Научно-исследовательская работа «О взаимодействии ученика-исследователя и учителя-тьютора»
МАОУ лицей № 64 г. Краснодара Из опыта работы Спицына Л.И., учитель физики
О взаимодействии ученика - исследователя и учителя – тьютора.
Двадцать первый век…Пожалуй, сегодня для каждого обучающегося в лицее актуально развитие собственных исследовательских и проектных компетенций, реализуемое через участие в индивидуальных или коллективных работах. Проектно-исследовательская деятельность, направленная на развитие личности каждого её участника, является результатом реализации эффективной педагогической технологии, которая служит комплексному развитию универсальных учебных действий ребёнка[*]
Хочу поделиться опытом организации некоторых этапов исследовательской работы.
Ученик - исследователь, проектировщик, автор собственных программ – кто он? Он – подросток, не просто сохранивший детскую тягу к поиску ответов на интересующие его вопросы, он тот, в ком с раннего детства развивалось исследовательское поведение. В таких детях абстрактный ген «поисковой активности» заставляет срабатывать «ориентировочно-исследовательский рефлекс» всякий раз, когда возникает проблемный вопрос, ставится исследовательская или творческая задача.
Изучение жизни и деятельности известных в науке людей привели исследователей к выводу, что у них у всех в возрасте 10 – 14 лет проблемно-познавательный интерес оказывался чрезвычайно высоким, что существенно влияло на развитие личности, выбор области профессиональной, творческой деятельности.
Что движет человеком, приступающим к исследовательской деятельности? Безусловно, побудительным мотивом становится заинтересованность в разрешении актуальной проблемы, возникшей, например, в процессе изучения темы по школьному предмету, или личностная мотивация в поиске нестандартных решений классических, «вечных» научных вопросов. Познавательный интерес ребёнка – главная движущая сила для юного исследователя, поэтому для каждого исследователя разрабатывается индивидуальная траектория работы над проектом, исследованием, задачей, которые тоже могут быть исследовательскими.
Как не пропустить идею, или где найти тему для исследования? Этими вопросами задаются многие учителя. Целью исследования, будь оно научным или учебным, является получение целой системы знаний об окружающей человека действительности. При этом основным продуктом исследовательской образовательной деятельности становятся знания, новые для ребёнка, знания, приобретённые им научным методом.
Проблема, над решением которой ученику захочется потрудиться, часто возникает в рамках лицейского урока. Например, при обсуждении перспективных видов топлив для двигателей внутреннего сгорания, всякий раз отмечаются как преимущества водорода - топлива с высокими технико-экономическими характеристиками, так и повышенная опасность его применения. Такая дискуссия на уроке в рамках изучения темы ежегодно завершается готовностью старшеклассника приступить к исследованию проблемы или к выполнению мини-проекта по данному направлению. Учителю важно поддержать интерес ребёнка к самостоятельной деятельности, его творческое начало. Например, предложив ученику самостоятельно или совместно с ним составить кластер понятий, связанных с определенной темой, учитель «запускает» мотивационный источник творчества ребёнка. Проблемное поле такого кластера, исходя из сущностных свойств выбранного для исследования объекта, приводит к разработке личностно-ориентированной программы действий юного исследователя.
Известно, что в исследовательской деятельности ответ, полученный на ранее сформулированный конкретный вопрос, всегда порождает новые вопросы, создает проблемные ситуации как противоречие между уже имеющимся знанием и пока ещё незнанием для ученика. Поэтому именно проблема, точнее, потребность в её разрешении, становится фактором, определяющим цель исследования, методы познания через различные формы поисковой деятельности. Если ученик готов искать ответ на интересующий его вопрос, даже если ответа ещё нет в современной науке, он – исследователь! Таким ребятам бывает интересно узнать, что исследования бывают разными:
Фундаментальные исследования – их проведение служит базой для разработки теорий, новых концепций в науке;
Прикладные исследования – их выполнение позволяет решать важные практические, в том числе и социальные задачи.[*]
Исследование, как творческий процесс поиска учеником неизвестных доселе знаний, осуществляется при тьюторском сопровождении и творческом взаимодействии с руководителем. Приступающему к исследованию ребёнку предлагаю ознакомиться с алгоритмом научного исследования, реализация которого позволит планировать и чётко организовать деятельность на основных стадиях его выполнения, обеспечив тем самым решение проблемы, сформулированной на начальном этапе.
Считаю важным, чтобы ученик знал о необходимости выделения трех основных этапов в работе над исследованием:
Подготовительный, во время которого формулируется тема, цель и задачи, определяется гипотеза, разрабатывается план научного исследования или его программа, выбираются средства исследования;
Основной, как этап выбора и изучения необходимой литературы, проведения теоретических или эмпирических исследований, обработки результатов и анализа полученных данных, формулирование выводов или рекомендаций по выполнению исследований;
Завершающий, как период работы над оформлением текстовой части исследовательской работы, корректировка названия, подготовка анимации презентационного сопровождения работы.
Каждому ученику известно, что без комплексной работы с книгами и другими источниками информации по интересующей исследователя проблематике, не обойтись. На этом этапе чрезвычайно важно глубокое включение в тему, с анализом уже имеющихся результатов, определением тех аспектов проблемы, которые недостаточно исследованы, что делает необходимым не просто изучение того или иного текста, а обязательным - его критический (оценочный) анализ.
Если исследователь опытен, он знает, как найти качественный источник информации (первоисточник) по выбранному направлению и использовать его в своей работе. Он, обладая высокой информационной грамотностью, может получить доступ, оценить и извлечь информацию: интерпретировать текст, визуализировать его, создавать нужные графики или схемы, читать их.
Если ученик - на пороге исследования, то поисковое чтение становится верным помощником в извлечении необходимой информации, её критическом оценивании и использовании в работе для цитирования и ссылок с учётом понятия «интеллектуальная собственность». Такая работа на первых порах осуществляется совместно учеником и учителем. По мере освоения технологии отбора информации, роль учителя переходит в режим тьторского сопровождения.
Особую роль в исследовательской деятельности играет умение ставить или задавать вопросы, в том числе креативные, раскрывающие области, неизвестные ребенку в рамках уже изученной темы, развивающие такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, аналогии, обобщение. Эта деятельность - творческая, и она ведётся совместно учеником и учителем - руководителем исследовательской работы. Результатом её становится заданный (прогнозируемый) уровень сформированности у ученика таких понятий, как объект и предмет научного исследования, методика исследования, научная значимость полученных результатов.
Литература
* Новиков А. М., Новиков Д. А. методология научного исследования. М., 2009, с. 112-114