-либо двух объектов, сфотографировать и поместить на слайд фотографию. Найти дополнительную информацию в интернете и оформить слайд со ссылками. И самим представить презентацию одноклассникам. Приведу некоторые примеры таких заданий на уроках. Например, во время интегрированного урока биология +информатика по теме «Питание и пищеварение» учащиеся работали в группах (разных лабораториях). Так социологическая лаборатория должна была заранее провести анкетирование среди учащихся школы и результаты анкетирования представить на слайдах в виде таблиц и диаграмм. Рекламная лаборатория должна была разработать и представить в виде презентации антирекламу вредных продуктов.
В следующем примере я привожу фрагмент урока геометрии в 9 классе по теме «Площадь многоугольника». На слайде представлена фотография египетских пирамид и задача, связанная с нахождением и сравнением площадей оснований двух пирамид. Далее на слайде дана ссылка на интернет-источник. Можно задачу эту не показывать, а дать ссылку и предоставить возможность детям самим даже составить задачу по данной теме, используя данные из интернета.
Вот такая работа может оказать положительное влияние не только на работу по предмету, но и на восприятие всех дальнейших презентаций. Дети будут пытаться находить в презентациях для себя вопросы и ответы на них. То есть в процессе показа презентации тоже будет происходить исследовательская, творческая работа учащихся, которая будет активизировать детей, заставлять их с интересом воспринимать представленную информацию.